Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обострение социально-экономических проблем в России в конце XX - начале XXI веков в первую очередь коснулось наиболее слабых слоев и групп населения. В силу социальных, психологических, физиологических, адаптационных характеристик в наиболее сложном положении оказались дети.
Негативное воздействие на детей оказало сокращение детских дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, художественных школ, учреждений семейного отдыха, летнего отдыха детей. Результатом происходящих процессов стали рост детской преступности, увеличение числа отцов и матерей, лишенных родительских прав, семейное неблагополучие, снижение жизненного уровня части семей.
Продолжает оставаться достаточно высоким число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значительное число детей-сирот по-прежнему воспитывается в интернатных учреждениях, что лишает таких детей возможности успешной социализации.
Таким образом, идет процесс появления большого количества детей и подростов социально опасном положении.
К сожалению, согласно данным Генпрокуратуры России, Свердловска область оказался одним из регионов России с высоким уровнем детской преступности. В период с января по июль 2022 г. несовершеннолетние в Свердловской области преступили закон 682 раза в качестве преступников или соучастников. Прирост числа эпизодов составил 23,6 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Что касается тяжести совершенных преступлений, то в регионе было зафиксировано 32 особо тяжких эпизода, 152 тяжких, 298 — средней тяжести и 200 — небольшой тяжести. Удельный вес преступлений, совершенных указанными категориями лиц, остается высоким.
Представленные данные обосновывают необходимость реализации региональных механизмов профилактики антиобщественного поведения подростков.
Значимость данной проблемы сегодня актуализирует проработку теоретических идей и концепций ее рассмотрения, а также выработку на всех уровнях практических действенных механизмов ее решения.
В свете этих проблем повышается актуальность социальной работы с данной категорией. В настоящее время, в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», органами системы профилактики проводится большая работа по социализации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Им регулярно предоставляются правые, психологические, социально-педагогические услуги, ведется работа по их трудоустройству и оздоровлению. Вместе с тем, число несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, продолжает оставаться стабильно высоким. В связи с этим возникает вопрос: насколько результативно организована система социально-педагогической деятельности с данной категорией лиц и какие проблемы свойственны этому процессу?
Отметим, что под несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, понимаются лица, жизнь и здоровье которых находятся под угрозой и (или) не соответствуют требованиям по содержанию и воспитанию в силу безнадзорности или беспризорности.
Объект работы – социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Предметом работы выступают методы и формы социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении в Свердловской области.
Цель работы заключается в осуществлении анализа социальной работы в Свердловской области с несовершеннолетними в социально опасном положении.
Для достижения цели нами были поставлены задачи:
1. Рассмотреть систему социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении: современное состояние.
2. Выделить характеристику мер конституционно-правовой защиты детей, находящихся в социально опасном положении.
3. Проанализировать практику социального партнерства в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении.
4. Рассмотреть особенности работы с несовершеннолетними в социально опасном положении, как клиенты социальной работы в Свердловской области.
Методы исследования: Необходимость сочетания теоретического характера работы с решением практических задач обусловила выбор комплекса методов исследования: общепедагогические и социологические методы, обобщение и изучение опыта).
1. Система социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении: современное состояние
Под социально опасным положением подразумевается ситуация, когда родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению, воспитанию последних, или оказывают на них негативное влияние, включая случаи жестокого обращения [21].
Проводимая профилактическая работа по преодолению ситуации социально опасного положения представляет собой систему социальных, правовых, педагогических мер, а также мер социально-педагогической реабилитации целью которых является выявление и устранение причин и условий, повлекших возникновение такой ситуации.
Современная система социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении (далее - несовершеннолетние), включает в себя представителей разных социальных и образовательных учреждений, задачей которых является организация комплексной работы по преодолению несовершеннолетними проблем, связанных с:
- обучением и профессиональной ориентацией;
- выстраиванием межличностных отношений как внутри семьи, так и другими представителями своего ближайшего окружения (детьми и взрослыми);
- преодолением внутриличностных противоречий и других психологических трудностей;
- возможностью трудоустройства;
- организацией качественного досуга и оздоровления;
- просвещением в части соблюдения прав и законных интересов в области уголовного, административного, гражданского, жилищного, трудового и семейного права.
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» относит понятие «социально опасное положение» к несовершеннолетним и семьям[3].
Статья 1 данного закона определяет несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении как «лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия».
За последние 10 лет в России уровень преступности среди несовершеннолетних неуклонно снижается, уступая место более опасным и в то же время латентным формам девиации: различным правонарушениям и другим моделям асоциального поведения. Между тем, по имеющимся данным, в России достаточно высокий уровень нарушения прав ребёнка [8]. Об этом также неоднократно заявляла детский омбудсмен при президенте России. В основном, нарушения прав несовершеннолетних связаны с применением насилия (в том числе сексуального) в отношении них со стороны взрослых.
В подтверждение данного тезиса обратим свой взор на анализ ситуации с реализацией прав ребёнка в России, подготовленный международной неправительственной организацией «Humanium».
По имеющимся у агентства данным, по - прежнему в стране не до конца урегулированы механизмы реализации прав детей - инвалидов; не созданы инструменты эффективной защиты прав несовершеннолетних от дискриминации, достойной окружающей среды, свободы выражения мнения. Особо подчёркивает правозащитная организация проблему домашнего насилия в Российской Федерации [19].
Подобные проблемы действительно остаются на повестке дня современного российского общества и чаще всего их можно наблюдать в семьях так называемой «группы риска», хотя данный термин нельзя использовать только применительно к социальной ячейке - семье. Например, в современной литературе часто используют и такую категорию как «несовершеннолетние группы риска». Ещё одно название, которое часто фигурирует в нормативно - правовой базе и доктринальных творениях, - это дети, находящиеся в социально опасном положении [7, с. 49]. На последнем понятии стоит остановиться более подробно, так как оно встречается чаше других.
Согласно Федеральному Закону №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее в тексте - ФЗ № 120) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [3, ст. 1].
Соответственно, если брать в расчёт законодательное определение «социально опасного положения», то оно имеет ряд характерных черт: а) обязательное наличие у лица в возрасте до 18 лет статуса безнадзорного или беспризорного; б) либо факт существования некой обстановки, могущей нарушить права ребенка; в) либо возможное совершение несовершеннолетним асоциальных поступков.
Вполне примечательным будет дополнить выше обозначенные положения данными из исследования Б.С. Воронина, которые ориентированы на изучение возможных причин социально опасного положения детей и подростков. Согласно им, к детям, находящимся в социально опасном положении относятся: дети из неблагополучных, конфликтных, асоциальных семей, которые объединены общими проблемами: материально - бытовое неблагополучие, тунеядство, конфликт поколений (61 % от всех случаев). В подобных семьях, пишет автор, происходит эмоциональное отторжение детей, их неприятие [14, с. 164].
Как верно подмечает Грибанов Е.В., последняя редакция в указанное выше определение вносилась в ФЗ №120 ещё в 2003 году [5]. Безусловно, время меняется и становится необходимым вносить некоторые коррективы в нормативно - правовую базу, чтобы отвечать запросам общественной жизни. Не до конца ясно, почему только в условиях беспризорности и безнадзорности ребёнок может находиться в социально опасном положении?
Коротко стоит напомнить, что безнадзорность - это социальное состояние ребёнка, при котором контроль за его поведением отсутствует вследствие неудовлетворительной работы его родителей (законных представителей) или иных учреждений, которые должны за ним следить; беспризорность - то же самое, что и безнадзорность, только при этом у несовершеннолетнего нет постоянного места жительства и (или) иного места пребывания.
Основания, на которые следует опираться при признании несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении:
1. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания;
2. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания. С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию;
3. Совершение несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение;
4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия. [1]
При анализе научной литературы нами были выделены следующие характеристики и особенности несовершеннолетних, находящихся в СОП, мы объединили их в следующие группы. (Таблица 1)
Таблица 1. Особенности несовершеннолетних, находящихся в СОП
Особенности несовершеннолетних, находящихся в СОП
Социально
психологические Эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых, бедность ценностных ориентаций, повышенная внушаемость, повышенная тревожность заниженная самооценка чувство незащищенности среди близких людей, постоянное нервное напряжение, раздражительность.
Педагогические Низкий уровень интеллектуального развития, низкий уровень мотивации к учебе, частые прогулы (сбегания с уроков).
Физические,
поведенческие Наличие «набора» хронических заболеваний, наличие невротических состояний (грызет ногти, качается, есть тики, заикание, наматывает волосы на палец во время диагностики и т.п.); неудовлетворенность базовых потребностей: ребенок голодный (в ответах все сводится к еде), уставший (в ответах много астении, многие вопросы пропускаются, нет сил), запущенный внешний вид (ребенок грязный, одежда не соответствует сезону, размеру и пр.).
В настоящее время мы видим, что не все неполовозрелые лица, ведущие асоциальный образ жизни, растут в неблагополучных семьях. Их асоциальность - не плод неумелого воспитания родителями, а результат другой стороны микросреды, то есть ближнего окружения. Подобно спорам грибков, аморальный образ поведения легко проникает в умы молодого поколения. Исходит он от тех, кто уже в силу жизненных обстоятельств был связан с криминалом, употреблением наркотиков, доступом к запрещённой информации в сети «Интернет» и т.п. Однако, данный вопрос остаётся дискуссионным в кругу криминологов.
Тем не менее, акцент на безнадзорности или беспризорности при определении статуса «находящийся в социально опасном положении» является не совсем актуальным. Стоит отметить, что по свежим сводкам государственных органов, в России вообще не осталось беспризорных детей. Поэтому, в основном, речь идёт о безнадзорности.
С точки зрения законодателей, надзор за ребёнком со стороны уполномоченных на это лиц должен быть всеобъемлющим, включать контроль за перемещением, посещением интернет пространства, общением со сверстниками и многое другое. Грань с репрессивными методами очень и очень тонка, что иногда приводит к «перегибанию палки» законными представителями. Чаще всего это выражается в физическом и психическом насилии. Нередки случаи дистрикций в виде ограничений экономического характера (невыдача карманных расходов, запрещение определенных покупок и т. д.). Поэтому, социальная опасность может возникнуть у ребёнка в многочисленных ситуациях, которые могут и не подпадать под диспозиции законодательства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). М.: Проспект. 2023. 64 с.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: Дата обращения: 02.03.2022.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Российская газета. N 147. 1998.
4. Российская Федерация. Законы. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон № 120-ФЗ: [Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года:одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года]. - Москва : 1999 г. - URL: - https://base.garant.ru/12116087/
5. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
6. Закон Свердловской области 16.07.2009 г. № 73-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей" URL: - https://base.garant.ru/12116087/
7. Акбердиев Р.А., Давыдова Е.В. Теоретические основы оказания социальной помощи многодетным семьям в центре социального обслуживания // Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. — Ставрополь, 2019. — С. 150 — 152.
8. Андреев, В. И. Проектирование многомерной модели творческой самореализации студентов — педагогов / В. И. Андреев, О. А. Милинис // Образование и саморазвитие. — 2012. — № 1 (29). — С. 3-8.
9. Артамонова И. С. Современные социальные технологии в экологическом образовании и воспитании подростков // Russian economic bulletin. - 2020. - № 6. - С. 166-172.
10. Афанасьев В. В. Педагогическое проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности педагога в вузе / В. В. Афанасьев, С. С. Ермолаева // Теория и практика общественного развития. - 2022. - № 2. - С. 128-130.
11. Афанасьев В. В. Социально-педагогическое проектирование в учреждении дополнительного образования / В. В. Афанасьев, В. В. Кочанова // Миссия социального педагога образовательного учреждения: взгляд в будущее: Материалы Городской научно-практической конференции. - М.: Тезаурус, 2019. - С. 81-87.
12. Береговая Е.Б. Развитие профессионального мастерства сотрудников региональных учреждений социальной сферы. Учеб. пособие / Е. Б. Береговая, И. В. Жгенти, С. Б. Казаковцева, И. Р. Киш и др.. - М.: Образ жизни, 2019. - 220 с.
13. Бокова О.А., Дацюк Н.Н. Комплексная программа как инновационная опытно-экспериментальная деятельность: опыт педагогической разработки // Мир науки, культуры, образования. — 2020. — № 5 (84V2020. — С. 181 — 185.
14. Бороздина, О. С. Общность как условие формирования просоциальной субъектной позиции у несовершеннолетних осужденных / О. С. Бороздина // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции, Самара, 16-17 июня 2016 года / под общей редакцией
15. В России растет число преступлений против детей [Электронный ресурс] URL: https://www.ng.ru/education/2021-12-08/8_8321_children.html (дата обращения: 05.01.20244)
16. Вагнер И. В. Социально-педагогическое проектирование воспитательного процесса в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 18-23.
17. Воронин Б.С. Особенности воспитательной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 160 - 168.
18. воспитания молодежи // Психология и педагогика социального воспитания: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. - Кострома, 2020. - С. 418-422.
19. Гаранина, Р. М. Дидактические принципы процесса формирования субъектной позиции студентов // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. — № 4. — С. 5883.
20. Гребенникова В. М. К обоснованию модели социально-педагогической ; поддержки семьи как субъекта проектирования индивидуальной
21. Грибанов Е.В. Научно-практический комментарий к ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный). М.: Проспект. 2022. 518 с.
22. Дегтярева Л.Н. Теоретико-правовые основы защиты конституционных прав и свобод несовершеннолетних в России. Тамбов: Российский государственный университет правосудия. 2017. 70 с.
23. Денисова О. А. Взаимодействие в инклюзивной образовательной среде как условие социально-педагогической поддержки детей и молодежи с ограниченными возможностями / О. А. Денисова, О. Л. Леханова // Социальнопедагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Сборник статей по материалам V Международной научнопрактической конференции. - Симферополь, 2021. - С. 70 - 74.
24. Захарова Ж. Л. Инновационный подход к проектированию развития сельских школ Арктики / Ж. Л. Захарова, З. С. Жиркова // Школа как стратегический ресурс развития Арктики: Сборник материалов международной научнопрактической конференции, посвященной памяти доктора педагогических наук, профессора Н. Д. Неустроева. - Киров, 2021. - С. 106-110.
25. Ибрагимова Л. А. Развитие готовности будущих педагогов к социально педагогическому проектированию в сфере летнего детского отдыха. Коллективная монография / Л. А. Ибрагимова, А. М. Салаватова, Н. Л. Жмакина, Е. А. Бауэр и др. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2022. - С. 124-139.
26. Ильевич Т. П. Особенности диагностики социально-педагогической культуры будущих педагогов // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXIX Международной научнопрактической конференции. - Пенза, 2022. - С. 171-173.
27. Калимуллина О. А. Сущностные характеристики молодежи в контексте социокультурной реальности // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив. Материалы Международной научно-практической конференции. - Казань, 2016. С. 228-231.
28. Карлина, Т. А. Субъектность как важное условие формирования личности / Т. А. Карлина // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 265-267.
29. Коваль А. С. Основные аспекты социально педагогического проектирования // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 30. - С. 90-93.
30. Козина Г.Ю., Морозова В.Н. Организация досуга с семьями «группы риска» в центре социального обслуживания населения // Педагогический институт им. В. Г. Белинского: традиции и инновации: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета. — Пенза, 2019. — С. 132 — 134.
31. Корсакова А. А. Проектная деятельность как средство социального
32. Кузбасс обогнал все регионы России по уровню детской преступности // URL: https://prokuzbass.ru/news/gorod/42262 (дата обращения: 20.02.2024).
33. Лаврентьева М. А. Психолого-педагогическое сопровождение умственно отсталых дошкольников с расстройством аутистического спектра. Монография / M. А. Лаврентьева, Н. В. Рябова, О. С. Гришина. - Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, 2021. - С. 5.
34. Лобченко Л.Н., Васильева В.Н. Деятельность региональных органов власти и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: нормативно-правовой аспект // Актуальные проблемы юридической деятельности в органах государственной и муниципальной власти: Материалы регионального научно-исследовательского семинара. — Мурманск, 2020. — С. 126 — 145.
35. Мартюхина А.Г., Касьянова Н.Н. Организация социально-реабилитационного сопровождения детей, пострадавших от жестокого обращения в семье, на базе кризисного центра «Орловский» // Психологопедагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: Материалы VII Международной научно-практической конференции. — Орел, 2020. — С. 248 — 252.
36. Никитина Н.А. Ситуация социально опасного положения как совокупность обстоятельств, порождающих профилактические правоотношения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2020. № 1 (51). С. 48 - 54.
37. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120- ФЗ: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: одобрен Советом Федерации 09 июня 1999 г. [ред. от 24.04.2020] // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177.
38. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ: принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г.: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 г. [ред. от 11.06.2021] // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 7007.
39. образовательной траектории детей / В. М. Гребенникова, В. К. Игнатович, С. С. Игнатович // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 6-2. - С. 333-337.
40. Реализация прав детей в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.humanium.org/en/russia/ (дата обращения: 08.01.2024)
41. Сангилбаеов О. С. К проблеме психолого-педагогического сопровождения в воспитательном процессе // Сборник трудов Международной научнопрактической конференции «XV Левитовские чтения» в 3-х томах. - Том 3. - М., 2020. - С. 717-721.
42. Трофимова, Н. С. Психологические особенности личности несовершеннолетних подростков с девиантным поведением / Н. С. Трофимова, А. С. Карманова // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 28 января 2022 года. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. - С. 342-346.
43. Швабауэр О. А. Социально-педагогическое проектирование адаптивной образовательной среды университета // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 2 (75). - С. 180-184.
44. Шкиль О.С., Гаврилюк Е.А. Социальное партнерство как одно из педагогических условий профессиональной подготовки кадров // Балтийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 1 (30)^020. — С. 133 — 136.