Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной философии развития музыки чаще всего руководствуются культурологическим и аксиологическим подходами. Эту проблему иногда обозначают как аксиологическая мысль в музыке. Важным вопросом в этой области философии остаются формы и методы постижения музыкального бытия.
Музыка с одной стороны, рассматривается в онтологическом статусе как самостоятельная субстанция, а с другой, предстаёт перед нами в аксиологическом, то есть, ценностном свете как способ бытия в мире человека и человека в мире музыки. Б.В. Асафьев в своё время высказал мысль: не есть ли музыка по своей глубинной сущности что-то большее, чем искусство. Очевидно, что мыслить музыку только видом искусства – недостаточно. Музыка должна быть рассмотрена как звучащая философия. Существует мысль, что музыка - это философское откровение, а философия - это музыкальный энтузиазм.
С данной позиции педагогические принципы Г.Г. Нейгауза выявляются и рассматриваются как мировоззренческие. Педагогические принципы замечательного пианиста, выдающегося педагога фортепианной игры XX века Генриха Густавовича Нейгауза как никогда сегодня актуальны для самых разнообразных категорий обучающихся, как особо одарённых, так и просто любителей, которые любят рассматривать музыку как досуг и как дополнительное образование.
Г.Г. Нейгауз является одним из крупнейших музыкантов - педагогов XX века. Он создатель высокопрофессиональной исполнительской школы с блестящими результатами ее выпускников. Также, он является автором многих трудов по вопросам фортепианной педагогики. Его система преподавания опирается на лучшие традиции русской и мировой музыкально - педагогической мысли. Он сам не просто занимался с учениками технической зубрежкой. Его задачей было донести до ученика содержание того, или иного произведения, в том числе, художественный образ.
Г.Г. Нейгауз остался для потомков не только великим музыкантом, но и великим педагогом. Помимо того, что он был учителем музыки, также он был ее разъяснителем и толкователем, учителем сольфеджио, теоретиком, историком музыки. Для истинного развивающегося пианиста всегда интересны жизненные и творческие позиции выдающихся мастеров фортепианного искусства.
Организация досуговой деятельности является неотъемлемой частью любой образовательной организации, организации дополнительного образования и иной культурной организацией. Не зависимо от времени года для молодёжи и юношества всегда организуют досуговые мероприятия. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств подростков и молодёжи.
Обществу всегда требовались творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической
проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного
социального опыта, который должны усвоить последующие поколения.
В современных образовательных условиях значимость педагогической работы с детьми в системе дополнительного образования на государственном и социальном уровнях непрерывно возрастает. Продуктивно решать данную задачу позволяет сама система дополнительного и внеурочного образования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам и предвидеть конечный результат. Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации, в том числе, в системе дополнительного образования. Проблема изучения творческих способностей, в том числе, музыкальных, всегда интересовала ученых, педагогов и психологов.
Цель работы: Изучить педагогические принципы и педагогические методы Г.Г. Нейгауза.
Объект исследования: педагогический процесс музыкального воспитания и развития обучающихся фортепианной музыке.
Предмет исследования: педагогические принципы и педагогические методы Г.Г. Нейгауза.
Задачи:
1. Изучить роль музыки и музыкального образования в развитии творческих способностей обучающихся.
2. Рассмотреть мировоззренческие и педагогические принципы педагога фортепианной игры Г.Г. Нейгауза.
3. Описать педагогические условия организации музыкального досуга обучающихся с учётом музыкально-педагогических взглядов Г.Г. Нейгауза.
4. Предложить методические рекомендации по организации музыкального досуга обучающихся с учётом музыкально-педагогических взглядов Г.Г. Нейгауза.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, специальной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы музыкально-педагогических взглядов Г.Г. Нейгауза
1.1. Роль музыки и музыкального образования в развитии творческих способностей обучающихся
Понятие творческие способности – одно из самых сложных и интересных понятий в психологической и педагогической литературе. Понятие творческие способности изучалось и описывалось рядом авторов. Это Б. Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.
Способности вообще, представляют собой индивидуально-психологические особенности личности, которые отвечают требованиям той, или иной деятельности, являясь условием ее успешного выполнения. Б.М Теплов особое внимание уделял индивидуально-психологическим предпосылкам успешного развития тех или иных, функций и умений субъекта. А.Н. Леонтьев занимался изучением того, как из природных предпосылок, на основе структур человеческой деятельности возникают качественные психические функции и процессы. Способность существует только в движении и только в развитии. Авторы не отрицали врожденного неравенства задатков личности. Б.М. Теплов, в контексте дифференциальной психофизиологии понятие способности связывал с биологически обусловленными различиями людей. А.Н. Леонтьев в контексте системного понимания психологических функций и их развития, относил данное явление к сложным и окультуренным человеческим функциям [5].
Способности представляют собой характеристику души человека, понимаемые как совокупность различных психических процессов и состояний. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, которые способствуют успешному выполнению личностью различных видов деятельности. Любые способности – это то, что не ограничивается лишь системой знаний, но обеспечивает их быстрое приобретение и закрепление.
Это, и многое другое различные авторы определяют, как способности человека. Мнение практически всех авторов совпадает в одном [7].
Любая способность зависит от мотивации самого субъекта. в целом. здесь можно говорить о том, что способности человека представляют собой совокупность психических процессов и состояний, в том числе, высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
Способности человека могут быть классифицированы как лингвистические, гуманитарные, творческие, музыкальные, литературные, художественные, инженерные и др. Одним из видов способностей являются творческие способности человека. Они представляют собой единство природных задатков и приобретенного активного опыта. В психологии творческие способности определяются с точки зрения существующих качеств личности субъекта. Это основано на его духовных или материальных потребностях. Это может быть выражено как главная особенность личности, и ее динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности [15].
Автор Д.Л. Прокопьев считает, что творческие способности являются одной из подсистем динамической структуры личности, в структуре которой проявляются врожденные задатки человека. Л.С. Выготский говорил, что творческими способностями называют такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума.
Под творческими способностями будем понимать готовность человека к конструктивному и нестандартному мышлению при реализации личностно значимых задач. Творческие способности присущи каждому индивиду. Они возникают и развиваются в процессе деятельности. Автор А.Н. Лук выделял ряд творческих способностей.
К ним он относил:
1. Зоркость в поисках проблем, которая заключается в способности
увидеть то, что не укладывается в рамках ранее освоенного.
2. Способность к свертыванию мыслительных операций.
3. Лёгкость ассоциирования различных имеющихся у человека понятий.
4. Готовность памяти запомнить и опознать необходимую для
решения задачи информацию.
5. Гибкость мышления.
6. Способность к преодолению функциональной фиксированности.
7. Способность к сцеплению, проявляющаяся в способности объединять воспринимаемые раздражители, и так же быстро увязывать новые сведения с прежним багажом.
Многие авторы выделяют ряд универсальных творческих способностей.
К ним относят:
-реализм воображения, представляющий собой образное схватывание
существенной тенденции или закономерности;
- умение видеть целое раньше его частей;
-надситуативно - преобразовательный характер творческих решений;
-экспериментирование.
Творческие способности связаны с преобладанием у личности четырех особенностей:
1.Оригинальность и необычность высказываемых идей.
2. Семантическая гибкость как способность видеть объект под новым углом зрения.
3. Образная адаптивная гибкость как способность изменить восприятие
объекта.
4. Семантическая спонтанная гибкость как способность продуцировать
разнообразные идеи в неопределенной ситуации.
Творческие способности всегда охватывают определенный набор
мыслительных и личностных качеств субъекта, определяющих наличие способности к творчеству. Исследователи ведут поиск интегрального
показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может
определяться как сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления и творческих способностей. Творческие способности не возникают ниоткуда. Чтобы человек действительно их демонстрировал в полном объёме, необходимо пройти ряд этапов становления процесса творческих способностей [9].
Прежде всего – это подготовка основы творческой деятельности. Исследователи говорят про накопление эмоционального и сенсорного опыта. Это пробуждение личности человека к какой-либо деятельности, которая его сильно волнует. С течением времени у субъекта начинает формироваться определённый творческий, или креативный стиль поведения.
Если по каким-либо причинам страсть к творческой деятельности у человека не пропала, то в дальнейшем происходит лишь усиление подобного рода поведения. Творческая деятельность для самого субъекта всегда имеет большую полезность или ценность. Она всегда манит новизной и оригинальностью. Не всегда окружающие могут тоже отметить чужую творческую деятельность как несомненную ценность, но для самого субъекта творческой деятельности это не так важно. Проявления творческих способностей достаточно многообразны. Творческие способности объединяют многие аспекты, в частности – это способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
Творческие способности личности часто рассматривают через призму
социальной принадлежности. В структуре творческих способностей ученые выделяют два обязательных компонента, к которым относят творческое воображение и творческое мышление. Творческое воображение всегда предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются
в оригинальных и ценных продуктах деятельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Античная философия: учение о музыкальном эпосе. Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/1250115/post334685180/(дата обращения 31.01.24).
2. Аристотель: Взгляд на музыку. Режим доступа: https://barucaba.livejournal.com/255235.html?ysclid=l0s93oa7sq (дата обращения 31.01.24).
3.Асмус, В. О Генрихе Нейгаузе. Издательство «Высшая школа». Москва. 2005.
5. Анисимов, П.В. Методика преподавания музыки: проблемы становления профессионального стиля [Текст] // Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Материалы VII международной научно-практической конференции / Отв. Ред. Э.Б. Абдулин, Е.В. Николаева. – М. ,2002.
6. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность
[Электронный ресурс] – Красноярск: Красноярск, 1986.– Режим доступа:
http://www.lifepromo.ru/news/klassifikatsija-prazdnikov (дата обращения 31.01.24).
7. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, No4-2, 2013. – 16 с.
8. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
9. Герасимов, П.Е. Организация досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения подростков [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – No 2 (40). – С. 124-130.
10. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – No 3 (23). – С. 17-21.
11. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
12. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
13. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности учащегося как социально - педагогическая проблема [Текст] / И. Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М. Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
14. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, No1, 2013. – С. 5-7.
15. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
16. Крячко, А.А. Праздник как составляющая учебно-воспитательного
процесса [Электронный ресурс] – М.: «Рождество», 2007. – Режим доступа:
http://www.rojdestvo.ru/data/publish_pedag/publish_ped02.shtml (дата обращения 31.01.24).
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 195-201.
19. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. - No4, 2010. – 336 с.
20. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2018. – С. 113-117.
21. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, No1, 2012. – С. 90-102.
22. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2009. – С. 212-217.
23. Мужчиль, М.Д. проблема сущности музыки в древней философии. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_KAND_2009/Philosophia/39532.doc.htm (дата обращения 31.01.24).
24. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М.: Музыка, 1988 – 418 с.
25. Современное музыкальное образование – 2013: Материалы
международной научно-практической конференции (9-11 октября 2003г.) /
под ред. И.Б. Горбунова. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
– 329 с.