Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Государственном механизме особое место занимают органы право-охранительных органов. Этот класс органов государственной власти, непо-средственно защищающих личность, общество и государство, общественные спокойствия, предупреждающих, выявляющих, раскрывающих преступления, защищающих собственность, выполняющих ряд других социальных функций, относящихся к поддержанию законности, дисциплины страны.
Система надзора и контроля за исполнением Федеральных Конституци-онных Законов, Федеральных Законов, Указов Президента и Решений Прави-тельства РФ напрямую связана с деятельностью прокурора.
Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизо-ванную систему органов, которые осуществляют от имени государства надзор за исполнением Конституции РФ и законами, действующими на территории государства, а также соответствие законодательству всем другим правовым актам.
Среди методов обеспечения правопорядка в государственном управле-нии важное значение занимает прокурорский надзор, которое представляет собой одну из важнейших составных части, сравнительно самостоятельную и специфическую отрасль деятельности прокурора.
Важно отметить, что формирование правового государственного госу-дарства невозможно без успешно функционирующей государственной систе-мы, построенной в соответствии с обеспечением правопорядка.
Контроль является неотъемлемой частью государственной власти. Это является основной функцией системы управления каждого субъекта, чтобы воплощать принятые решения.
Однако в современных реалиях концепция нормативного регулирования отношения, возникающие из-за организации и осуществления государственно-го надзора и контроля, не обладает четким механизмом реализации, и являет-ся фрагментарным в контексте многочисленных нормативных актов. Феде-ральный закон «О государственном надзоре и контроле» на стадии разработки более 5 лет.
По состоянию системы государственного контроля в современном эко-номическом развитии России существенное разнообразие видов, многообра-зие органов, осуществляющих его, различие правового статуса. Например, в федеральной системе исполнительной власти работает около 70 контролиру-ющих служб и подразделения.
Почти в каждом из них имеется территориальное подразделение, име-ющее различные полномочия по осуществлению контрольных функцией. Си-стема, которая предусматривает взаимодействие контролирующих институ-тов, требует преобразований.
Необходимо создать единый координационный центр, в котором нахо-дятся все органы контроля.
В этой области продолжается реформирование, и актуальна проблема нахождения организационно-функционального оптимума системы государ-ственного управления и контроля.
Объектом исследования данной работы являются общественные отно-шения, которые возникают в целях обеспечения законности в ходе реализа-ции полномочий государственных органов управления.
Предмет исследования - нормы российского законодательства, материа-лы специализированной литературы, судебной практики, периодической печа-ти, раскрывающие сущность и особенности прокурорского надзора и админи-стративного контроля и надзора в Российской Федерации.
Цель исследования - проанализировать сущность и особенности проку-рорского надзора и административного государственного контроля и надзора в Российской Федерации.
Задачи работы:
— рассмотреть понятие и значение прокурорского надзора;
— раскрыть сущность прокурорского надзора в сфере государствен-ного управления;
— исследовать государственный контроль как важнейшую отрасль управления государством;
— выявить виды государственного контроля;
— раскрыть принципы осуществления государственного контроля (надзора) в РФ.
В процессе исследования использованы следующие методы: методы анализа и синтеза, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному, системный, логический и диалектический методы научного познания.
1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
1.1 Понятие и значение прокурорского надзора
Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, перечень которых с соответствующими внутри направлениями исчерпывающий и стро-го определен Федеральным законом от 17 января 1992 № 2202-1»О прокура-туре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
Существуют различные точки зрения ученых на определение прокурор-ского надзора. По мнению А. А. Усачева, под прокурорским надзором» сле-дует понимать реализуемую от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему сотрудников» .
А.В. Акчурин, С.В. Легостаев определяют дефиницию прокурорского надзора, как» вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства, деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления за-конности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к своевре-менному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, вос-становлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности» . Впрочем, сторонники этой позиции определяют понятие в общем порядке, не имея никакого надзорного характера.
Другими авторами, такими как С.Г. Кехлеров и О.С. Капинусом, счита-ется, что прокурорское надзорное действие является «видом государственной деятельности органов прокуратуры, выражающим проверку соблюдения Кон-ституции РФ, а также действующих законов, присущих прокурорам правовым средством надзора». Полагается, авторы в этом определении представляют ключевые точки зрения, которые вполне могут быть использованы для опре-деления понятия «прокурорское надзорное действие органов, осуществляю-щих ОРД» . В сравнении с вышеупомянутыми авторами, С.Г. Кехлеров и О.С. Капинус конкретизировали понятие и ввели детализацию надзора и реализуе-мых его органов.
Ю.С. Жариков определяет прокурорский надзор в качестве проявления властных полномочий прокуратуры, направленного на обеспечение законно-сти посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений .
Обеспечение законности представляет собой объективную потребность общества, и данную потребность удовлетворяет функция надзора. Прокурор-ский надзор - это достаточно уникальное явление, ведь он направлен на про-верку соблюдения законов иными органами государственной власти .
Суммируя данные положения видится логичным, что прокурорский надзор рассматривается как»вид государственной деятельности, осуществля-емой исключительно органами прокуратуры и выражающейся в проверке со-блюдения поднадзорными органами и лицами Конституции Российской Феде-рации и исполнения ими действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» .
Поэтому, считается, что наличием надзорной полномочия в отношении правовых субъектов и органов нормативно-правового регулирования, воз-можность оперативной помощи органам прокуратуры в решении проблем, которые оставлены без внимания специальными органами, выполнением ко-ординационной роли является особым статусом и характеризует актуальность надзора прокуратуры в государственно-правовом механизме, дает возмож-ность достичь целей укрепления законности посредством воздействия на ор-ганы власти, обладающие контролирующими полномочиями, позволяет до-биться целей укрепления законности.
Вместе с тем, важно заметить, что сформировать такой подход, в кото-ром прокуратуры являются именно теми органами, которые постоянно обес-печивают законность деятельности контролирующих органов, других госу-дарственных органов, не сигнализируя на нарушения со стороны их органов и закрывая правовые препятствия, позволит постоянно присутствовать проку-рором в процессах контроля государства, которые своим результатом долж-ны повысить качество осуществляемых органами государственной власти контрольно-надзорных действий, а также минимизировать допущенные нарушения.
Думается, что надзорная деятельность на основе не точечного устране-ния отдельных нарушений, а системного и глубокого анализа проблем право-вого регулирования будет представлять собой наиболее действенный меха-низм для того, чтобы обеспечить единство и справедливость закона. Законо-мерно понимать глобальную проблему того или другого органа власти при осуществлении его, включая контрольные и надзорные полномочия, своевре-менный прокурорский реагирование позволит сократить и частные наруше-ния, допускаемые гражданам и субъектам бизнеса.
Именно проводить постоянную работу по публичным институтам, надзору за исполнением государственных законов, которая будет периодиче-ски и постоянно, позволит избежать оставления без внимания прокуратуры системного и повторного нарушения, которое не всегда можно обозначить, не вникая в проблему того или другого органа.
Несомненно, сигнализация о нарушениях, требующих оперативного урегулирования и возврата нарушенных прав физических лиц и предпринима-телей, нельзя вычеркнуть из их функций надзорного органа.
Очевидно, что реальная ощутимость присутствия прокурора в контро-лирующих органах позволит сократить число таких случаев, когда прокура-туры действительно вынуждены сменить контролирующие органы, проводить аналогичные проверки по содержанию, и иметь возможность только не импе-ративно требования работодателя о должностном лице, который халатно от-вечает за выполнение поставленных задач, привлекать его к дисциплинарному аресту.
Резюмируем, что задан вектор, по которому надзорная деятельность должна быть направлена на выполнение закона, прежде всего органами госу-дарственной власти. В настоящее время прокуратуры активно сотрудничают с органами управления, выступая в качестве «проверяющих», а также проводя совместные действия с ними, в которых участвуют узкоспециализированные сотрудники различных ведомств и органов государственной власти.
Поэтому, исходя из этого, можно заключить, что прокурорское надзор-ное действие должно пониматься под прокуратурой, регламентированной правом прокурора, основной целью которого является проверка органов гос-ударственной власти и органов негосударственной власти по вопросам испол-нения закона.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Фе-дер. закон от 30.11.1994 № 51–ФЗ : принят Гос. Думой 21 октября 1994 г. (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. —1994. —№ 32. —Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195—ФЗ : принят Гос. Думой 20 де-кабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 [ч. I]. — Ст. 1.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
5. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници-пального контроля : Федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294—ФЗ : : при-нят Гос. Думой 19 декабря 2008 г. : одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г. (ред. от 24.07.2023) // Российская газета. — 30 декабря 2008 г. — № 266.
6. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : Федер. закон от 21 июля 2014 г. № 212—ФЗ : принят Гос. Думой 4 июля 2014 г. : одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 г. (ред. от 27.12.2018) // Со-брание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 30(ч. 2). — Ст. 4213.
7. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контро-ле в Российской Федерации : Федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248—ФЗ : принят Гос. Думой 22 июля 2020 г. : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г. // Российская газета. — 5 августа 2020 г. — № 171(8225).
8. Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах : Указ Президента РФ от 23.05.2011 N 668 (ред. от 17.09.2020) // Российская газета. — 27 мая 2011 г. — № 113(5489).
9. Об утверждении Положения об Общественном совете при Мини-стерстве внутренних дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от 28.07.2011 № 1027 (ред. от 24.07.2015) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. — 2011. — № 31. — Ст. 4712.
Материалы судебной практики
10. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2018 г. по делу N АЗЗ–22266/2017 [Электронный ресурс]. —Документ опубликован не был. —Доступ из справ.–правовой систе-мы»КонсультантПлюс». —Режим доступа: http://www.consultant.ru, свобод-ный (дата обращения: 02.02.2024).
Научная литература
11. Азнабаев В.Л. Прокурорский надзор в сфере государственного управления // В сборнике: Конституционализм, его принципы и их роль в раз-витии и защите прав ЧЕЛОВЕКА. Дискуссионный проект (с международным участием): сборник тезисов докладов III Молодежных образовательных чте-ний. – 2018. – С. 21–26.
12. Акчурин, А.В., Легостаев С.В. Прокурорский надзор в схемах: учебное пособие. – Москва, 2019. – 223 с.
13. Астахова М.А. Принципы защиты прав юридических лиц и инди-видуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон-троля (надзора) и муниципального контроля // Юрист. – 2017. – № 15. – С. 14.
14. Бабаян А.Ю. Прокурорский надзор в сфере государственного управления // В сборнике: 25 лет конституционного развития России и про-блемы государственного управления. Материалы межвузовской научно–практической конференции. – 2018. – С. 266–270.
15. Бахрах Д.Н. Административное право. – М., 2011. – 529 с.
16. Бондаренко А. С. Административный надзор за лицами, освобож-дёнными из мест лишения свободы, как правовой институт // Актуальные проблемы правоведения в период совершенствования социалистического об-щества. – 2020. – №16. – С.177-182.
17. Британов А. И., Черепанов М. М. О проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления // Электронное приложение к»Российскому юридическому журналу». – 2018. – № 3. – С. 63–71.
18. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор. 3–е изд., перераб. и доп. – М.:Юрайт. 2014. – 353 с.
19. Винокуров С.И. К вопросу о превентивной сущности прокурор-ского надзора // Российский следователь. – 2017. – № 7. – С. 26 – 30.
20. Дурягина Л.Ю. Прокурорский надзор как способ обеспечения за-конности и дисциплины в государственном управлении // В сборнике: Акту-альные проблемы современного права и правосознания в Росcии и за рубе-жом. Сборник материалов VI Научной конференции студентов. Под общей редакцией А.Н. Ласточкина. – 2019. – С. 89–92.
21. Жариков Ю.С. Основы организации прокуратуры и прокурорско-го надзора: учебник. – М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 345 с.
22. Зелинская М. В. Контроль и надзор в системе государственного и муниципального управления : учеб. пособие. – Краснодар : КубГАУ, 2020. – 451 с.
23. Иванова С. А. Место и роль государства в формировании граж-данского общества в России // Право как основа взаимодействия государства и общества : круглый стол № 4. –М.: Русайнс, 2017. – С. 82.
24. Кехлерова С. Г., Капинус О. С., Настольная книга прокурора. – Москва, 2014. – 434 с.
25. Кирьянов А. Ю. Конституционно–правовые предпосылки разви-тия контрольных функций гражданского общества / А. Ю. Кирьянов // Граж-данское общество в России и за рубежом. –2018. – № 1. – С. 27.
26. Кирьянов А. Ю. Совершенствование контрольных функций граж-данского общества как вектор развития современного государства // Граждан-ское общество в России и за рубежом.–2018. – № 3. – С. 30.
27. Мартынов А. В. Теоретико-правовой анализ исторического разви-тия административного надзора в России: монография. – М.: Нижний Новго-род, 2019. –314 с.
28. Маштакова Е.А. Теоретико–правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2014. – 34 с.
29. Мусаев М.Ш. Административный надзор и административный контроль, осуществляемые органами правопорядка непосредственный // Мо-лодой ученый. – 2020. – № 3 (345). – С. 78-83.
30. Назаров С. Н. Общая теория надзорной деятельности. – М.: Книга сервис, 2020. – 435 с
31. Новикова А.А. Соотношение прокурорского надзора и ведом-ственного контроля за процессуальной деятельностью органов // Символ науки: международный научный журнал. – 2018. – № 1–2. – С. 119–124.
32. Россинский Б. В. Исполнительная власть и государственное управление // Lex Russica. –2018. – № 7. – С. 24.
33. Субачев С.Ю., Сайко А.Г. Прокурорский надзор за покупками для обеспечения государственного и муниципального управления // Международ-ный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 2–2 (77). – С. 224–226.
34. Усачев А.А. Прокурорский надзор: учебник и практикум для ака-демического бакалавриата. – Москва: Юрайт, 2016. – 431 с.