Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В экономических условиях, которые сложились на сегодняшний день, для многих современных организаций является проблемой оптимизация производства с целью получения или сохранения необходимого уровня прибыли.
В процессе осуществления эффективной деятельности компаний многое находится в зависимости от правильного анализа потребностей в материальных запасах. При потреблении они полностью переносят собственную стоимость на создаваемую продукцию, как раз в связи с этим у субъектов экономики возникает потребность в приобретении сырья и материалов для обеспечения процессов производства.
Материалы представляют собой важнейший компонент бухгалтерской отчетности современных организаций, которые осуществляют выпуск и реализацию продукции или перепродажу товаров. Их оценка в качестве элемента оборотных активов организации принимается в расчет при установлении уровня ее платежеспособности.
Бухгалтерская методология оценки материалов современной организации оказывает прямое воздействие на впечатление пользователей отчетности о рентабельности ее работы. Затраты на материалы выступают в качестве основы и являются необходимым условием по выполнению плана выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Главное значение имеет использование материалов и их расход. Изменение величины финансового результата (суммы прибыли или убытка), которое демонстрируется пользователям отчетности, формирует мнение пользователей по поводу рентабельности деятельности современной организации. В связи с чем тема учета материально-производственных запасов в организации является актуальной.
Цель работы – определить направления бухгалтерского учета материалов. в организации.
Задачи работы:
- раскрыть методологические аспекты учета операций с материалами;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета операций с материалами;
- учет материалов на складе;
- охарактеризовать инвентаризацию материалов в организации.
Предмет исследования – организация учета материалов.
Объект исследования – материалы.
Методы исследования: экономико-статистические, монографический методы.
Теоретическая основа. В качестве теоретической выступают труды отечественных ученых в области учета материально-производственных запасов: И.М. Дмитриева, Н.О. Вялкова, В.Б. Малицкая, К.О. Михайлова, С.С. Платонов и пр., а также нормативно-правовые акты в области учета материально-производственных запасов и материалы сети Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты организации учета материалов
1.1. Нормативное регулирование учета материалов
Ведение учета операций по движению материалов относится к основным бухгалтерским операциям.
Грамотное и соответствующее законодательству РФ ведение учета материалов дает возможность любой организации контролировать их поступление, сохранность и выбытие. Это позволяет принимать решения, минимизирующие издержки, помогает определять оптимальные цены на изготовленную продукцию или предоставляемые услуги. Учет операций по движению материалов регламентируется на всех уровнях нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ.
Документы в области нормативного регулирования бухгалтерского учета материалов можно сгруппировать на рисунке 1.
Рисунок 1 - Документы в области регулирования бухгалтерского учета материалов
Согласно данным рисунка 1, по назначению и статусу нормативные документы по бухгалтерскому учету материалов современной организации подразделяют на такие уровни:
- 1-й уровень – к нему относят Федеральные законы, Законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, которыми регламентируется прямым или косвенным образом организация и ведение учета и проведения аудита в субъекте экономики;
- 2-й уровень – сюда относят Стандарты (положения) по ведению бухгалтерскому учету и отчетности;
- 3-й уровень – сюда относят Методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и пр. ведомств;
- 4-й уровень – сюда относят рабочую документацию по бухгалтерскому учету самой компании (учетную политику, рабочий план счетов, график ведения документооборота и т. д.).
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует отношения между контрагентами по поводу покупки и продажи материалов, а именно договорную работу .
В качестве основного нормативного акта 1-го уровня выступает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ . Федеральный закон «О бухгалтерском учете» в части учета операций по движению материалов регламентирует только общие вопросы . Так, в ст. 7 нормативного акта указаны ответственные лица за учет и хранение первичной документации, в том числе и по учету операций движения материалов. В ст. 8 регламентированы правила составления учетной политики, а в ст. 9 закреплено, что предприятие может самостоятельно разработать бланки первичной документации. Это касается и учета движения материалов, операции по которым должны оформляться накладными на отпуск на сторону, требованием-накладной, лимитно-заборной картой и многими другими первичными документами.
В статье 17 указано, что предприятие обязано вести внутренний контроль . Внутренний контроль разрабатывается и внедряется для устранения выявленных бизнес-рисков, угрожающих достижению целей организации, которые касаются достоверности отчетности, эффективности и результативности операций, а также соблюдения применимых законов и нормативных актов. В части учета операций по движению материалов это особенно важно, так как на данном участке часто возникают ошибки при оформлении первичной документации, ввода данных о поступивших материалах. Такие искажения могут привести к снижению достоверности бухгалтерской отчетности.
Нормативными документами второго уровня являются учетные стандарты, которые можно определить в качестве свода важнейших правил, которыми устанавливается порядок ведения учета и проведения оценки конкретного объекта или их целой совокупности . Учетные стандарты (иначе - положения) являются призванными конкретизировать выше указанный закон «О бухгалтерском учете».
Осуществление бухгалтерского учета поступления материалов происходит, прежде всего, согласно ФСБУ 5/2019 «Запасы», который принят в марте 2020 года . В ФСБУ 5/2019 «Запасы» объем раскрываемых сведений значительно увеличен по сравнению с действовавшим ранее ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», что дает всем пользователям более информативные сведения о деятельности предприятия и возможность определить влияние применения стандартов на финансовое состояние субъекта хозяйствования. В новом стандарте значительно расширился перечень запасов, так действие стандарта распространено на объекты недвижимости и незавершенное производство. Не относятся по-новому ФСБУ к запасам финансовые активы и не принадлежащие фирме ценности.
Материалы же согласно стандарту – основный вид запасов, который необходим для производства продукции или выполнения работ. ФСБУ 5/2019 «Запасы» утвердил возможность изменения единицы учета материалов после принятия к бухгалтерскому учету.
От способа поступления зависит расчет фактической себестоимости. ФСБУ 5/2019 «Запасы» указывает, что при покупке себестоимость формируется обычным способом, а именно в нее включаются все затраты на приобретение и доставку. Если материалы поступили безвозмездно, то их необходимо оценить по справедливой стоимости. При выбытии материалов их стоимость оценивается по меньшей из двух величин: стоимость аналогичных материалов или сумма балансовой стоимости актива и затрат на получение материалов и их подготовку к использованию.
В качестве особо важного в рассматриваемой теме выступает Положение «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), потому что в нем излагают важнейшие принципы ведения учета. Касаемо материально-производственных запасов, в бухгалтерской отчетности компании должны быть раскрыты с учетом уровня существенности, как минимум, такого рода информационные сведения :
- по способам проведения оценки материалов согласно их группам (иначе - видам);
- по последствиям изменений способов проведения оценки материалов;
- по стоимости материалов, которые переданы в залог;
- по величине и движению резервов под снижение величины стоимости ценностей материального характера.
К важнейшим документам 2-го уровня относят вместе с тем План счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению. Согласно закону «О бухгалтерском учете», Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положению по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) все организации несут обязанность составления на базе сведений синтетического и аналитического учета бухгалтерской отчетности организации.
У документов 3-го уровня имеется рекомендательный характер, к ним, к примеру, относят Методические указания по проведению инвентаризации имущества и обязательств финансового характера – ими конкретизируется проверка наличия по факту в натуре согласно местам расположения материально-производственных запасов.
Документами 4-го уровня являются указания, инструкции, положения, приказы и прочие подобного рода документы по проведению постановки, ведения учета, которые непосредственным образом созданы в компании и являются стандартами внутрифирменными (сюда относят приказы о формировании учетной политики компании, должностные инструкции и др.).
Таким образом, нормативно-правовое регулирование учета материалов в РФ развито.
1.2. Порядок учета на счетах бухгалтерского учета и документальное оформление
Можно отметить, что все операции по учету поступающих в компанию материалов регламентируется документами всех уровней нормативного регулирования, это предоставляет возможность бухгалтеру эффективным образом организовать учет. Формы первичной учетной документации, которые являются унифицированными, по учету материалов были утверждены согласно Постановлению Госкомстата от 30.10.1997 г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве».
Нужно при этом отметить, что утвержденные данным документом унифицированные формы по учету труда и его оплаты, основных средств, уже утратили силу и сегодня не действуют.
А документы для учета поступления материалов могут использоваться организациями.
В таблице 1 представлены номер и наименование форм документации по поступлению материалов.
Таблица 1 - Документы по поступлению материалов
Оформление документального характера поступления сырья и материалов, конечно же, находится в зависимости от способа их поступления в компанию. В качестве поставщиков могут выступать организации промышленности и сельского хозяйства, торговые и посреднические структуры, ИП, просто физические лица . Помимо этого, сырье и материалы могут поступать в организацию и от подотчетных лиц, если ими сырье и материалы приобретаются за наличный расчет.
В достаточно крупных компаниях, как правило, есть специального рода служба снабжения, которой обеспечивается своевременность поступления сырья и материалов.
Доставку МПЗ можно осуществлять от поставщиков при помощи нескольких способов: посредством сил поставщика (так называемые централизованные поставки), сил самой организации (так называемый самовывоз) и посредством привлечения организаций транспорта. Вне зависимости от способа доставки поставщик обязан выдать организации, которая является покупателем, комплект всей необходимой документации: счета-фактуры, накладные, товарно-транспортные накладные (иначе - ТТН) и пр. При этом к указанной документации должны быть приложены документы, которые подтверждают качественный уровень приобретенных материалов, к примеру, сертификаты соответствия.
При поставках материалов, которые являются централизованными, приемку сырья и материалов осуществляют непосредственным образом на складе организации, являющейся покупателем. В том случае, если организацией самостоятельным образом вывозятся приобретаемые ценности, то приемку осуществляют на складе поставщика. В данном случае представитель организации-покупателя несет обязанность предъявления поставщику доверенности (формы №М-2, №М-2а) и документа, который удостоверяет его личность .
Доверенность выписывают в одном экземпляре и выдают работнику, который является получателем материалов, под расписку.
Учет доверенностей согласно форме №М-2а ведут те организации, у которых получение материальных ценностей согласно доверенностям носит массовый характер. Выдачу доверенностей данной формы ведут с применением журнала учета выданных доверенностей с листами, которые заранее пронумерованы и прошнурованы.
В рекомендуемой форме журнала учета доверенностей должны быть такие графы:
- № доверенности;
- дата выдачи доверенности;
- срок действия доверенности;
- должность и фамилия лица, которому была выдана доверенность;
- название поставщика;
- № и дата наряда (счета, спецификации и иного рода заменяющего наряд документа) или извещения;
- расписка лица, которое получило данную доверенность, и пр.
После того, как зарегистрирована доверенность в журнале, работник, которым получаются материально-производственные ценности, обязан в ней расписаться.
При применении формы №М-2 отрывную часть доверенности выдают сотруднику, который получает материальные ценности, а корешок с его подписью оставляют в бухгалтерии организации.
В связи с этим, доверенности согласно форме №М-2 регистрируют на корешках, подшивка которых происходит в хронологическом порядке, образуя книгу. На последнем листе книги, которая составлена из корешков доверенностей, (за период - месяц, квартал либо год) делают надпись за подписью главного бухгалтера: «В настоящей книжке пронумеровано _____ листов» (число листов пишут прописью) .
Но при этом учет доверенностей может проводиться и иным способом, при котором чистые бланки доверенностей нужно предварительным образом сброшюровать и пронумеровать в книгу (по 50 или 100 штук), а далее по мере заполнения каждую доверенность отрывать, оставляя в книге корешок.
Если сотрудником компании по каким-либо причинам не были получены материальные ценности, и была возвращена доверенность в бухгалтерию компании, то в корешке книжки доверенностей или в журнале доверенностей (согласно форму доверенности) делают запись: «Не использована».
Возвращенные неиспользованные доверенности хранятся в бухгалтерии компании до конца отчетного года, а далее их уничтожают, при всем этом составляют соответствующий акт .
Зачастую доверенность выписывают на 10-15 календарных дней. Если материалы систематическим образом получают у одного и того же поставщика