Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты использования игровой деятельности в формировании диалогической речи дошкольников с ОНР 3 уровня
1.1. Диалогическая речь и её развитие у детей дошкольного возраста
В период дошкольного детства дети всегда активно осознают и осваивают все формы речи. Также, они знакомятся со звуковым составом слов. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребёнка в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно и непрерывно развивается. Происходит это благодаря освоению осмысленной речи и развития диалоговой речи. Дети всё активнее используют различные речевые логические построения в своей разговорной речи. Это помогает ему понять, что хотят от него родители, и иные взрослые, у них появляется способность классифицировать предметы, различать иерархию различных объектов и др. [3].
Вопросами развития связной речи детей исследователи занимались всегда, и во все времена. Проблемами связной речи занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и др. Каждый их учёных и исследователей приводит свои доводы в пользу необходимости развития связной речи детей, поскольку именно в дошкольный период времени каждый субъект начинает овладевать социальным пространством человеческих отношений. Происходит это прежде всего через общение.
Дети, которые посещают ДОУ в этом вопросе выигрывают по отношению к тем детям, которые воспитываются дома. Игры и общение с другими детьми помогает ребёнку адаптироваться в социуме и учиться полезным средствам коммуникации.
В ходе общения у ребенка формируются коммуникативно-речевые умения и навыки. Он вступает в контакт, устанавливает и поддерживает взаимоотношения и пытается понять партнёра. Формирование и развитие умений и навыков речевого общения является одной из важнейших задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Одна из основных задач педагогов дошкольной образовательной организации для детей с нарушениями речи - найти пути к развитию у каждого ребенка умений и навыков речевого общения.
Вопросами исследования и изучением детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах занимаются следующие направления:
-клиническое (Е.М. Мастюкова и др.);
- психолингвистическое (В.К. Воробьева, В.А. Ковшиков, Е.Ф. Соботович и др.);
-психолого-педагогическое (Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, С.Н. Шаховская и др.).
Ребёнок становится замкнутым и необщительным. Он ограничен в контактах, в общении со взрослыми и сверстниками, медленно включается в ситуацию общения. Ему трудно поддерживать беседу, вслушиваться в речь собеседника и др. (О.Е. Грибова, Е.М. Мастюкова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). У таких детей плохо формируются коммуникативные умения и навыки (С.А. Миронова, Н. Шаховская и др.).
Учёные и исследователи уверены, что все психические процессы активно развиваются у ребёнка именно в дошкольном возрасте. Большую роль при этом играют познавательные процессы. Именно они способствуют формированию связной речи ребёнка. От того, как ребёнок говорит и мыслит, будет зависеть всё его дальнейшее обучение, в том числе и в школе. С течением времени ребёнок постепенно овладевает диалогической речью, а на её основе, и монологической.
В ФГОС ДО отражены все необходимые задачи для того, чтобы ребёнок овладевал разговорной связной речью как основным средством культуры, общения и коммуникации. В дошкольном периоде времени у каждого ребёнка идёт активное овладение словарём. Каждый день он узнаёт новые слова и их смысл. Благодаря диалогической речи ребёнка понимают все окружающие, и каждый ребёнок всегда старается объяснить то, что сам хорошо понимает.
Активный словарь позволяет выстраивать дошкольнику связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Вместе с этим процессом развивается его интонационная и звуковая культура. Психологи говорят о том, что на практике есть возможность реализовать все цели и задачи, связанные с активной речью детей лишь в том случае.
Если педагоги и иные специалисты будут учитывать ведущую деятельность ребёнка. Это несомненно связано с ведущей деятельностью дошкольников, а именно, с игровой деятельностью. На этой основе выстраивается практически деятельность всех специалистов, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Учитель – логопед, к примеру, при работе с ребёнком использует разнообразные игровые упражнения, игровые задания и иные элементы игры. Сегодня существует множество игровых методик, которые в своей работе используют психологи и логопеды.
Специалисты часто говорят о том, что одной из наиболее важных задач дошкольного образования является формирование у дошкольников потребности к овладению знаниями и способами действий. У ребёнка никогда не должна иссякать мотивация к активной познавательной деятельности, и очевидно, что связная речь ребёнка будет при этом играть большую роль.
Принято считать, что именно проблемы, связанные с речью ребёнка, тормозят его мыслительные процессы, что, в свою очередь влечёт за собой всевозможные нарушения как устной, так и письменной речи. Развитие психических и интеллектуальных процессов у нормально развивающегося ребёнка проходит очень интенсивно, что позволяет им овладевать всеми необходимыми нормами социума. Благодаря этим процессам активно развивается эмоционально-волевая сфера ребёнка [12].
В идеале, как диалогическая, так и монологическая речь должны быть у ребёнка безупречны. Это важно по той причине, поскольку именно речь каждый ребёнок использует повсюду, при общении с взрослыми, дома, в ДОУ, на каких-либо занятиях и др. Когда ребёнок испытывает какие-либо затруднения с речью и произношением – это сразу же сказывается на его поведении и настроении [9].
Речевая деятельность ребёнка выполняет определённые функции его успешного развития. К этим функциям относят функцию преобразующую, поисковую и познавательную.
Дошкольник при выполнении речевой деятельности в полном объёме получает психические новообразования в виде произвольности психических процессов и внутреннего плана действия. Это сопровождается его рефлексией и соответствующим поведением [16]. Рефлексия, или обратная связь, для ребёнка жизненно необходима. Она позволяет ему адекватно оценивать свои успехи в любой деятельности, в том числе, и речевой. На основе этого постепенно формируется его личная самооценка. Нет необходимости говорить о том, что для человека в любом возрасте означает адекватная самооценка. От этого зависит вера в собственные силы и уровень личностных притязаний.
Для ребёнка также важен внутренний план действия. Его можно рассматривать как психическое новообразование, которое характеризует способность субъекта планировать и выполнять некоторые действия про себя [10]. Чтобы делать что-то про себя, необходима внутренняя речь. Она всегда связана со связной речевой деятельностью ребёнка. Именно в дошкольный период внутренняя речь ребёнка развивается очень активно.
При выполнении связной речевой деятельности внутренняя речь субъекта направлена на повторение и усвоение конкретных знаний, умений и навыков. У каждого ребёнка есть свой внутренний план. Чем больше шагов или пунктов в этом плане будет появляться, тем лучше ребёнок сможет контролировать свои действия.
В этом возрасте ребёнок уже умеет ставить перед собой некоторые цели. Он способен преднамеренно искать и находить средства достижения этих целей. Ребёнок каждый день постигает нечто новое и получает по этому поводу новые переживания. Особенностью этого возраста объясняется потребность ребёнка получать новые переживания и новые впечатления. Информации об окружающем мире у него становится всё больше.
1.2. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Процесс обучения дошкольников правильной и связной речи представляет собой совокупность многих разнообразных форм, способов и методов. Благодаря этим средствам и системной организации работы с детьми педагоги и иные специалисты имеют возможность научить детей правильной речи. Их задачей является необходимость научить детей правильно работать с любыми единицами речи, и в любой возникшей ситуации.
Общее недоразвитие речи 3 уровня характеризуется умеренными отклонениями в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Такая речь характеризуется наличием развернутой фразы, но речь ребёнка аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано и фонематические процессы отстают от нормы. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. При этом, свободное общение затруднено.
Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых взрослых, вносящих соответствующие пояснения в их речь. У детей с ОНР 3 уровня время появления первых слов не имеет резкого отличия от нормы. Однако сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны [12].
В настоящее время для детей с ОНР также существует много различных средств, которые позволяет, если не полностью правильно выполнить постановку детской речи, то по крайней мере максимально приблизить к существующим речевым нормам, которыми владеют обычно развивающиеся дети. Именно с их помощью педагог сможет научить своих воспитанников правильно употреблять любые единицы речи в зависимости от ситуации, в которой находятся дети.
Диалогическая речь дошкольников с ОНР имеет ряд специфических особенностей. Это позволяет учёным и исследователям констатировать факт её недоразвития у многих детей с ОНР. Сегодня практически все ДОУ, где есть дети с ОВЗ, выполняют свою важную миссию. Обеспечивается реализация права каждого ребенка на качественное и доступное дошкольное образование. В дошкольной организации обеспечиваются равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, поскольку именно это необходимо детям для успешной коммуникации.
Руководство и педагогические коллективы ДОУ своей главной задачей считают сохранение и укрепление физического и психо - эмоционального здоровья воспитанников. В каждом из помещений есть всё необходимое для пребывания детей, в полном соответствии всех нормативных требований федерального и регионального уровня, в том числе. требований ФГОС ДО.
Учителя-логопеды отмечают, что проблемы детей с ОНР выражаются в недостаточной информативности речи и нарушении логической организации высказываний. Всё это не позволяет детям полноценно овладевать диалогическими умениями. Состояние диалогической коммуникативной компетентности у детей с ОНР может быть полярным. Ребёнок может занимать пассивную позицию, или наоборот, в связи с чрезмерной активностью он не умеет слушать собеседника. Все это тормозит процесс развития связной речи, прежде всего, диалогической и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
Учитель-логопед развивает и корректирует речь детей. Подобного рода работа основана на коррекции и развитии различных психических процессов ребенка, в частности, мышления, восприятия, памяти, внимания. Специалист взаимодействует так же со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Она выявляет индивидуальные особенности развития ребенка, его сильные и слабые стороны, определяя при этом его оптимальный педагогический маршрут.
Специалист сотрудничает с семьей, с целью полноценного развития ребенка, обучает родителей отдельным педагогическим приемам, которые могут повысить эффективность взаимодействия с ребенком и стимулируют его возможности. Эффективность работы учителя-дефектолога зависит от успешности и своевременности освоения содержания учебной программы. Результаты работы специалиста отражаются в устойчивом и положительном прогрессе детей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
2. Адидова, Л.Р. Ролевая игра в раннем возрасте [Текст] / Л.Р. Адидова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 11. – С. 54-57.
3. Акулова, Е.И. Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников [Текст] / Е.И. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – No 9. – С. 65-69.
4. Андреева, А.Д. Проблема игровой мотивации современных детей [Текст] / А.Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008. – No 5. – С. 101-114.
5. Анкудинова, Н.Е. О развитии самосознания у детей [Текст] / Н.Е. Анкудинова // Психология дошкольника. Хрестоматия: для студ. сред. учеб. заведений / составитель Г. А. Урунтаева. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – С. 212-225.
6. Антонова, Ю.А. Весёлые игры и развлечения для детей и родителей [Текст] / Ю.А. Антонова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с.
7. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева // Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
8. Арушанова А.Г. Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. - С.68-73.
9. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
10. Белошистая, А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Белошистая // Педагогические технологии. – 2010. – No 2. – С. 3-9.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 400 с.
12. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
13. Вакуленко Ю.А. - Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. Волгоград, 2007. - 93 с.
14. Введенская, Л.А. Культура речи [Текст] / Л.А. Введенская // Ростов н/Д: Феникс. - 2001. – 448 с.
15.16. Гольдин, В.Е. Речь и этикет [Текст] / В.Е. Гольдин // М.: просвещение. - 2008. – 120 с.
16. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова // Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / В. В. Гербова. М.: Мозаика-Синтез. - 2010. - 64 с.
17. Граудина, Л.К. Культура русской речи [Текст] / Л.К. Граудина // Учебник для вузов. – М.: НОРМА. - 2008. – 560 с.
18. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 27.01.2024).
19. Григорьева, Т.П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 289-292. — [Электронный ресурс] - Режим доступа. –URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 27.01.2024).
20. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
21. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
22. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
23. Дмитриевских, Л.С. Обучение дошкольников речевому общению: занятия и игры для детей [Текст] / Л.С. Дмитриевских. – М.: Сфера. - 2011. – 64 с.
24. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст] / М.Г. Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.
25. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.
26. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. 316 с.
27.Жукова Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 317 с.
28. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2017. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 27.01.2024).
29. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: учебно-методическое пособие [Текст] / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. - 2013. – 198 с.
16. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007647264 (дата обращения: 27.01.2024).
30. Коник, О.Г. Психолого-педагогические основы процесса формирования речевых умений дошкольников / О. Г. Коник, С. А. Борцова. — Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2014/ (дата обращения: 27.01.2024).
31. Карпова, Е.В. Дидактические игры [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 2006. – 180 с.
32. Карпюк, Г.А. Реализация права ребенка на игру [Текст] / Г.А. Карпюк // Старший воспитатель. – 2007. – No 6. – С. 5-9.
33. Касаткина, Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ [Текст] / Е.И. Касаткина // Управление ДОУ. – 2012. – No 5. – С. 13-17.
34. Литвинова, Н.В. Игровая деятельность детей – важнейший базовый компонент дошкольного образования [Текст] / Н.В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. – Мн., 2007. – Сер. 5. – Вып. 1 – С. 115-124.
35. Леонтьев, А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 27.01.2024).
36. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0278/2_0278-3.shtml (дата обращения: 20.01.2024).
37. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева // Издательство: Сфера. - 2015. - 208 с.
38. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2017. – 361 с.
39. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2018 г.). Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2018. – С. 140-146.
40. Репина, О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников [Текст] / О.К. Репина // Психологическая наука и образование. –2016. – No 2. – С. 55-69.