Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни актуализирует важность проблемы воспитания самостоятельной и творчески развитой личности. Специфика развития человека и человеческого общества заключается в процессе периодического преодоления пределов знаний, существующих потребностей, имеющегося опыта и создания новых продуктивных знаний, новых переживаний и потребностей новых. Изменение содержания, усложнение условий обучения и воспитания привели к необходимости поиска новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.
Современная концепция дошкольного образования подчеркивает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, рассматривая его как меру общечеловеческих ценностей и отмечает, что «общее развитие личности, формирование ее способностей остается одним из основных целей образования. Согласно ФГОС, основными задачами реализации содержания образовательной области «художественно-эстетическое развитие» являются: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и музыки, выражение в творчестве своего отношения к окружающему миру.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Известные психологи и педагоги М. Монтессори, О. М. Дьяченко, А. А. Люблинская М. И. Лисина и др. подчеркивают особую восприимчивость дошкольника к творческому развитию, совершенствованию форм внимания, восприятия, воображения и памяти. В этот период происходит развитие творческого воображения, как умения по-новому сочетать факты и представлять результат работы до ее начала. Воображение дошкольника считается не только основой дальнейшего формирования творческих способностей, но и проявлением этой важнейшей черты в дошкольном возрасте.
Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению техники рисования уделяется мало внимания, что отражается на развития творческих способностей детей.
Творческое воображение — достаточно сложный психический процесс. Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, включаемое в процесс творческой деятельности, то есть деятельности, результатом которой являются оригинальные и ценные продукты. Такое воображение присутствует в каждой форме деятельности и поведения ребенка.
В соответствии с работами В. В. Давыдовой, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Е. И. Игнатьевой, В. А. Крутецкого,Д. Б. Эльконина, и др., воображение является не только необходимым условием эффективного усвоения детьми новых знаний, но и условием творческого преобразования знания доступны детям и способствует развитию личности.
Нетрадиционные техники рисования - это способ создания новых и оригинальных произведений искусства, в которых гармонично сочетаются цвет, линия и сюжет. Это прекрасная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать и, самое главное, выражать себя. О.А. Белобрикина, Р.Г. Казакова обращались к вопросу развития нетрадиционных техник рисования. Большинство нетрадиционных техник относится к спонтанному рисованию, где изображения являются результатом игрового манипулирования, а не результатом использования специальных изобразительных техник. Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, позволяют им глубже прочувствовать свой жизненный опыт, освобождают их от неприятных переживаний и ставят их в позитивную позицию «творцов».
Исходя из сказанного основываясь на актуальности была определена тема исследования «Использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: изучение использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: творческого воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использования нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Выделить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения старших дошкольников;
3.Подобрать методики измерения уровня развития творческого воображения старшего дошкольников и провести диагностику.
4. Разработать программу с использованием нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого- педагогической литературы, систематизация, обобщение;
эмпирические: диагностика по методике С.Немова, методы математической статистики.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
1.1 Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи считали его изначально данной в детстве способностью, которая с годами теряет свою силу. Опыт ребенка развивается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого человека. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и своими влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, здесь опять-таки совершенно иное для ребенка. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что творческое воображение ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Творческое воображение в жизни детей играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Оно проявляется гораздо чаще и допускает гораздо более легкое «отклонение» от реальности. И прежде всего дети верят в то, что изобретают. Творческое воображение позволяет детям познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно восполняет пробелы в своих знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира [5].
Растущая познавательная потребность детей во многом удовлетворяется с помощью творческого воображения. Это как-то устраняет дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет себе сельский пейзаж, полет снежинок новогодней ночью, красочные растения и т.д. Поэтому творческое воображение значительно расширяет пределы своего познания.
Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, не происходящих в повседневной жизни. Например, в игре ребенок спасает потерявшегося щека, представляет себя отважным пожарным. Это «участие» обогащает его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный опыт, позволяет ему глубже познать природную, окружающую, социальную и объективную действительность. По Л. С. Выготскому, воображение ребенка развивается постепенно, накапливая жизненный опыт, и все образы деятельности воображения, какими бы причудливыми они ни были, основаны на впечатлениях реальной жизни [6].
Согласно периодизации психического развития ребенка, предложенной Л. С. Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода является развитие творческого воображения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. – Москва: «Просвещение», 2014. – 300 с.
2. Благонравова, А. В. Воображение и творческое мышление. Обучающие тесты для детей 5-6 лет / А.В. Благонравова. - М.: Академия развития, 2017. - 209 c.
3. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – №2. – С. 68 95-98.
4. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. – Москва: Академия, 2019. – 125 с.
5. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. Выготский. - М.: Студия АРДИС, 2019. - 239 c.
6. Гаврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника [Текст] / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. – 2017. – С. 44-49.
7. Григорьева, О. А. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения детей 6-го года жизни [Текст] / О. А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2020. – № 5. – Ч. 2. – С.12.
8. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 [Текст] / Г. Н. Давыдова. - М.: Скрипторий, 2018. - 651 c.
9. Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников: программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – №11 (117).
10. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М., 2020. - 114 с.
11. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. – 2017. – № 5. – С. 34-38.
12. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с
13. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей [Текст] // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 5 (13). – С. 193-197.
14. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] / Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожогова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. – Омск: изд-во ОмГПУ, 2017. – 484 с.
15. Немов, Р. С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2018. – 687 с. 30.
16. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / под ред. Алексеева Р.А. – М.: Сфера, 2019.
17. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2017. – 368 с.
18. Саллинен, Е. В. Занятия по изобразительной деятельности. Средняя и старшая группы [Текст] / Е. В. Саллинен. – М.: КАРО, 2018. - 200 c.
19. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]. – СанктПетербург: Питер, 2015. – 304 с.
20. Стародубцева, И.В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И.В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2017. - 330 c.