Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема гражданского воспитания, приобщение человека к общечеловеческим социокультурным ценностям и морально-нравственным идеалам никогда не теряла своей актуальности.
Наша страна переживает глубокий и многосторонний кризис перехода в новое качественное состояние: изменился общественно - политический строй, экономический уклад. Но это еще и кризис культуры, происходящий в душах людей. Утрачена система прежних духовных ценностей и ориентиров, а новые пока не выработаны.
Поэтому сегодня все более актуальным становится тезис о возрождении духовности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно связывается с формированием национальных (гражданских) и интернациональных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценностям человеческой культуры [1, c.45].
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание [2, c.78].
Степень разработанности тематики. Проблема гражданского воспитания молодежи рассматривалась многими учеными. Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в научных трудах психологов, педагогов, юристов, философов и социологов разных эпох.
Объект исследования – система гражданского воспитания в современном обществе.
Предмет исследования – гражданское воспитание в системе школьного образования.
Цель исследования – изучить составляющие гражданского воспитания и факторы, влияющие на его развитие для дальнейшей разработки занятий и мероприятий по гражданскому воспитанию школьников в рамках урока истории.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования личности и гражданских чувств
2. Рассмотреть направления гражданского воспитания в школе
3. Проанализировать содержание учебников истории в школе
4. Выделить основные положения программных требований по истории
5. Оценить уровень гражданственности в школе
6. Оценить общий уровень воспитанности и отношение детей к гражданству, государству
7. Разработать технологическую карту урока истории, направленного на воспитание гражданственных чувств у детей
8. Обобщить результаты исследования и сформулировать выводы.
Методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, анализ нормативно-правовой документации, методических указаний), эмпирические (наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, опрос, проверка знаний, статистическая обработка данных).
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для составления уроков истории, программ урочной и внеурочной деятельности школьников в рамках патриотического воспитания. Также могут использоваться в практической деятельности студентов – практикантов, преподавателей, социальных работников, при организации культурных и массовых мероприятий, для написания учебных пособий, методических рекомендаций.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования гражданского воспитания в школе
1.1. Особенности формирования личности и гражданских чувств
Рассматривая вопрос формирования личности, обратим внимание на то, от чего это зависит?
- В первую очередь от «родительства», значит от семьи, заинтересованная в делах ребенка [3].
- Школа, как социальная среда, дающая ему определенный уровень образования, правила безопасного поведения в обществе в различных ситуациях, физического и трудового воспитания, гражданское и патриотическое воспитание, а также общение со сверстниками [4, c.6].
Семья – важнейший институт общества. При помощи семьи у ребенка формируется психологическая основа для дальнейшего становления и развития личности, закладываются основы будущих взаимодействий с обществом, коллективом. В дальнейшем у ребенка формируется гражданская позиция, определенные стереотипы, навыки. Основными навыками, которые формируются в семье, является речевая, коммуникативная, физическая, творческая деятельность, духовно-нравственное и ценностное развитие. Семья принимает активное участие в формировании культуры речи, поведения [1, c.89].
Именно в семье закладываются основные ценности, морально – нравственные ориентиры, определенные модели и правила поведения. В дальнейшем, те ценности и каноны поведения, которые приобрел ребенок в семье, формируют базу поведенческих реакций. Ценности, приобретенные в семье, трансформируются в дальнейшем под воздействием жизненного опыта, социализации. Однако именно те качества, которые были заложены в семье и формируют фундамент личности, мировоззрения, ощущения и культуры человека [5].
Семья принимает активное участие в формировании поведения ребенка, культуры общения. Особенно эффективным будет воспитание ребенка при слаженном воздействии на личность ребенка не только семьи, но и учебного учреждения, педагогического коллектива. Опыт, полученный в школе, должен обязательно подкрепляться в семье [3, c.76].
Для нормального развития культуры речи и общения в семье необходимо, чтобы родители были надежной опорой для ребенка и выступали для него эмоциональным тылом, обеспечивали основные потребности ребенка в общении, психологическую поддержку. При такой позиции возможно воспитание порядочного человека с высоким уровнем культуры в различных областях деятельности.
При достаточно развитом уровне доверия и общения в семье, у ребенка формируется духовное обогащение, ценности, происходит психическое развитие и оздоровление. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что семья способна сделать существенный вклад в развитие не только своего ребенка, но и общества в целом [4, c.35].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
2. Бланков А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков.— М., 2002.
3. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 3.
4. Васютин Ю. С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. М., 1984.
5. Веткин Ю.А. Влияние глобализации на формирование идентичности личности обучающихся в общеобразовательном учреждении / доклад / Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, 2016, 14 с.
6. Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
7. Всеобщая декларация прав человека // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
8. Дерюгин Ю. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. М.: Знание, 1987.
9. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России [Текст] / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2012. - 560 с.
10. Зритнева Е.И. Семьеведение [Текст] / Е.И. Зритнева. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с. - (Серия «Социальная работа»).
11. Иванова Н. П., Бобылева И. А., Заводилкина О. В.Социализация детей в семье в современных условиях // Семья в России – 2007 - № 3.
12. Каменкова Л. Как воспитать патриота // Народное образование. 1999. № 2-3.
13. Ковалев С.В. Психология современной семьи [Текст] / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2012. - 208 с.- (Серия «Этика и психология семейной жизни»).
14. Конвенция о правах ребенка // Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
15. Малькова З. А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. Проект для обсуждения. М., 1991.
16. Маршак А.Л. Детская беспризорность и безнадзорность: состояние и проблемы. — Хабаровск, 2003.
17. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1 (ред. от 02.02.2006)// Интернет-версия справочно-правовой системы «КонсультантПлюс. Региональное законодательство». Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi
18. Основы семейного воспитания: учебное пособие для студентов сред. проф. учеб. заведений / под редакцией В. П. Сергеевой. – Москва: Академия, 2010.
19. Основы социальной работы [Текст] / Отв. ред. П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368 с.
20. Павленко П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка.—М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
21. Право и защита семьи государством [Текст] / Под ред. Е.Г. Азарова. - М.: Наука, 2012. - 184 с.
22. Российская Федерация. Указы. О мерах социальной поддержки детей [Текст]: указ Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. № 942.- М.: Ось, 2011. – 46 с.
23. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ГОУ ВПО «МГУС», 2006.
24. Социальная работа с семьей [Текст] / Под ред. Т.В. Шеляг. - М.: Институт социальной работы, 2012. - 213 с.
25. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 с. - (Серия «Высшее образование»). - ISBN 5-16-000871-3.