Фрагмент для ознакомления
2
Паспорт проекта
Актуальность проекта. Русская икона - выдающееся явление мировой культуры, важная часть русского национального искусства, одно из ярчайших свидетельств духовного и художественного гения России.
Икона имеет глубокое содержание. В изображении иконы соблюдаются иконографические законы о сюжете, использовании света, фигуры и так далее, этим и объясняется то, что икона не только является произведением искусства, но и выражает религиозное богословие. Она показывает нам красоту не земного мира, а мира Царства Небесного. Как говорят, икона - богословие в красках.
Проблема исследования. Иконопись является настоящим большим искусством, и потому современный человек напрягает все свои духовные силы, для того чтобы понять древнерусскую эстетику иконописи.
Объект исследования. Русская православная культура.
Предмет исследования. Иконопись на Руси.
Цель проекта. Изучение истории отечественной иконописи.
Задачи проекта:
• Рассмотреть феномен русской иконописи;
• Провести сравнение иконописных школ;
• Изучить творчество иконописца Андрей Рублева.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что русская иконопись является настоящим искусством, отражающим ментальность русского народа.
Методы исследования. В данном исследовании используются метод анализа, метод наблюдения, описательный метод, и метод сравнения.
Этапы реализации проекта. Изучение литературы по теме исследования. Сравнительный результат проведенного исследования. Формулирование выводов.
Продукт проекта. Исследование, раскрывающее особенности русской иконописи, характерных черт.
Перспектива проекта. В дальнейшем работа по данной теме может быть продолжена например, в аспекте более углубленного изучения цвета в иконописи.
1. Феномен русской иконописи
Почитать иконы на Руси стали с 988 года, когда было принято христианство. Первые иконы были привезены из Византии и стран Балканского полуострова. Оттуда же позднее приглашали и художников, которые обучали русских мастеров.
Самым известным из тех ранних памятников является икона «Богоматерь Владимирская» (в конце XI — первой половине XII века), доставленная из Константинополя.
Христианство отводит иконе особую роль. Сам термин «икона» пришёл из греческого языка и означает «изображение», «вид», «образ». Но, как пишет П.Н. Николов, это слово обладает несколькими значениями: «в прямом смысле - образ, портрет, изображение чего-то, статуя, изображение на монете, отражение в зеркале; в переносном смысле - мечта, подобие, притча, изображение, живой образ в смысле сходства, олицетворения. В таких значениях слово употреблялось еще языческими философами и писателями» .
В Священных книгах Ветхого и Нового Завета слово «икона» имеет более определённое значение. В Ветхом завете оно употреблено более 50 раз и везде имеет значение образа, изображения чего-то, что действительно существует, бытует, но не имеет языческого почитания, такого, каким пользуются языческие идолы.
В Новом Завете это слово употреблено более 15 раз и имеет значение образа на монете, образа Божьего, образа славы Господней, образа Сына Божьего, т.е. означает то, что похоже на сам объект, то, что его изображает.
Икона ни в коем случае не является идолом, и неправильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе к Божественному. Икона – это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе – есть почитание святого.
Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как невозможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и невозможно стать православным, отрицая иконы и их существование. Икона – это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.
Икона – это проекция мира божественного в наш мир. Люди, по существу своему, потерявшие божественную благодать, грешные, не в силах узреть силу Бога. И тогда Господь решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал её людям.
Икона - это окно и в то же время дверь в духовный мир. Это следует воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимает, где есть дом её. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлить волю свою нам, помочь, наставить на путь истины, ниспослать благодать.
Для православных икона занимает важное место в жизни. В России встречаются иконы почти везде: и в собственных домах, и в публичных местах. В православных семьях России есть «красный угол», где находится икона. Где живут дети, там обязательно икона русского святого Серафима Саровского. Даже когда православные путешествуют или посещают новые места, они берут с собой икону и ей совершают молитву, потому что икона дает чувство обязательного присутствия Бога. На самом деле, православные не молятся фигурам на иконе, а первообразу иконы - богу. Евгений Николаевич Трубецкой пишет: «Икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символистическим его изображением» .
Поэтому икона выражает специальные абстрактные мысли определенными знаками и цветом, вместо отражения реальной жизни.
Например: в иконе Богοродицы всегда три звезды - две звезды лежат на плечах и одна на голове. Это означает, что Матерь Божия соблюдает свою
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатов, М. В. Древнерусская иконопись / М. В. Алпатов. - М., 1984. - 345 с.
2. Алпатов, М.В. Андрей Рублев и его эпоха. - М.: Искусство, 1971. - 288 с.
3. Алпатов, М.В. Андрей Рублев. - М.: Изобразительное искусство, 1972. – 206 с.
4. Андрей Рублёв. - Режим доступа: https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-rublev
5. Искусство Византии. - Режим доступа: https://sitekid.ru/kultura_i_iskusstvo/iskusstvo_vizantii.html
6. Лазарев, В.Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. - М.: Наука, 1970. - 344 с.
7. Лихачев, Д. С. Крещение Руси в 988 году и государство Русь / Д. С. Лихачев. - М., 2019. - 45 с.
8. Николов П.Н. Богословие иконы (опыт исторического изложения догмата иконопочитания): канд. дис. на соискание учёной степени – Сергиев Посад, 2000г. – 151 с.
9. Умозрение в красках : Вопрос о смысле жизни в древнерус. религ. живописи : Публ. лекция / Кн. Е.Н. Трубецкой. - Москва : тип. т-ва И.Д. Сытина, 1916. - 44 с.
10. Школы иконописи на Руси: традиции и новшества. - Режим доступа: https://япос.рф/o-pravoslavii-ikrasote/shkoly_ikonopisi_na_rusi_traditsii_i_novshestva