Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики проблема разработки совершенной системы управления приобретает особое значение. Рынок постоянно нуждается в расширении управленческих задач, совершенствовании имеющихся и разработке новых приемов и методов управления, адаптируются для различных форм собственности и развития коммерческой деятельности предприятий. Все это требует поиска путей совершенствования управления. Именно поэтому процесс управления современным предприятием должен основываться на рыночных принципах, методах современного управления, которые создают условия для его сбалансированного, устойчивого развития.
Анализ научных исследований в области управления предприятиями, организационных предпосылок создания, современного состояния и специфики деятельности организаций показал, что все более распространенными становятся так называемые процессный и системно-процессный подходы в управлении предприятиями различного уровня и направленности. Процедура управления бизнес-процессами на основе системного подхода должна обеспечить адекватность сети бизнес-процесса по стратегии и изменений внешней и внутренней среды предприятия, то есть для перевода модели бизнес-процесса из имеющегося состояния в желаемое (усовершенствованное). Конечной целью системного анализа модели бизнес-процесса является создание системы управления бизнес-процессами, органично встроенной в систему управления предприятием и связанной с его стратегией.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что поиск прогрессивных организационных форм управления проектами направлен на создание систем, рассчитанных на соблюдение современных жестких требований заказчика к техническому уровню и качеству объектов за повышение степени индивидуализации запросов и минимизации стоимости и сроков реализации проектов.
В настоящее время происходит модернизация существующих организационных форм, хотя до сих пор не изобретена идеальная структура, которую можно было бы применять для реализации проекта.
Цель работы – провести анализ ООО «ЭнергоПромМонтаж» как системы и разработать предложения по ее совершенствованию.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты организации как системы;
2) провести оценку состояния организации как системы;
3) разработать проект изменения организационной структуры организации.
Объектом исследования выступает ООО «ЭнергоПромМонтаж».
Предмет исследования – организационная структура управления ООО «ЭнергоПромМонтаж».
Проблемам построения организационных структур управления посвящены исследования А.И. Балашова, О.С. Виханского, Л.А. Жигун, О.В.Кисловец, Б.З.Мильнера, Е.В. Полевой и многих других. Современные особенности формирования организационных структур управления проектами являются предметом научных изысканий Е.А Богачевой, И.Н. Горбовой, А.Т.Зуб, И.И.Зыряновой, А.В.Тебекина, Ю.В.Трифонова, А.С. Утеевой и других, однако единый подход к формированию организационных структур управления проектами не выработан.
Для проведения настоящего исследования были использованы следующие методы: сравнения, анализа и синтеза информации, метод сбора и обобщения информации на основе монографий и научных публикации российских ученых.
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические аспекты организации как системы
1.1. Организация как система
Для удовлетворения потребностей общества, разных групп населения в материальных и духовных благах, в бытовых услугах, охране здоровья, воспитании детей, образовании общество создает специальные учреждения - организации.
Организации - органические ячейки общества и самая массовая форма объединенного труда. В них реализуются производственные, социальные и экономические отношения, концентрируются основные трудовые ресурсы страны, ее технико-технологическая база и финансовые средства [29, с. 60].
Организация - это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач.
Организации создаются для осуществления определенных целей. Цели организации задаются извне или вырабатываются внутри них. С учетом этих целей выбираются форма и устройство организации.
В организацию входят ее участники, члены, работники. Организация - это не один человек. Это - общность людей. Причем, общность людей не просто связанных между собой, а взаимосвязанных, где действия одного обусловлены действиями другого и вызывают их.
Люди объединяются в организации потому, что цели, которые они ставят перед собой и которые важны для каждого из них, не могут быть достигнуты никем из них порознь. Только интеграция целей отдельных членов организации позволит достичь ее целей.
Многовековой опыт людей указывает на важное достоинство организации, которое состоит в том, что, соединившись наилучшим образом, люди могут получить больший результат своей деятельности, чем действуя порознь.
В этом находит выражение так называемый «эффект организации», являющийся следствием возникновения при объединении людей прироста энергии. Источником дополнительной энергии является взаимодействие участников организации.
Наука об организации стала наукой, когда открылось, что одинакового результата в определенных условиях можно достичь путем применения нового оборудования и за счет лучшей организации. С тех пор главной задачей этой науки стал поиск способов наращивания дополнительной энергии как средства реализации организационного эффекта.
Охарактеризованное выше понятие организации, в котором подчеркивается ее единство, целостность в определенной мере совпадает с часто применяющимся понятием системы. Следует выяснить, в чем эти понятия совпадают, в чем их различие.
Системой называется организованное сложное целое, совокупность или комбинация предметов или частей, образующих комплексное, единое целое. Иначе говоря, под системой понимается наличие множества объектов с набором связей между ними и между их свойствами [9, с. 37].
При такой трактовке системами являются:
- машины, собранные из множества деталей и узлов;
- человеческий организм, образуемый совокупностью клеток;
- предприятие, объединяющее и связывающее в единое целое множество производственных процессов, коллективов людей, машины и т.д.
Рассмотрим такие термины, как «объекты», «свойства», «связи».
Объекты - это части или компоненты системы. Такая сложная система, как предприятие, включает в себя цехи и участки, станочный парк, коллективы людей и т.д.
Свойства - это качество параметров объектов, а качество - есть внешнее проявление того способа, с помощью которого получается знание об объекте или которым объект вводится в систему. Свойства позволяют описывать объект количественно, выражая его в единицах, имеющих определенную размерность.
Связь - это то, что соединяет объекты и свойства в единое целое. Без связей система не может работать, функционировать.
Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами.
В управляемых системах всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления, т.е. субъект управления (управляющая часть), и имеется объект управления (управляемая часть) [20, с. 818].
Понятие организации и системы весьма близки друг другу. Объясняется это тем, что организация есть частный случай системы.
Люди объединяются для того, чтобы своей деятельностью удовлетворить потребность отдельного человека, коллектива или общества. Для того, чтобы обширный комплекс людей, машин, материалов и других ресурсов смог функционировать как единое целое, необходимо их объединение, превращение в организацию, создание специальной системы.
Первым, кто обратил внимание на необходимость создания систем, организующих труд людей для решения стоящих перед ними задач, был наш соотечественник А.А. Богданов. Он писал: «Жизнь человека и коллектива представляет собой цепь постановки - решения задач. Главная трудность заключается здесь в их величайшей разнородности. Задачи таковы, чтобы сорганизовать рабочие силы и средства производства в планомерно функционирующую систему; это организация людей и вещей в целесообразное единство».
В итоге, современная наука стремится представить организацию как систему, состоящую из взаимозависимых частей и переменных, и рассматривает организацию как социальную систему, входящую в состав более широкой системы общества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. – М.: Мартин, 2023. – 64 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть первая: [принят Государственной думой 21 октября 1994 года: одобрен Советом Федерации 26 октября 1994 года]. – М.: Проспект, 2023. – 736 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: [принят Государственной думой 21 декабря 2001 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года]. – М.: Норматика, 2023. – 239 с.
4. Аглушевич А.С. Совершенствование организационной структуры управления на предприятии // Инновационное развитие региона: интеграция управленческой науки и практики: сборник трудов Межрегиональной студенческой науч.-практ. конференции. - Новосибирск: Золотой колос, 2020. – С.213-216.
5. Айтказина М.А. Организационная структура и внутренний контроль на предприятии: взаимосвязь и поиск оптимальных решений // Инновации и инвестиции. – 2020. - №3. – С.143-146.
6. Баргесян Н.В. Моделирование организационной структуры управления промышленным предприятием (на примере АО «Кварт») // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2020. – Т. 22. - №2. – С.91-99.
7. Бецан Д.О. Анализ подходов к определению организационной структуры предприятия // Экономика. Менеджмент. Инновации. – 2020. - №2. – С.34-42.
8. Бобоев Д.С. Совершенствование организационной структуры управления предприятием // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. - №7. – С.21-27.
9. Веснин В.Р. Основы управления: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2019. – 272 с.
10. Власов М.П. Формирование организационной структуры предприятия в целях обеспечения его экономической безопасности // Петербургский экономический журнал. – 2020. - №1. – С.120-131.
11. Горян Л.С. влияние информационных технологий на организационную структуру предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №4-1. – С.116-118.
12. Елкин С.Е. Управление персоналом организации. Теория управления человеческим развитием: учебное пособие. – М.: Медиа, 2019. – 236 с.
13. Еремина И.Ю. Формирование эффективной организационной структуры на современном предприятии // Актуальные вопросы современной экономики. – 2020. - №5. – С.61-68.
14. Зорина О.О. Управление персоналом: право и экономика: монография. – М.: Юстицинформ, 2020. – 180 с.
15. Карзаева Н.Н. Организационная структура системы экономической безопасности предприятия // Бизнес. Образование. Право. – 2021. - №1. – С.43-47.
16. Карпец О.В. Методология выбора организационной структуры управления предприятием // Научное обозрение: теория и практика. – 2020. – Т. 10. - №9. – С.2003-2012.
17. Кириллова М.В. Изменение организационной структуры предприятия – как конкурентное преимущество // Синергия Наук. – 2020. - №52. – С.411-417.
18. Корнева Е.В. Организационная структура как основа эффективной системы управления предприятием // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2020. - №6. – С.92-100.
19. Крюкова О.В. Организационная структура предприятия: назначение и формирование // Инновации и технологический прорыв в АПК: сборник научных трудов междун. науч.-практ. конференции. – Кокино: БГАУ, 2020. – С.191-195.
20. Ли С. Исследование оптимизации организационной структуры предприятия // Экономика и социум. – 2020. - №6. – С.817-821.
21. Макарян Р.А. Роль организационной структуры в эффективном управлении организацией (на примере предприятия ООО «СК-Центр») // Импульс организационных инноваций: сборник конкурсных работ 1 межвузовского конкурса. – М.: Русайнс, 2020. – С.134-141.
22. Масалев Я.В. Организационная структура в стратегическом управлении предприятием // Инновационные технологии управление: сборник статей по материалам VII Всероссийской науч.-практ. конференции. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина», 2020. – С.44-46.
23. Маслова В.М. Управление персоналом. Толковый словарь. – М.: Дашков и К, 2020. – 131 с.
24. Руденко А.М. Управление персоналом: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. – 319 с.
25. Сидоркина С.В. Современные тенденции в проектировании организационных структур предприятий // Кадровик. – 2020. - №6. – С.78-83.
26. Тюрин С.Б. Организационная структура управления предприятием и принципы ее построения // Вестник БИСТ. – 2020. - №1. – С.14-23.
27. Управление персоналом организации. Практикум: учебное пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2020. – 365с.
28. Чесноков, А.Ю. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Студенческий форум. – 2021. - №2-1. – С.56-59.
29. Ягмурян В.Л. Методические подходы к построению организационной структуры управления предприятием // Развитие бизнеса и финансового рынка в условиях цифровизации экономики: материалы Всероссийской науч.-практ. конференции. – Волгоград: Сфера, 2020. – С.60-63.