Фрагмент для ознакомления
2
Роль личности педагога в образовательном процессе не просто огромная. Эта роль основополагающая. Образовательный процесс – это не только передача необходимой научной информации, но и процесс взаимодействия педагога и обучающихся – их взаимовлияние друг на друга, обмен эмоциями, мыслями, переживаниями. Педагог должен не только удовлетворять стремление человека к знанию, но и максимально мотивировать его на этот путь. Как показывает практика, ученики охотнее изучают тот предмет, преподаватель которого вызывает уважение и симпатию. Школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, её воспитательные возможности воспринимаются обучающимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент. Вот почему мировоззрение педагога, его поведение, его жизнь, его отношение к своему делу так или иначе влияют на всех учащихся. Поэтому важно, чтобы педагог смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире.
Личность педагога всегда играла важную роль в жизни нашего общества. Ведь именно ему предоставляется возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности. Но время не стоит на месте, и личность педагога должна меняться в соответствии с новыми веяниями. Она должна корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями образования. Мы наблюдаем, как с появлением новых компьютерных технологий, современный педагог находится в постоянном саморазвитии и самоусовершенствовании своих навыков и умений. Личность педагога в образовательном процессе является влиятельной, поскольку наше будущее напрямую зависит от воспитания последующих поколений Данный факт обусловил актуальность данной работы.
Объект исследования – личность педагога в процессе воспитания.
Предмет исследования – роль личности педагога в воспитательной деятельности.
Так, цель данного исследования – определить роль личности педагога в воспитательном процессе.
Данная цель обусловила следующие задачи:
- рассмотреть значимость личности учителя с точки зрения теории;
- определить личностные особенности современного педагога-словесника и их влияние на воспитательный процесс ;
-определить значимость уроков русского языка и литературы в контексте воспитательной деятельности современного образования;
-рассмотреть элементы духовно-нравственного воспитания школьников в практике учителя-словесника.
Методы исследования: анализ и синтез научной и научно-публицистической литературы, соответствующей теме исследования.
Степень изученности проблемы: данный вопрос довольно подробно раскрыт в трудах: Амонашвили Ш.А., Гильмановой Р.Н., Мудрян В.Л., Ермоленко А.В., Петраш И.А., Степановой Н.А. и др. Однако несмотря на высокую степень изученности, необходимо обобщить результаты их трудов в контексте вопроса роли личности педагога-словесника в воспитательном процессе.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов в рамках дисциплины «Методика преподавания русского языка и литературы» для студентов вузов филологического направления.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И КУЛЬТУРА ЕГО ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Значимость личности учителя: теоретический аспект
Личность педагога в воспитательном процессе имеет большое значение: изучению роли личности педагога и его коммуникативной культуры посвятили свои труды такие великие педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и К.Д. Ушинский. Каждый из них внес значительный вклад в определение совокупности профессиональных компетенций педагога; А.С. Макаренко стоял у истоков определения понятия "педагогическая технология" и на основе накопленного опыта теоретизировал технологию для последующих поколений. В его понимании основными компонентами личности педагога являются способности организатора и воспитателя, а главная задача учителя – умело сочетать эти компоненты [8, с. 333].
На сегодняшний день накоплен богатый опыт в определении требований к личности учителя. Исходя из этого, мы можем выделить две основные составляющие: личностные и профессиональные качества учителя. Профессиональные качества учителя играют важную роль, так как являются основным показателем уровня его педагогического мастерства. Учителя должны, прежде всего, обладать знаниями и навыками, необходимыми для осуществления своей профессиональной деятельности. Их профессиональные качества должны соответствовать общепринятым требованиям и стандартам в своей области знаний; В.А. Беликов утверждает, что в основе высоких профессиональных качеств лежит умение решать педагогические задачи и находить пути выхода из ситуаций. Личностные качества педагога должны дополнять его профессиональные качества и составлять целостность его личности. Эти качества охватывают как отношение учителя к ученикам, так и к самому себе. Одним из педагогов, который неоднократно подчеркивал необходимость гуманистической направленности, был В.А. Сухомлинский [14].Эта ориентация формируется на основе общечеловеческих ценностей и предполагает комплексное признание личности, учет положительных и отрицательных качеств, формирование и развитие разносторонней личности, укрепление веры человека в свои силы и значимость отмечает Н.М. Борытко в своей работе «В пространстве воспитательной деятельности» [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества и перспективы - вопросы образования. - М., 1990. - С. 102.
2. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография. -М.: Академия Естествознания, 2010. - С. 179
3. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - С. 181.
4. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. - С. 121.
5. Воспитательные системы в социальном институте образования / М.В. Воропаев // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием = oimru / ред. совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков; программист Д.А. Мариенко; Российская академия образования, ГНПБ им. К.Д. Ушинского. – Электрон. журн. с библиотекой. – М.: OIMRU, 2000. – Режим доступа: http://www.oim.ru
6. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (подходы и модель). -Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. - С. 260
7. Гильманова, Р. Н. Духовно-нравственное воспитание школьников в практике учителя-словесника / Р. Н. Гильманова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 184-187. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6682/ (дата обращения: 23.01.2024).
8. Егорова С. Ю. Роль личности педагога и культура его общения в образовательном процессе //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2012. – №. 1. – С. 333-337.
9. Мудрян В. Л., Ермоленко А. В. Личность педагога как условие результативности процесса нравственного воспитания молодежи //Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2007. – №. 11. – С. 159-161.
10. Олесова А. П., Каженкина У. В. Профессионально значимые качества учителя-словесника //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – Т. 6. – №. 1 (18). – С. 143-146.
11. Петраш И. А. Нравственное воспитание средствами художественной литературы. – 2014.
12. Петраш, И.А. Исторический роман как средство воспитания гармоничной личности / И.А. Петраш // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием); Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – С. 1724-1729. – ISBN 978-5-4417-0161-7.
13. Полиаспектная подготовка современного педагога: Коллективная монография / Науч. ред. Г. А. Медяник. - М., 2011. - С. 238
14. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. -М.: Педагогика, 1979. - С. 347.
15. Степанова, Н. А. Роль личности педагога в образовательном процессе / Н. А. Степанова, О. С. Немтинова, О. Н. Андреева, А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2019 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2019. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/328/14924/ (дата обращения: 23.01.2024).