Фрагмент для ознакомления
2
Максимальные современные спортивные достижения невозможны без максимального напряжения физических и духовных сил человека и эффективного использования всех резервов всесторонней поддержки спортсменов. Увеличение объема и интенсивности тренировочных нагрузок человека для повышения его спортивных результатов имеет свои физиологические пределы. По мнению экспертов, во многих видах спорта спортсмены достигли тренировочных нагрузок, близких к максимальным параметрам. Спортсмены очень долго тренируются практически на пределе своих функциональных возможностей, сохраняя баланс между вожделенной высшей спортивной формой и опасностью перегрузки систем организма и возникновения патологических состояний, вызванных большими нагрузками. В этом смысле крайне важно активно влиять на процессы восстановления после физических нагрузок путем их естественной стимуляции (Бирюков А.А., Кафаров К.А., 1968; Волков В.Н., 1973; Розенблат В.В., 1975; Граевская Н.Д., 1982; 1984; 2005, и т. д.). Сегодня никто не сомневается, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов является важным резервом дальнейшего повышения эффективности тренировок и достижения высокого уровня подготовленности.
Организм человека представляет собой устойчивую биологическую систему, способную находиться в состоянии гомеостаза, который У. Кэннон в 1929 г. определил как относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и стабильность основных физиологических функций. Несколько иной акцент был сделан на определении понятия гомеостаза Ш. Бернаром в 1878, определив его как результат сложных отношений координации и регуляции, имеющих место как во всем организме, так и на органном, клеточном и молекулярном уровнях. . Н. Винер (1968) проводил аналогии между деятельностью организма по поддержанию постоянства внутренней среды и устойчивостью технической системы автоматического управления. Говоря об устойчивости, следует отметить, что с позиций теории функциональных систем устойчивость организма целесообразно рассматривать как его способность нормально функционировать и сопротивляться различным неизбежным раздражителям, восстанавливая исходное (или почти близкое к нему) ). ) состояние после такого воздействия, без развития патологических состояний.
Из вышеизложенного следует, что способность организма человека восстанавливаться после выполнения мышечной деятельности является естественным, неотъемлемым и обязательным его свойством и в большей степени подлежит закону регуляции и может быть описана не только с точки зрения точки зрения физиологической, но и математической (рис. 1). Под законом управления понимают математическую зависимость, согласно которой величина ошибки, являющаяся входным сигналом автоматического регулятора, преобразуется в управляющее воздействие (Винер Н., 1968; Калимов Г.А. и др., 1981).
Цель – выявить особенности суперкомпенсации и гетерохронности восстановительных процессов в спорте.
Объект – суперкомпенсация и гетерохронность.
Предмет – суперкомпенсация и гетерохронность восстановительных процессов в спорте.
Задачи:
Дать определение суперкомпенсации
Дать определение гетерохронности
Дать характеристику суперкомпенсации
Дать характеристику гетерохронности
Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты понятия о суперкомпенсации и гетерохронности
1.1. Понятие о суперкомпенсации в современном спорте
Суперкомпенсация или сверхвосстановление – это фаза восстановительного процесса, при которой уровень физических возможностей организма превышает уровень до начала нагрузки.
Рис. 1. Фазы суперкомпенсации
Пример: Есть начальный показатель, при котором спортсмен готов выполнять ту или иную нагрузку. Во время этой же нагрузки возникает мышечное утомление из-за истощения запасов гликогена и креатинфосфата. Этот период означает упадок сил, то есть индикатор на графике падает. Затем наступает период восстановления, то есть отдыха, во время которого физические возможности организма возрастают и достигают своей максимальной точки, превышающей исходное значение, компенсируя его. Это суперкомпенсация. Таким образом, в этот период возможности спортсмена находятся на пике, и он может выполнять нагрузку, превышающую предыдущие показатели.
Логично предположить, что после каждой тренировки тело становится сильнее или выносливее, например, при поднятии тяжестей или беге, если тренировка проводится в период суперкомпенсации. Это объясняет, что спортсмен совершенствуется
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература
1. Волков И.П. Теория и методика обучения в избранном виде спорта : пособие [Электронный ресурс] / И.П. Волков. – Минск : РИПО, 2015. – 196 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=463697
2. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для завершающего уров-ня высшего физкультурного образования.– Москва : ФГУП Издательство «Известия»УД П РФ, 2001 – 322 с.
3. Никитушкин В.Г. Спорт высших достижений: теория и методика : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Г. Никитушкин, Ф.П. Суслов. – Москва : Спорт, 2017. – 320 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471229
4. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов : учебник / В.Д. Фискалов. - Москва : Советский спорт, 2010. - 196 с.
5. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов : учебник / В.Д. Фискалов. - Москва : Советский спорт, 2010. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57373
Дополнительная литература
6. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М. Боген – Москва: ФиС, 1985. – 185 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. Моква : ФиС, – 1988.
8. Жуков, Р.С. Основы спортивной тренировки [Электронный ресурс] / Р.С. Жуков. – Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2014. – 110 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278415
9. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов Л.П. Матвеев. Киев : Олимпийская литература. 1999. – 318 с.
10. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. – Москва : Спорт. 2019. – 656 с.
11. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф.Курамшина. – Ммосква : Советский спорт, 2003. – 464 с.
12. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П.Суслова, В.Л.Сыча, Б.Н.Шустина – Москва : Изд-во «СААМ», 1995. – 448 с.
13. Красников А.А. Основы теории спортивных соревнований: учеб. пособие для вузов физической культуры и спорта / А.А.Красников. – Москва : Физическая культура, 2005. – 160 с.
14. Райнер, М. Успешный тренер: самое авторитетное руководство по тренерской деятельности [Электронный ресурс] / М. Райнер. – Москва : Человек, 2014. – 441 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=461417
15. Самоленко Т.В. Методика индивидуального планирования спортивной подготовки легкоатлеток высокой квалификации, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции : монография [Электронный ресурс] / Т.В. Самоленко. – Москва : Спорт, 2016. – 249 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=460931
16. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – Москва : ФиС, 1970.
17. Фискалов В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин. – Москва : Спорт, 2016. – 352 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454239