Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. На сегодняшний день бег на средние дистанции представляет собой довольно популярный вид спорта. Он является в известной степени компромиссной зоной между скоростью и выносливостью. Такие дистанции требует как скоростных характеристик, так и выносливости, что делает бег на средние дистанции интересным и захватывающим. На средних дистанциях ключевую роль играет стратегия. Бегун принимает такие решения, как изменение темпа, тактика обгона или сохранение определенной позиции в процессе забега, для того, чтобы одержать победу над соперниками.
Индивидуальная оценка перспективности способствует созданию уникального подхода к подготовке каждого спортсмена. Она позволяет сделать тренировка более результативными, данный фактор определяет развитие бегунов, их будущий успех на дистанциях. Индивидуальная оценка учитывает физические, технические и психологические особенности каждого спортсмена.
Объект работы – педагогический процесс индивидуальной оценки перспективности юных бегунов.
Предмет работы – индивидуальная оценка перспективности юных бегунов.
Цель – исследование индивидуальной оценки перспективности юных бегунов на средние дистанции.
Исходя из актуальности курсовой работы и поставленной цели решению подлежат такие задачи:
исследовать факторы, влияющие на успех в беге на средние дистанции;
оценить результаты перспективности юных бегунов;
разработать критерии отбора юных бегунов на средние дистанции;
Оценить динамику результатов перспективности юных бегунов.
Гипотеза исследования заключается в том, что при индивидуальной оценке бегунов можно подобрать более результативный метод тренировки.
База исследования – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа олимпийского резерва №3 «Легкая атлетика» городского округа Тольятти.
Методы – перечислить задачи, методы и организация оценки перспективности юных бегунов, анализ, синтез, наблюдение, беседа, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении роли индивидуальной оценки в процессе изучения факторов, влияющих на успех бега на средние дистанции.
Практическая значимость заключается в произведении индивидуальной оценки группы бегунов на средние дистанции и выработки рекомендаций для них.
Методологической основой для исследования послужили научные труды таких авторов, как Бейсенова Г.К., Занковец В., Коротич С., Лямзин Е.Н., Скрыгин С. В.
Структура работы. Курсовая работа выполнена на 26 страницах текста и включает введение с обоснованием актуальности, три последовательные главы, заключение, список литературы из 19 наименований, приложение. Также работа включает 3 рисунка и 2 таблицы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ В БЕГЕ
1.1. Роль и функции индивидуальной оценки в спорте
В современном мире спортивная карьера молодых атлетов требует не только физической выносливости и профессиональных навыков, но и осмысленного планирования и поддержки. В этом контексте, индивидуальная оценка перспективности играет важную роль, предоставляя тренерам, специалистам и самим спортсменам инструмент для определения потенциала и дальнейших возможностей в спортивной деятельности.
Оценка перспективности в беге, особенно на средние дистанции, представляет собой сложную и многогранную задачу, объединяющую в себе факторы физического развития, технические навыки, психологическую устойчивость и стратегическое мышление. Данное исследование направлено на анализ теоретических основ оценки перспективности юных бегунов на средние дистанции и создание системы критериев, которые могут быть использованы для объективной оценки потенциала спортсменов.
Основываясь на обширных теоретических основах, мы стремимся выявить ключевые аспекты, влияющие на успешность бегунов, а также разработать индивидуализированный подход к оценке перспективности, учитывая уникальные особенности каждого спортсмена. Предлагаемая система оценки не только поможет выделить талантливых бегунов, но и предоставит ценные рекомендации для их тренировочного и соревновательного пути.
Основная цель любых спортивных занятий состоит в стабильном росте мастерства, а для этого необходимо определить более сильные и более слабые физические параметры тренируемого. Ключевая стратегия в тренировке должно быть направлена не на сглаживание индивидуальности, а на развитие сильных сторон как организма, так и личности спортсмена. Это является ведущим условием достижения им высоких спортивных результатов.
Индивидуальная оценка в сфере спорта представляет собой процесс анализа и оценки различных аспектов спортивной подготовленности конкретного спортсмена. Её целью является выявление как сильных, так и слабых сторон спортсмена, а также определение его потенциала, способностей и уровня готовности к тренировкам и соревнованиям.
Индивидуальная оценка состоит из выявления следующих параметров:
1. Физические параметры: включают измерение антропометрических данных, тестирование физической выносливости, скорости, силы, гибкости и других физических характеристик.
2. Технические навыки: оцениваются в рамках выполнения упражнений или спортивных движений, включая технические аспекты игры или тренировочного процесса.
3. Психологические аспекты: включают анализ мотивации, уровня стрессоустойчивости, концентрации внимания во время тренировок и соревнований.
4. Состояние здоровья: предполагает оценку общего состояния здоровья спортсмена, предрасположенности к травмам и реакции на физическую нагрузку.
5. Индивидуальные характеристики: включают в себя анализ особенностей индивидуального тренировочного процесса и определение эффективности различных методов и программ тренировок для конкретного спортсмена [1, с. 253].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Назаренко И.А., Бондаренко К.К., Ерохова Н.В. Коррекция тренировочных нагрузок юных бегунов на средние дистанции на основе учёта функционального состояния скелетных мышц // Ученые записки университета Лесгафта. – 2023. – №6 (220). – С. 253-257.
2. Аникиева А.Ф. Оценка физического развития студентов направления подготовки педагогическое образование, направленность физкультурное образование посредством антропометрии // Вестник науки. – 2019. – №6 (15). – С. 13-16.
3. Звягинцев П.Н., Булычев Р. Ю. Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы при межпозвоночной грыже // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2019. – №1. – С. 3-8.
4. Прокопенко В.В., Кириченко Р.В., Цирульников Н.Н. Повышение профессионально-прикладной подготовленности курсантов военного института войск национальной гвардии в процессе физических тренировок // Современное педагогическое образование. – 2020. – №8. – С. 30-35.
5. Скрыгин С. В. Построение полугодичного цикла подготовки юных бегунов-спринтеров / С. В. Скрыгин // Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 1–5 декабря 2017 года). – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. – С. 219-224.
6. Маркушин В.С., Пунич С.В. Анализ эффективности тренировок в среднегорье и на равнине у бегунов на средние дистанции (800 м и 1500 м) // European science. – 2021. – №3 (59). – С. 30-34.
7. Коротич С. Бег на средние дистанции: техника, тактика, рекорды и нормативы [Электронный ресурс] // URL: https://marathonec.ru/beg-na-srednie-distancii/ (дата обращения: 31.01.2024).
8. Цыбулина С.И., Костюченко В.Ф., Специальная выносливость бегунов на средние дистанции [Электронный ресурс] // URL: https://core.ac.uk/download/pdf/214860816.pdf (дата обращения: 31.01.2024).
9. Техника бега на средние дистанции [Электронный ресурс] // URL: https://atlox.ru/9-3-tehnika-bega-na-srednie-distancii.html (дата обращения: 03.02.2024).
10. Лямзин Е.Н., Шевелев А.Л., Зуев Д.А., Шибанов Е.А. Особенности совершенствования техники бега // E-Scio. – 2020. – №10 (49). – С. 1-8.
11. Крикунов Г.А. Техника бега на средние и длинные дистанции // E-Scio. – 2021. – №3 (54). – С. 1-5.
12. Ткаченко Я.В. Правильное питание спортсмена – залог успеха // Научные известия. – 2022. – №28. – С. 245-247.
13. Назаренко, Л. Д. Формирование рационального взаимодействия с опорой бегуний на 400 метров : учебно-методическое пособие / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова, М. А. Козловский. – Ульяновск, 2011. – 107 с.
14. Назаренко, Л. Д. Воспитание в спорте / Л. Д. Назаренко, Е. А. Анисимова // Теория и практика физической культуры и спорта. – М., 2015. – 80 с. Тираж 500
15. Мугаллимова, Н.Н. Особенности первичной профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта / Н.Н. Мугаллимова, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культурыиспорта.–2012.–Том7.–No3.–С.89- 95.
16. Кузнецова, З. М. Возрождение олимпийской традиции / З. М. Кузнецова, Ю. П. Симаков // Педагогико-психологические и медико- биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2009. – No 10. [Электронный ресурс] // URL: http://www/kamgifk.chelny.net/journal (дата обращения: 03.02.2024).
17. Занковец В. Энциклопедия тестирований. – М. Спорт, 2016. – 456 с.
18. Калимбетов Б.И., Алимбетов К.Е. Наблюдение, как метод педагогического исследования // Мировая наука. – 2022. – №12 (69). – С. 76-79.
19. Волобуев А.Л., Маринина Н.Н., Малыгин М.А., Махотина Т.П. Оценка эффективности техники бега на средние дистанции у учащихся школьного возраста // Ученые записки университета Лесгафта. – 2020. – №3 (181). – С. 84-89
20. Бег на средние дистанции [Электронный ресурс] // URL: https://sportyfi.ru/beg/beg-na-srednie-distantsii/ (дата обращения: 03.02.2024).
21. Занковец В. Энциклопедия тестирований. – М. Спорт, 2016. – 456 с.
22. Карапетов Г. И., Иохвидов В. В., Федотова Т. Д. Развитие специальной выносливости у бегунов на длинные дистанции на занятиях по легкой атлетике // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 4 (15). – С. 10-12.
23. Казакбаев А.М., Аллаяров И.К. Выносливость как физическое качество спортсменов // Теория и практика современной науки. – 2022. – №6 (84). – С. 128-131.