Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Мир природы загадочен, необычайно красив и уникален. Создавая оригинальные поделки из натурального материала, дети соприкасаются со своими сокровенными секретами, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свое творчество и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствуют и понимают особенности самого материала, замечают разницу в разнообразие цветов, форм и текстур. Задача педагога – воспитывать у детей умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помогать детям овладевать мастерством объективного воплощения воображаемых художественных образов.
Поделки из природного материала помогают открыть ребенку чудесный мир природы: увидеть забавного гномика на еловой шишке, зверька или птицу на сухом сучке. Любая работа по изготовлению поделок из натурального материала не только увлекательна, но и познавательна.
Ребенок дошкольного возраста приобщается к наблюдению за природными явлениями, учится заботиться об окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов и листьев. Практически в любое время года можно познакомить дошкольников с природой и найти природные материалы для изготовления поделок.
Природный материал – это кладовая для развития воображения, творчества, фантазии. Изготовление игрушек, поделок из натурального материала – это кропотливая, увлекательная и очень приятная работа, а процесс изготовления поделок из натурального материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но и разовьет фантазию, воображение, мелкая моторика рук, внимание, интеллектуальная и творческая активность.
Задачи, поставленные ФГОС перед дошкольной педагогикой, направлены на конечный результат – формирование целостной духовно-нравственной личности. Важной частью этого процесса является экологическое воспитание. Только человек, искренне любящий свою землю, свою родину, вырастет настоящим патриотом своей родины.
Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в:
– устойчивом познании природы и ее взаимосвязей;
– заботе о природе;
– правильном понимании понятия «здоровый образ жизни».
Особое значение имеют вопросы внедрения экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Ведь только в возрасте 3-5 лет закладываются основы мировосприятия. С другой стороны, знание ребенком природы является важным фактором в образовательном процессе.
Цель исследования – рассмотреть основы изготовления поделок из природного материала как средство экологического воспитания.
Объект исследования – процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – изготовление поделок из природного материала как средство экологического воспитания.
Задачи:
1. Осуществить психолого-педагогическое обоснование экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Описать цели и задачи экологического воспитания.
3. Рассмотреть изготовление поделки из природного материала как средство экологического воспитания.
4. Описать методику организации работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала.
5. Разработать методические рекомендации по работе с природным материалом для создания поделок как средство экологического воспитания.
Методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщения, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы изготовления поделок из природного материала как средство экологического воспитания
1.1 Психолого-педагогическое обоснование экологического воспитания детей дошкольного возраста
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит дальнейшее физическое и психическое развитие, интенсивно формируются различные навыки, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честность, правдивость, чувство долга, любовь и уважение к труду, честь и достоинство, любовь к Родине.
«Ребенок – это не уменьшенная копия взрослого», – писал более 130 лет назад русский ученый С. Ф. Хотовицкий. И действительно, тело ребенка сильно отличается от тела взрослого. Ребенок более податлив, пластичен, на него относительно легко оказывать различное влияние, как с хорошей, так и с плохой стороны. И чем младше ребенок, тем легче на него повлиять. Как писал А. В. Луначарский, «маленького ребенка можно лепить, старшему уже приходится сгибаться, а взрослому – ломаться».
Чтобы разумно воздействовать на ребенка и "вылепить" из него здоровую, гармонично развитую личность, необходимо организовать воспитание и уход за ним, исходя из особенностей организма ребенка.
Уже к 3 годам жизни ребенок увеличивает свою активность, начинает проявлять интерес к себе и ко всему, что его окружает. Родителей и опекунов преследует постоянное детское « почему?». В возрасте 3-4 лет ребенок много играет, любит подражать другим; поэтому в это время пример старших особенно важен для развития детей.
В 4-5 лет ребенок начинает в определенной степени подчинять свое поведение контролю разума, и теперь уже можно развивать его волю, инициативу, сдержанность, влиять на прихоти и развивать трудовые навыки. Привычки ребенка становятся более устойчивыми, у него появляется тяга к работе, вежливость, общительность, чувство прекрасного.
В 6-7 лет дети начинают ощущать любовь к Родине, ее природе, истории своей родины. Им не терпится прочитать истории, посвященные этой теме. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно-гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память.
В дошкольном возрасте, по мнению выдающегося педагога А. С. Макаренко, окончательно закладываются основы, корни экологического воспитания.
Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте можно и нужно закладывать основы экологической культуры, поскольку именно в этот период накапливаются яркие эмоциональные и творческие впечатления, первые представления о природе, закладываются основы экологической культуры, основы правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Психологические исследования педагогов показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Способность по-детски видеть мир в его ярких красках и образах очень необходима людям, поскольку такая способность является неотъемлемой частью любого творчества. Непосредственное восприятие объектов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, тем самым усиливая эстетические чувства. У детей этого возраста важно развивать общечеловеческие черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всю жизнь, что делает человека духовно богатым, способным к пониманию связи с природой и другими людьми.
Развитие у детей представлений об экологической природе протекает легче, если в процесс познания природы включить игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры.
Сравнение животного с аналогичной игрушкой и в то же время «игра с последней позволяет сформировать у детей представление о том, что является живым, и заложить основу для правильного обращения с ним». Русский педагог К. Д. Ушинский обратил внимание педагогов на необходимость общения детей с природой, на их способность с раннего возраста наблюдать явления природы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксенова, Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников [Текст]: методическое пособие. – М.: Наука, 2011. – 90 с.
2. Андреев, А. Мир природы и ребенок [Текст]: учебное пособие / А. Андреев. – СПб. : Издательство «Тропа Троянова», 2008. – 376 с.
3. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Е.А. Аркин. – М., 1968. – 256 с.
4. Арсеньева, В.П. Экологическое образование дошкольников [Текст]: учебное пособие / В.П.Арсентьева. – Смоленск: СОИУУ, 1999. –56 с.
5. Афанасьева, А. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / А. Н. Афанасьева // Молодой ученый. — 2011. — №9. - С. 34-38.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: избранные психологические труды / Д.И.Фельдштейна. - М., 1997. – 352 с.
7. Богословский, В.В. Основы общей психологии [Текст]: учебник для вузов / Сост. В.В. Богословский. - М.: Просвещение, 1981. – 390 с.
8. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст]: учебное пособие / А. П. Букин. – М.: Просвещение, 2004. – 113 с.
9. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников [Текст] / Т.В. Волосникова // Дошкольная педагогика. – 2005. –№ 6. - С. 16-20.
10. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов / Н.Ф. Виноградова. – М., 1996. – 165 с.
11. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы [Текст]: методическое пособие /О.А. Воронкевич. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 166 с.
12. Вьюнов, Ю. А. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Вьюнов. – М.: Наука Флинта, 2005. – 480 с.
13. Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
14. Ковинько, Л.В. Секреты природы – это так интересно! [Текст]: учебное пособие /Л.В. Ковинько. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 72 с.
15. Ковалев, Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. –1993. –№ 1. – С. 17-23.
16. Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе [Текст]: методическое пособие / Л.В. Кокуева. – М.: АРКТИ, 2005. – 105 с.