Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Константин Симонов – один из известнейших авторов военного периода, снискавший любовь н только литературной критики, но и простого читателя. Стихи его, пронзительные, честные, рассказывают о любви и о тех испытаниях, которые ей приходилось проходить в военное время. Его стихи на живом примере, через настоящие человеческие переживания показывают последующим поколениям искренность чувства и патриотизм.
Лирика в литературном мире занимает особое место. В данной работе мы будем рассматривать творчество Константина Михайловича Симонова, а именно его лирический цикл «С тобой и без тебя», посвящённый Валентине Серовой.
Актуальность исследования определяется тем, что феномен лирики К. Симонова среди других произведений военного периода заслуживает особого внимания и рассмотрения с целью определить специфические черты представления его лирического героя, которые определили популярность поэзии автора и глубокий отклик на нее.
Константин Симонов в своих стихах военного периода представляет такую неповторимую смесь любовной лирической поэзии с поэзией патриотизма и размышления о судьбе Родины и человека, которая, думается, была на тот момент необходима читателю, отвечала его личным переживаниям, но не была до Симонова должным образом воплощена в поэзии, тяготеющей к разделению тематики войны и любовного переживания.
Объектом исследования является лирический цикл «С тобой и без тебя» Константина Симонова, а предмет нашего непосредственного внимания - своеобразие цикла, его основные художественные особенности.
Цель исследования: охарактеризовать художественное своеобразие лирического героя цикла «С тобой и без тебя» К. Симонова.
Эта цель предполагает решение следующих задач:
1) Определить содержание термина «лирический герой» стихотворного произведения.
2) Ознакомиться с спецификой лирического цикла «С тобой и без тебя» К.Симонова.
3) Проанализировать представление лирического героя и его ценностей на протяжении всего цикла «С тобой и без тебя».
В качестве эмпирического материала для курсовой работы использован лирический цикл «С тобой и без тебя».
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, анализ средств выразительности, сравнительный, частично-поисковый, индукция, синтез, описательный метод, включающий приёмы обобщения.
Практическая значимость этой работы заключается литературоведческой оценке специфики военной лирики Симонова с точки зрения представления в ней общечеловеческих ценностей военного периода, кроме того, функционирование лирического героя в избранном цикле позволяет создать представление и о личности автора, что может быть использовано в ходе изучения его творчества.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава 1. Характеристика лирического цикла
1.1. Понятие цикла и лирический герой в поэзии
Лирика является литературным направлением, основанным на выражении в тексте, а не описании, чувства героя. Сопереживание читателя лирическому герою выстраивается на созвучии жизненного опыта или наоборот, уникальности представляемой картины переживания.
В центре художественного внимания находится образ как картина мира, создаваемая поэтом при помощи художественных (изобразительно-выразительных) средств, и воспринимаемая читателем через эмоции, переживания, чувства.
Лирике свойственны ритмичность, наличие рифмы (за исключением нерифмованных произведений), отсутствие фабулы, сюжета. В лирическом произведении чётко выражены переживания лирического героя, небольшой размер, стихотворная форма.
Особое место в лирическом стихотворении занимает лирический герой, зачастую его образ не совпадает с автором или образом автора.
Проблеме определения сущности лирического цикла уделялось немало внимания в специальной литературе, понятие цикла имеет терминологическое значение.
Изучение творчества поэтов начала ХХ в. не представляется плодотворным без обращения к проблеме цикла. Сами поэты осознавали циклы как особую жанровую форму. А. Белый писал: «Только на основании цикла стихов одного и того же автора медленнее выкристаллизовывается в воспринимающем сознании то общее целое, что можно назвать индивидуальным стилем поэта; и из этого общего целого уже выясняется «зерно» каждого отдельного стихотворения; каждое стихотворение преломляемо всем рядом смежно-лежащих; и весь ряд слагается в целое, не открываемое в каждом стихотворении, взятом порознь».
В. Брюсов воспринимал книгу стихов как роман, который «раскрывает свое содержание последовательно от первой страницы к последней…Отделы в книге стихов – не более как главы, поясняющие одна другую, которые нельзя переставлять произвольно».
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Гареев М.А. Всегда в строю. Константин Симонов и военная тема // Независимая газета. 2001, №30. Электронный ресурс. Режим доступа: http://saturday.ng.ru/things/2000-ll-25/lsimonov.html Дата обращения 01.06.2018
2. Гареев М.А. Константин Симонов как военный писатель. История Великой Отечественной войны в творчестве Симонова и её современные толкования. – М.: ИНСАН, 2006. – 309 с.
3. Демидова Г.И. Константин Симонов. Перечитывая заново // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), № 2, 2010, с. 124-127.
4. Дымова И.А. Стихотворные новеллы военных лет К. Симонова. – СПб.: Роза мира, 2005. – 42 с.
5. Заболотская К.А. Роль публицистики как исторического источника в изучении проблем новейшего периода отечественной истории // Вестник Кемеровского государственного университета, 2, № 3 (59), 2014, с. 118-121.
6. Ичин К., Йованович М. «Лили Марлен» X. Лейпа и «Жди меня» К. Симонова: Опыт сближения с первого взгляда несближаемого // Wiener Slawistischer Almanach. 2000. № 45. – с. 38-51.
7. Кравченко Т.Ю. «Жди меня». История одной любви. – М.: Вагриус, 2005. – 238 с.
8. Кукулин И.В. Лирика советской субъективности: 1930-1941 // Филологический класс, № 1 (35), 2014, с. 7-19.
9. Лейдерман Н.Л. Открытие Родины // Филологический класс, № 23, 2010, с. 63-66.
10. Лосев Борис Евгеньевич. Талисман верности (стихотворение К. Симонова «Жди меня» в восприятии фронтовиков) // Филологический класс, № 23, 2010, с. 7-8.
11. Паустовский К.Г. Константин Симонов. Рассказы. Очерки и публицистика. Статьи и выступления по вопросам литературы и искусства. – М.: Художественная литература, 1972. 334 с.
12. Поль Д.В. Константин Симонов в начале XXI века: к столетию со дня рождения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, № 4 (66), 2015, с. 15-22.
13. Симонов К. Военная лирика. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1972. — 128 с.
14. Симонов К. Симонов и война. – М.: Время, 2016. — 768 с.
15. Симонов К. Стихи и поэмы 1936-1954. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. – 579 с.
16. Финк Л. Константин Симонов. – Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2385275/ Дата обращения 01.06.2018