Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современный урок в начальной школе должен быть результативным, развивать личность ребёнка, формировать его индивидуальность, творческие возможности и нравственные позиции. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой точки зрения метод проектов можно считать одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения.
Новый Федеральный государственный стандарт образования (ФГОС) центральное место отводит проблематике исследовательских навыков, а именно, развитие этих навыков у детей, их формирование посредством урока. Интерес возрастает к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализовываться, создать что-то новое или преобразовывать.
Всё это позволяет сформулировать противоречие между необходимостью использования метода проектов на уроке окружающего мира и недостаточной теоретико-методологической разработанностью особенностей использования проектного метода на
уроках окружающего мира для его формирования.
Необходимость решения определила проблему исследования: «Каковы особенности использования метода проекта на уроках окружающего мира?».
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью
формирования компонентов проектной деятельности у младших школьников
посредством использования метода проекта на уроках
окружающего мира для реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающих их личностный рост.
Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В.В. Пасечник, И.Н. Пономарева, В.А. Самкова, Т.И. Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач (Е.С. Полат, И.С. Сергеева и др.) [16].
Цель исследования: выявление особенностей использования метода проекта на уроках окружающего мира
Объект исследования: использование метода проекта на уроках окружающего мира
Предмет исследования: особенности использования метода проекта на уроках окружающего мира.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие метода проекта в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности использования метода проектов на уроке окружающего мира.
3. Выявить исходный уровень сформированности компонентов проектной деятельности у младших школьников.
4. Разработать программу по повышению уровня сформированности компонентов проектной деятельности у младших школьников.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме
исследования, классификация, систематизация, обобщение; эксперимент.
Базой исследования является МБОУ СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и
систематизации материала по теме исследования, обосновании комплекса
педагогических условий использования метода проектов на уроке окружающего мира.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования полученных результатов исследования при использовании метода проектов на уроках окружающего мира.
Структура определена целью и логикой исследования. Она состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Понятие метода проекта
Проект — особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- присутствие социально значимой задачи;
- планирование действий по разрешению проблемы;
- поиск, обработка и осмысление различных видов информации;
- создание «продукта» — результата этой деятельности;
- презентация «продукта» и его социальной значимости.
Давайте обратимся к истокам возникновения данного метода. Метод проектов появился в 1920-е годы в сельскохозяйственных школах США в связи с развитием идеи трудовой школы. Целью проектного обучения было развитие активного самостоятельного мышления у ребенка, а также научить его применять полученные знания на практике, а не просто запоминать и воспроизводить их.
Таким образом, основной принцип метода проектов заключался в создании непосредственной связи между учебным материалом и жизненным опытом учащихся. Это достигалось через их активное познание и творческую совместную деятельность при выполнении практических заданий (проектов), направленных на решение общей проблемы.
Метод проектов продолжал развиваться благодаря идеям американского педагога и психолога Джона Дьюи, а также его учеников и последователей В.Х. Килпатрика и Э.У. Коллингса.
Джон Дьюи критиковал господствовавшую тогда в США школьную систему за ее отрыв от реальной жизни и абстрактный характер обучения, основанный только на приобретении и усвоении з
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности/ Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001. — С. 64-68.
2. Бухаркина, М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку/ М.Ю. Бухаркина // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5. – С. 24–28.
3. Вальчук, А.Н. Особенности развития исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»/ А.Н. Вальчук // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-kurse-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 30.01.2024).
4. Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод. пособие/ Н.Д. Гальскова, Н.Д. Никитенко. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с.
5. Зимняя, И.А. Проектная методика обучения английскому языку/ И.А. Зимняя, И.А. Сахарова // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 12–15.
6. Захарова, Н.П. Групповые и индивидуальные учебные исследования младших школьников / Н.П. Захарова // Начальная школа, 2016. № 3. С. 65.
7. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты / Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. Волгоград: Издательство «Учитель» 2010
8. Ким, И. Г. Освоение учащимися первых классов информационного пространства в среде Moodle как одно из средств пропедевтики проектной и исследовательской деятельности/ И.Г. Ким // Исследователь/Researcher. 2018. №3-4 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-uchaschimisya-pervyh-klassov-informatsionnogo-prostranstva-v-srede-moodle-kak-odno-iz-sredstv-propedevtiki-proektnoy-i (дата обращения: 31.01.2024).
9. Коваленко, О.А. Специфика исследовательских умений младших школьников при выполнении учебных проектов/ О.А. Коваленко // Вестник ЧГПУ. – 2010. – №9 – С.35-43.
10. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов. высших и средних пед. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
11. Куприянова, Д.Ю. Некоторые аспекты проектно-исследовательской деятельности младших школьников в курсе «Окружающий мир»/ Д.Ю. Куприянова // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-kurse-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 30.01.2024).
12. Москаленко, М. В. Потенциал курса «Окружающий мир» для развития экологической культуры у детей/ М.В. Москаленко, Е.Ф. Мазанюк // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-kursa-okruzhayuschiy-mir-dlya-razvitiya-ekologicheskoy-kultury-u-detey (дата обращения: 01.02.2024).
13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. Пед. Вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров/ Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2007. – 272 с.
14. Одинцова, С.А. Формирование исследовательских умений младших школьников на основе проектной деятельности/ С.А. Одинцова, Т.В. Аксинович // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-mladshih-shkolnikov-na-osnove-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 31.01.2024).
15. Пеньковских, Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук/ Е.А. Пеньковских. – Екатеринбург, 2007. – 217 с.
16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2. – С. 13–16.
17. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.: Академия, 2007. – 368 с.
18. Потапова, А.П. Некоторые приемы обучения младших школьников иностранному языку/ А.П. Потапова, Е.В. Пестерева // Нач. шк. – 1996. – № 7. – С. 42–45.
19. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. - Изд. 3-е. - Волгоград : Учитель, 2014. - 131 с.
20. Ракитницкая, Н. В. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе/ Н.В. Ракитницкая // Исследователь/Researcher. 2018. №3-4 (23-24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 31.01.2024).
21. Романова, М.А. Проектная деятельность как средство развития личности младшего школьника (из опыта работы)/ М.А. Романова, Н.Г. Терентьева. – М.: Моск. центр качества образования, 2008. – 87 с.
22. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ А.И. Савенков. Москва: Изд. дом «Федоров», 2006. 540 с.
23. Семенова, Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников/ А.И. Семенова.: Дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2007. – 205с.
24. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И.С. Сергеев. - [2-е изд., испр. и доп.]. - Москва : Аркти, 2005. - 76 с.
25. Ситак, Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе: Монография/ Л.А. Ситак. Пятигорск: ГОУ ВПО ПГЛУ, 2011. — 172 с. («педагогический колледж-педагогический вуз»): Монография. — М. 2003, 174 с.
26. Хлапушина, К. Б. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся/ К.Б. Хлапушина, Л.Н. Савина // Вестник ПензГУ. 2015. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-obuchayuschihsya (дата обращения: 30.01.2024).
27. Реализация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС − URL: https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/conf-08-2023-pb-5847/?ysclid=ls2y8krb10134287273