Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Родительство — это совокупность исторически и социально изменчивых установок и практик, связанных с планированием семьи, обращением с детьми, отношениями взрослых как родителей и некоторыми психологическими аспектами этого комплекса.
Родительство – многогранное явление, проявляющееся как на индивидуальном, так и на надиндивидуальном уровне, которые одновременно являются этапами становления родительства. Родительское желание не сводится ни к биологическим инстинктам, ни к абсолютной социокультурной обусловленности.
С понятием «представление о родительстве» связано также понятие «мечта» как особой формы воображения. У людей есть феномен родительства. Некоторым молодым людям этот желаемый образ кажется контрастирующим с их «тяжелыми» детскими воспоминаниями, для других, наоборот, на положительном примере своих родителей, для третьих – на основе идеализированного образа в культуре.
Важным этапом становления родительства является подростковый возраст Идея родительства, отношение к ребенку и воспитание в целом являются основой реализации репродуктивного поведения. Подростковый возраст – период активного самоопределения, закладывающий основу будущей взрослой жизни. Основываясь на семейном опыте, мальчики и девочки формируют перспективы себя как родителя.
Таким образом, актуальность темы исследования определяет тем, что в настоящее время существует тенденция к более поздним бракам и рождению ребенка. Молодые люди не спешат заводить семью, что существенно сказывается на определении роли будущего супруга и представлениях о семье.
Именно поэтому особый интерес представляет выявление представления у девушек и мальчиков юношеского возраста об идеальном родителе.
Цель исследования – проанализировать особенности представлений «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что в представлении «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста не будет различий.
Объект исследования – представления «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста.
Предмет исследования – особенности представлений «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие «родительство» и представления об идеальном родителе;
2.Описать особенности представлений «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста;
3. Подобрать методики исследования представлений «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста;
4. Описать результаты особенности представлений «об идеальном родителе» у девушек и мальчиков юношеского возраста.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение психологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – диагностика, тестирование, педагогический эксперимент, методы качественного и количественного анализа результатов.
Методики исследования:
- Методика Р. В. Овчаровой «Представление об идеальном родителе»;
- Опросник «Сознательное родительство» М.С. Ермихиной, Р. В. Овчаровой.
База исследования.
В исследовании приняло участие 28 обучающихся 10 класса.
Практическая значимость результатов исследования: полученные в ходе диагностики результаты могут быть полезны социальному педагогу и классным руководителям в работе с подростками.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы представлений об идеальном родителе у девушек и юношей юношеского возраста
1.1 Понятие о родительстве в психологической литературе
Родительство – главная цель жизни, важное состояние и важная социально-психологическая функция каждого человека. Родительская природа влияет на качество потомства и обеспечивает личное счастье. Можно сказать, что будущее общества – это нынешнее состояние воспитания детей.
Изучая феномен родительства, мы рассмотрим вопрос о его взаимосвязи с семейной системой. Общепринятое представление о семье состоит в том, что помимо мужа и жены есть еще дети. Семья – это система взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми. В этом смысле родитель может быть включен как подсистема семейной системы, как относительно самостоятельная единица [9]. Таким образом, воспитание понимается как социально-психологический феномен, представляющий собой совокупность эмоционально-оценочных окрашенных знаний, а также представлений и представлений о себе, о родителях, реализующихся во всех сферах родительского поведения. У правительства также есть супруга, которая хочет начать новую жизнь.
Воспитание как психологический феномен представляет собой сложную структуру,
Р.В. Овчарова предлагает рассмотреть его с точки зрения феноменологического и системного подходов [12].
Феноменологический подход используется для понимания родительства как специфического психологического феномена. Этот подход использует когнитивные принципы, а не объяснительную психологию:
1. Когнитивный принцип, требующий учета влияния субъективных факторов, определяющих человеческий опыт и поведение. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть явления.
2. Принцип «эпохи», или принцип несуждения. Суть этого принципа состоит в том, что необходимо абстрагироваться от стереотипов и закономерностей, выявленных в феноменологических исследованиях, связывая наблюдаемые сцены с известными структурами и пытаясь «попасть в нее».
3. Принцип негативного и точного описания не учитывает влияние субъективного опыта исследователя.
4. Принцип контекстуальности означает, что феномен родительства не существует изолированно, а является неотъемлемой частью понимания человеком общего мира и его окружения [4].
Системный подход к пониманию сущности родительства
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:
1. Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.
2. Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
- как сложную комплексную структуру индивида;
- как надындивидуальное целое.
Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.
3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:
- план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;
- план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, т.е. анализ родительства по отношению к семейной системе;
- план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями;
- план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.
4. Факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:
- макроуровень - это уровень общества;
- мезоуровень - это уровень родительской семьи;
- микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
Что касается последнего положения системного подхода, то анализ литературы показал, что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, до конца еще не решен. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя [2].
Что касается репродуктивного поведения человека, то В.В. Бойко выделяет здесь три группы факторов [5]:
1) социально-психологическую адаптацию (посредством рождаемости) к явлениям макроуровня (урбанизация, занятость женщин, образование и культура, экономическое развитие общества, нормы и явления адаптации);
2) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне семьи (содержание функций семьи, образ жизни семьи, взаимодействие в семье, прочность брака, отношение супругов к беременности, полу и числу детей как условие стабилизации брака);
3) социально-психологические факторы регулирования рождаемости на уровне личности (потребность в детях, репродуктивная установка, репродуктивные мотивы, индивидуально-личностные свойства, ценность личности детей).
Представления о родительстве включают в себя все основные элементы данного социального бытия: семейные ценности, родительские сценарии, установки и ожидания в супружеских и родительских отношениях, которые отражают влияние родительской семьи на формирование этих представлений [11].
Представления о родительстве формируются в процессе интериоризации, обусловленного воздействием родительской семьи транслирующей определенный опыт родительства, образцы материнского и отцовского поведения, родительские роли, а также социальных условий проживания.
1.2 Особенности представлений об идеальном родителе в юношеском возрасте
Представление об идеальных родителях – наглядный образ, возникающий на основе имеющегося опыта (прежде всего в родительской семье) путем его воспроизведения в воображении. Представление образа этого явления менее ярко и менее детализировано, чем восприятие образа в реальной ситуации, но в то же время оно более обобщено и схематизировано.
Само понятие «образ родителя» различные авторы определяют по-разному. Так, например, А.В. Литвинова и Н.Г. Большакова [17] данное понятие определяют как «восприятие ребенком различий психологических качеств отца и матери, определяющих развертывание его будущей личности». А.А. Соловьева выделяет следующие аспекты такого представления и восприятия ребенком-подростком своих родителей: «образ реального родителя» – представление подростка о своем родителе, «образ идеального родителя» — представление подростка об идеальном, желаемом родителе, «образ себя как родителя» — представление подростка о том, каким он будет родителем и как себя видит в этой роли.
По своей сути представление об идеалах родителей является фантазией, так как явления идеальных родителей в реальности еще не существует, а существует лишь его образно сконструированное содержание. В это содержание могут входить образы эмоций, связанных с процессом воспитания детей, образы отдельных поведенческих актов и всего поведения в целом.
Изучив психолого-педагогическую литературу, выделим основные моменты по рассматриваемому параграфу и представим психолого-педагогическую характеристику юношеского возраста. В отечественной психологии возраст подростка рассматривается как граница детства и взрослости, связанная с участием людей в общественной жизни и деятельности. Границы возраста подростков – 11– 17 лет, что почти полностью соответствует периоду получения среднего образования школьной подготовки. Возраст подростка Д.Б. Элькониным делится на два периода: среднего и старшего возраста [2]. Юность рассматривается в возрасте 17-18 лет.
«Критический», «переломный», «трудный» – названия, отражающие особенность положения юношеского возраста. В этом возрасте фиксируется значимость процессов, которые происходят в этом периоде, теснее всего связанные с двумя этапами жизни в детстве и отрочестве. Переход из детства во взрослый возраст можно рассматривать как главное содержание, специфическое отличие всей стороны развития в этом возрасте – нравственной, умственной, социальной и физической. В рамках этих направлений происходит формирование качественного нового образования личности – формируется элемент взрослости, как результат перестройки отношений со сверстниками и взрослыми и способов социальной коммуникации [11].
Рассмотрим представления об идеальном родителе подростка на трех уровнях:
1.Уровень общества – влияние общественных факторов на представления об идеальном родителе.
2. Уровень собственной семьи – влияние семейных условий на представления об идеальном родителе.
3. Индивидуальный уровень (уровень личности) —влияние личностного фактора на представления об идеальном родителе. Идеал отца и идеал матери – составная часть идеала мужчины и женщины. Кроме того, идеал отца и идеал матери вместе составляют идеал родителей
Будущие отцы и матери получают в родительском доме определенный родительский опыт и образцы поведения, а способность мальчиков и девочек выполнять роль будущих родителей во многом зависит от усилий родительской семьи. Представления мальчиков и девочек о будущих родительских отношениях имеют различия в родительских представлениях и установках [1].
По словам Р.В. Овчаровой, представления мальчиков о своих родителях отличаются от представлений девочек. Таким образом, любовь, ответственность, внимание и трудности воспитания детей стоят в сознании девочек на первом месте. Вопросы обеспечения будущего ребенка, образования и выделения времени для родительского авторитета занимают первое место в сознании юношей, но испытуемые не обсуждают, какие личностные качества развивать в себе и как действовать. Это, по мнению автора, отражает узость представлений мальчиков и девочек о воспитании детей [13].
В последние годы обучения юноши и девушки больше задумываются о выборе учебного заведения для дальнейшего обучения и своего профессионального пути, создании семьи и воспитании детей. Идеальный отец характеризуется потребностью в большей открытости, открытости и любви в оценке дочерей.