Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вероятно, верно, что в рамках системной функциональной лингвистики (SFL) было проведено больше работы над «темой» в английском языке, чем в любой другой теории языка. Это может быть лишь предварительным утверждением, поскольку термин «тема» использовался для охвата очень больших областей грамматики английского (и других языков) - и границы того, какое использование уместно, четко не определены.
И, вероятно, также имеет место тот факт, что большинство - а возможно, и все - современные функциональные теории языка в значительной степени опирались на работу Холлидея над «темой» в 1960-х годах - или же на слегка измененную версию, описанную в его книге «Введение в функциональную грамматику» (далее IFG). Поскольку в прошлом SFL обеспечивал плодотворную основу для изучения «темы», предпринятая в данном исследовании попытка разобраться с основными остающимися проблемами этой области английского языка в рамках SFL должна быть актуальна для всех, кто придерживается широко функционального подхода к пониманию языка (а не только для системных функциональных лингвистов).
Цель данной работы – дать понятие темы и способа её выражения в английском языке.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Ознакомиться с историей понятия темы;
2) Выяснить, существует ли единое понятие «тема»;
и также привести доказательства, что способы выражения темы даны:
3) «сверху», (т.е. «дискурсивные функции», которые могут выполнять различные «тематические» конструкции);
4) «снизу» (т.е. функциональный синтаксис, реализующий различные «тематические» варианты в способах выражения темы);
5) «на их собственном уровне» (т.е. отношения различных способах выражения в «тематических» значениях друг к другу и к другим способам, особенно к тем, которые «транзитивные»).
Для решения поставленных задач в данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования: описательный, аналитический и метод контекстуального анализа.
Объектом исследования в рамках данной работы являются тексты лингвистических исследований.
Предметом исследования являются представление понятия темы и способ её выражения в рамках теоретической грамматики английского языка.
Материалом для данного исследования послужило исследование «The Many Types of «Theme» in English: their Syntax, Semantics and Discourse Functions» заслуженного профессора лингвистики Кардиффского университета Robin P. Fawcett.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованных источников.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы могут быть использованы в других научно-исследовательских работах, а также в качестве иллюстративного материала при преподавании ряда дисциплин (общее языкознание, теория перевода).
1 Понятие темы
1.1. История понятия темы.
Сначала следует обратиться к конкретному случаю «темы». В 1960-х годах Холлидей выдвинул ряд новаторских предложений, касающихся концепции «темы», которые оказали большое влияние -как в рамках системной функциональной лингвистики (SFL), так и в лингвистике в целом. Возможно, лучшим свидетельством влияния идеи (или набора идей) является то, что она входит в общее употребление без особого признания. Свидетельства того, что это произошло в случае с идеями Холлидея о «теме», широко распространены, но, возможно, самым важным примером был включение того, что по сути является подходами Холлидея к:
1. «теме» и «реме»,
2. «данному» и «новому»,
в великие грамматики Квирка и др. 1972 и 1985 годов [1,2] - и, следовательно, в многочисленные работы, которые явно воспроизводили их или находились под их влиянием. Холлидей незначительно изменил свое описание «темы» 1960-х годов в книге «Введение в функциональную грамматику» [3,4, но оно остается и сегодня - например, в 5 -по сути, так же, как это было в 1960-х годах (например, 6)].
Однако, в то время как большинство ученых, работавших в этой области языка, признали бы основополагающее влияние Холлидея на их текущее понимание этого аспекта грамматики английского языка, многие из них, включая некоторых, работающих в рамках SFL, указали на проблемы с его описанием темы на английском языке и предложили модификации.
Версия системной функциональной грамматики, на которую здесь опирается, уходит своими корнями в труды Холлидея начала 1970-х годов, но она была разработана под влиянием всех этих факторов. Результатом является то, что Батлер в своем очень тщательном сравнении SFG с двумя другими ведущими «структурно-функциональными» теориями языка пишет : «не может быть никаких сомнений в том, что SFG оправдала свои притязания на роль текстоориентированной теории языка; ... он обеспечил гораздо более широкий охват грамматики английского языка, чем другие подходы, поскольку особенно это касается кардиффской грамматики». И, проводя внутреннее сравнение двух ведущих версий SFG, он заявляет: «на мой взгляд, кардиффская модель представляет собой существенное улучшение по сравнению с сиднейской версией» [7].
Это исследование описывает новый подход SFL к понятию «тема» в английском языке. Он начинался как модифицированная версия описаний Холлидея в 1960-х и 1970-х годах, но сейчас, под влиянием упомянутых выше факторов, превратился в подход, который, как можно увидеть, существенно отличается от подхода Холлидея, оставаясь при этом столь же «системным» и столь же «функциональным». Важно отметить, что это новое изложение «темы» на английском языке является частью очень обширного и полностью интегрированного описания всех аспектов грамматики английского языка, и что это описание находится в рамках модели общающегося разума.
Но в то же время самые основные лингвистические принципы, на которых оно основано, по сути, те же, что лежат в основе модели Холлидея. Однако совокупное влияние основных новых источников фактических данных, упомянутых выше, привело к ряду важных изменений как в теоретических категориях модели (как изложено в [8]), так и в категориях, используемых при описании английского языка. Результатом является то, что эта альтернативная модель SFL позволяет избежать многих проблем, которые содержит текущее описание английского языка Холлидеем, включая проблемы с анализом конструкций, включающих аспекты «темы».
Самое основное предположение этого нового описания SFL - как и следовало ожидать при подходе SFL к пониманию языка - заключается в том, что «тематические» значения - это лингвистические значения, между которыми пользователь языка выбирает, чтобы служить различным целям, которые могут возникнуть в развивающемся дискурсе - точно так же, как мы выбираем между доступные значения «переходности», «настроения» и так далее. Но принцип, согласно которому «тематические» значения, подобно другим типам значений, обязательно предполагают выбор, является принципом, в котором описание Холлидея иногда игнорируется.
Эта новая описательная структура для «темы» также может претендовать на то, чтобы быть усовершенствованием Холлидея, по крайней мере, в следующих четырех аспектах. Во-первых, она более всеобъемлющая, поскольку охватывает определенные типы «тем», которые Холлидей опускает. В частности, в нем предусмотрены несколько типов, которые не описаны в [4,9,5]. Хотя некоторые из них довольно редки, другие встречаются довольно часто.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Quirk, R., Greenbaum, S., Leech, G., and Svartvik, J., 1972. A Grammar of Contemporary English.. London: Longman.
2. Quirk, R., Greenbaum, S., Leech, G., and Svartvik, J., 1985. A Comprehensive Grammar of the English Language. London: Longman.
3. Halliday, M.A.K., 1985. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold.
4. Halliday, M.A.K., 1994. An Introduction to Functional Grammar (Second Edition). London: Arnold.
5. Halliday, M.A.K., and Matthiessen, C.M.I.M., 2004, An Introduction to Functional Grammar (Third Edition). London: Arnold.
6. Halliday, M.A.K., 1964/76. English system networks. Course given at Indiana University 1964. Reprinted in System and Function in Language: Selected Papers by M.A.K. Halliday (ed. G.R. Kress), London: Oxford University Press, 101-35.
7. Butler, C. S. 2002. ‘On being true to form: Models of syntax in Systemic Functional Grammar. (Review article of Fawcett, R., A Theory of Syntax for Systemic Functional Linguistics, Amterdam: Benjamins 2000.) In Functions of Language 9.1.
8. Fawcett, R., 2000a. A Theory of Syntax for Systemic Functional Linguistics. Current Issues in Linguistic Theory 206. Amsterdam: John Benjamins.
9. Matthiessen, C.M.I.M., 1995. Lexicogrammatical Cartography: English Systems. Tokyo: International Language Sciences Publishers.
10. Rose, D., 2001. ‘Some variations in Theme across languages.’ In Functions of Language 8.1, pp.109-45.
11. Danes, F., 1974. ‘Functional Sentence Perspective and the organization of text’. In Danes, F. (ed.), Papers in Functional Sentence Perspecitive, The Hague: Mouton, pp. 106-28.
12. Matthiessen, C.M.I.M., 1988. ‘Semantics for a systemic grammar: the chooser and inquiry framework’. In Benson, Cummings and Greaves 1988, pp. 221-42.
13. Fries, P.H., 1992. ‘The structuring of information in written English text’. In Language Sciences 14, pp. 1-28.
14. Martin, J.R., 1992. English Text: System and Structure. Amsterdam: John Benjamins.
15. Fries, P.H., 1995b. ‘Themes. method of development and texts’. In Hasan, R., and Fries, P.H. (eds.) 1995a, On Subject and Theme: a discourse functional perspective. Amsterdam: John Benjamins, pp.317-59.
16. Huddleston, Rodney D, and Pullum, Geoffrey K. (principle authors) 2002. The Cambridge Grammar of English. Cambridge: Cambridge University Press.
17. Biber, D., Johansson, S., Leech, G., Conrad, S., and Finegan, E., 1999. Longman Grammar of Spoken and Written English. Harlow: Pearson.