Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Чтение представляет собой один из важных видов речевой деятельности, выступающий как средство обучения другим видам речевой деятельности и как способ получения различного рода информации. Чтение на иностранном языке является ведущим средством самостоятельной образовательной деятельности в изучении языка. Степень понимания иноязычного текста и, как следствие, дальнейшая успешность в овладении иностранным языком зависит от техники чтения, отвечающей за скорость и точность соотнесения звукобуквенной связки со смысловым значением того, что обучающийся читает.
Решая проблемы, связанные с обучением школьников иноязычному чтению, важно акцентироваться на особенностях выбранных учебных текстов.
Одним из средств обучения чтению являются английские фабульные тексты. Проведенный анализ источников позволил сделать вывод, что фабульные тексты как средство обучения чтению используются в основном в средней и старшей школе. Но в тоже время их целесообразно использовать и на этапе начального изучения языка.
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении английского языка. Сформировать у учащихся начальной школы полноценный навык чтения, т.е. научить правильному, осознанному, беглому и выразительному чтению – одна из основных и, несомненно, актуальных задач начального иноязычного образования. На протяжении многих лет она играет огромную роль в воспитании, образовании и развитии человека. Но, при всем этом, навык чтения не перестает быть и оставаться важнейшим видом умственной и речевой деятельностей. Для того чтобы навык чтения был сформирован полноценно, необходима целенаправленная и систематическая работа по совершенствованию навыка от класса к классу.
Востребованность проблемы обучения чтению на уроках иностранного языка в начальной школе, недостаточность учета индивидуальных особенностей и особенностей изучаемого языка, и недостаточная изученность использования фабульных текстов в обучении чтению обучающихся начальной школы определили актуальность данного исследования.
Объект исследования: обучение чтению учащихся начальной школы.
Предмет исследования: фабульные тексты как средство обучения чтению учащихся начальной школы.
Цель исследования: выявление особенностей использования фабульных текстов как средства обучения чтению учащихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. Описать психофизиологические особенности учащихся младших классов;
2. Дать характеристику чтению как виду речевой деятельности;
3. Выявить цели обучения чтению в начальной школе;
4. Рассмотреть особенности использования фабульных текстов как средства обучения чтению учащихся начальной школы.
В работе использовались такие методы исследования, как анализ методической, педагогической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
Методологической и теоретической базой исследования послужили теоретические основы и практические методики обучения чтению на иностранном языке (Бим И.Л., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Соловова Е.Н., Шатилов С.Ф., Щукин А.Н.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе систематизирована теоретическая и методологическая литература по теме обучения чтению младших школьников посредством использования фабульных текстов.
Структура работы определена задачами исследования, логикой раскрытия темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи исследования, определяется теоретическое значение, указываются методы анализа.
В первой главе исследуется система обучения чтению младших школьников.
ГЛАВА 1 Обучение чтению как одному из видов речевой деятельности
1.1 Психофизиологические особенности учащихся младших классов
Младший школьный возраст приходится на период от 6 до 10 лет. Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С., Мухина Т.К. отмечают, что в данном возрасте психические процессы учащихся радикально изменяются. Происходит изменение рода выполняемой деятельности: образовательная деятельность заменяет игровую, но игровая деятельность по-прежнему играет важную роль. Формируется позитивное отношение к учебе, укрепляются познавательные мотивы к обучению. По мере роста ребенка развиваются его интеллект, моторика, навыки социального взаимодействия и, конечно же, знания. Все это является благоприятным для развития навыков чтения на уроках иностранного языка.
В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность работы многих внутренних органов. В нервной системе возбудительные процессы доминируют над процессом торможения. Дети младших классов очень эмоциональны и непоседливы.
Младший школьный возраст характеризуется повышением физической выносливости и работоспособности, но это развитие весьма относительно, поскольку для этого возраста нормальны повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и слабость. Учителя начальной школы знают, что после 20-25-минутного урока успеваемость детей значительно падает. Учащиеся начальной школы устают от занятий, требующих активного участия [21]. Таким образом, построение образовательного процесса должно полностью основываться на особенностях возраста учащихся. Поэтому мы считаем необходимым кратко описать возрастные особенности младших школьников.
Восприятие. Младшие школьники отличаются остротой, новизной и чуткостью, любознательностью. В процессе обучения восприятие перестраивается, поднимается на более высокий уровень развития, становится целеустремленным и активным. Учитель специально организует наблюдение учащихся за определенными объектами, учит детей выделять основные признаки и характеристики, показывает на, что следует обратить внимание, проводит плановый и систематический анализ.
Исходя из свежести восприятия, учитель английского языка, выбирает яркие и интересные материалы для обучения предмету, старается максимально подробно ответить на вопросы всех учащихся [19].
Память. У детей данного возраста более развита наглядно-образная память. Они склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри изучаемого материала, потому что еще не умеют пользоваться разными приемами запоминания и не могут свободно оперировать словами. Основное направление развития памяти – это возрастание роли словесно- логического, смыслового запоминания и развитие способности сознательного управление памятью. На уроках английского языка развитость наглядно-образной памяти используется при введении новой лексики с помощью картинок и карточек со словами, а обучение чтению основывается на механизме впечатывания (метод целых слов) [21].
У мальчиков и девочек младшего школьного возраста есть различия в запоминании. Девочки умеют заставить себя, их произвольная механическая память лучше. Мальчики оказываются более успешными в овладении способами запоминания.
Продуктивность запоминания повышает также осмысливание материала. Пути осмысления различны. Напр
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян, А. В. К вопросу об эффективности использования метода целых слов при овладении техникой иноязычного чтения в начальной школе / А. В. Акопян // Иностранные языки в школе. – 2019. – №10. – С. 40-45.
2. Акопян, А. В. Специфика овладения младшими школьниками техникой чтения на английском языке / А. В. Акопян // Наука и школа. – 2021. – № 1. – С. 152-156.
3. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам: учебник / В.А. Артемов. – Москва : Просвещение, 1969. – 279 с.
4. Бобылева, Г.А. Пересказ фабульных текстов как средство развития умений монологической речи (немецкий язык, средняя ступень школьного обучения) : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Москва, 1995. - 22 с.
5. Брейгина, М.Е. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / М.Е. Брейгина, А.В. Щекпилова / под ред. А.А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 178 с.
6. Васильева, Т. Г. Типологизация методов обучения технике чтения на английском учащихся младших школьников / Т. Г. Васильева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – С. 47-53.
7. Гальскова, Н. Д Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 6-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Акаде-мия», 2009 — 336 с.
8. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Москва : РАО/МПСИ, 2001. – 396 с. - ISBN 5-89502-253-7.
9. Клычникова, З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителей / З. И. Клычникова. – 2-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1983. – 207 с. - ISBN В пер.
10. Колесникова, И. Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков : справочное пособие / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – М. : Дрофа, 2008. – 431 с.
11. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие/ Е.А, Маслыко. - 9-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 522 с.
12. Мещеряков В.П. Основы литературоведения: Учебное пособие для филологических факультетов пед.ун-тов / В.П. Мещеряков, А.С. Козлов, Н.П. идр.; под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000. – 372 с.
13. Мирзаева, Н. Д. Основные положения системного обучения произношению и технике чтения на английском языке / Н. Д. Мирзаева // European Science. – 2019. – № 7. – С. 57-59.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
15. Пассов, И. Е. Урок иностранного языка: Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Москва : Глосса-Пресс, 2010. – 638 с. - ISBN 978-5-222-15995-8.
16. Рогова, Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – Москва : Просвещение, 1991. – 287 с. - ISBN В пер.
17. Садыкова, Т. А. Обучение технике чтения на уроках английского языка в неязыковых вузах / Т. А. Садыкова // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 1-2. – С. 68-70.
18. Трубицина О.И. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О.И. Трубициной. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
19. Фоломкина, С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке / Фоломкина С. К. // Иностранные языки в высшей школе. – 1971. – № 6. – С. 3-12.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2020. – 31 с.
21. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – Москва, 2002. – 35 с.