Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Планирование финансового результата деятельности предприятия является необходимым составным элементом управления и одним из основных условий эффективного планирования и управления финансовыми ресурсами, и этим определяется его значимость в системе управления предприятием. етоды планирования и прогнозирования сбыта отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему. Для правильного руководства планированию деятельностью предприятий необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.
Цель курсовой работы – совершенствование системы планирования и прогнозирования сбыта деятельности организации. ЗАО «РГ-Ремсервис».
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть теоретические аспекты планирования и прогнозиро-вания сбыта деятельности организации
2. оценить систему планирования и прогнозирования сбыта деятель-ности ЗАО «РГ-Ремсервис»
3. предложить мероприятия по оптимизации деятельности организа-ции ЗАО «РГ-Ремсервис»
Предмет исследования – система планирования и прогнозирования сбыта в ЗАО «РГ-Ремсервис»
Объект исследования – ЗАО «РГ-Ремсервис»
Глава 1. Теоретическое обоснование прогнозирования сбыта
1.1. Прогнозирование сбыта: основные понятия, сущность
В процессе формирования прибыли используются показатели, отра-женные в отчете о прибылях и убытках, на основе которых проводится анализ отдельных видов прибыли.
Прибыль EBITDA (от англ. «Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization*), т.е. прибыль до вычета расходов по про-центам, уплаты налогов и амортизационных отчислений. Определить ее можно путем увеличения прибыли от реализации на амортизационные за-траты. В отчете о прибылях и убытках расчет будет выглядеть следующим образом: «Выручка — Себестоимость = Валовая прибыль — Коммерче-ские расходы — Управленческие расходы = Прибыль от реализации + Амортизационные отчисления = EBITDA». EBITDA — показатель при-быльности основной деятельности организации, поэтому в нее не включа-ются прочие поступления от инвестиционной, финансовой деятельности. Показатель получил широкую известность и применение в западной прак-тике. Вместе с тем это один из наиболее противоречивых показателей в оценке полезности и корректности его применения. Точка зрения сторон-ников использования этого показателя прибыли заключается в утвержде-нии, что именно EBITDA более объективно отражает фактическую величи-ну прибыли компании, поскольку амортизация — это не реальные плате-жи. При значительных затратах на обновление основных фондов рост амортизационных отчислений занижает прибыль от реализации, следова-тельно, и реальные возможности расплатиться по обязательствам за счет прибыли. Аргументы оппонентов сводятся к следующему: инвестиционные затраты в обновление фондов — это реальные расходы, а в показателе EBITDA они никак не отражены. Кроме того, в долгосрочном периоде ка-питаловложения компаний примерно равны общей сумме начисленной амортизации. Международные аудиторские правила (GAAP и IAS) не ре-комендуют использовать показатель EBITDA как нарушающий базовые принципы учета. Вместе с тем он достаточно широко применяется в анали-тической практике для оценки прибыльности основной деятельности ком-пании, используется при отраслевом сравнении с аналогичными предприя-тиями. Показатель характеризует способность получать прибыль незави-симо от метода начисления амортизации и структуры долговых обяза-тельств перед различными кредиторами и государством;
• операционная прибыль EBIT (от англ. «Earnings Before Interest and Taxes») — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета процентов по заемным средствам и уплаты налогов. Используется при анализе риска с целью управления его негативным влиянием для принятия последующих решений.
По величине полученного результата прибыль может быть:
• минимальная — наименьшая, которая необходима для сохранения бизнеса;
• сверхприбыль (монопольная) — крайне высокий уровень прибыли, достигаемый за счет монопольного поведения предприятия — изготовите-ля товаров и поставщика их на рынок;
• нормальная прибыль — прибыль на вложенный капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств вла-дельцами предприятия, например, при выдаче ссуд, кредитов. Оценивается величиной, необходимой для производства продукции.
Анализ и управление прибылью следует рассматривать в единстве их целей и задач, приоритетными из которых являются:
• изучение возможности получения и роста прибыли в соответствии с имеющимися ресурсами, достигнутым организационно-технологическом уровнем, качеством выпускаемой продукции и конъюнктурой рынка;
• контроль плановых показателей формирования прибыли;
• определение влияния объективных, субъективных факторов на фи-нансовые результаты, количественная и качественная их оценка;
• выявление и оценка резервов увеличения прибыли;
• разработка управленческих решений по реализации возможностей роста прибыли.
Информационной базой анализа прибыли служат соответствующие разделы бизнес-плана предприятия, финансовая отчетность (отчет о при-былях и убытках, накладные на отгрузку продукции, данные аналитиче-ского бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».
Анализ прибыли, исходя из имеющейся информации, проводится по следующим направлениям:
• анализ состава брутто-прибыли, ее структуры, динамики и выпол-нение плана за отчетный год;
• анализ прибыли от реализации и оценка влияния факторов на из-менение ее величины;
• анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности;
• анализ и оценка формирования и использования чистой, реинве-стированной, потребленной прибыли, дивидендной политики;
• анализ влияния факторов риска на величину прибыли: определение и количественная оценка операционного и финансового риска;
• оценка возможности выхода на оптимальный уровень прибыли при имеющихся ресурсах с учетом факторов риска.
Итак, финансовый результат является главным критерием результа-тивности работы предприятия за период.
1.2 Методы прогнозирования сбыта
В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и обеспечивающие максимальную прибыль.
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Например, на исследуемом предприятии основой для планирования является прогноз объема реализации услуг. Рассмотрим методы планирования прибыли на предприятии.
Прогнозирование финансового результата деятельности предприятия является необходимым составным элементом управления и одним из основных условий эффективного планирования и управления финансовыми ресурсами, и этим определяется его значимость в системе управления предприятием.
Любому решению должны предшествовать анализ сложившейся ситуации и прогноз возможных последствий его принятия или не принятия. Под методом прогнозирования понимается совокупность приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных (внешних) и эндогенных (внутренних) связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его (объекта) будущего развития.
По набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:
- методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т.д. ;
- методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т.д.
Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему.
В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три группы, представленные на рис.1 :
1. Методы экспертных оценок, которые предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку полученных результатов с помощью инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым образом.
Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т. п.
2. Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Для исследования прибыли предприятия могут применяться как оценка тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам .
3. Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например прибыли от продаж, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.
Другим весьма наглядным примером служит форма отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).
Здесь нельзя не упомянуть об еще одной группе методов, основанных на построении динамических имитационных моделей предприятия. В такие модели включаются данные о планируемых закупках материалов и комплектующих, объемах производства и сбыта, структуре издержек, инвестиционной активности предприятия, налоговом окружении и т.д. Обработка этой информации в рамках единой финансовой модели позволяет оценить прогнозное финансовое состояние компании с очень высокой степенью точности. Реально такого рода модели можно строить только с использованием персональных компьютеров, позволяющих быстро производить огромный объем необходимых вычислений.
Формализованные модели прогнозирования финансового состояния предприятия подвергаются критике по двум основным моментам: (а) в ходе моделирования могут, а фактически и должны быть разработаны несколько вариантов прогнозов, причем формализованными критериями невозможно определить, какой из них лучше; (б) любая финансовая модель лишь упрощенно выражает взаимосвязи между экономическими пок
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аничкин Ю.Л., Павлова A.M. Планирование и контроллинг. - М.: ОМЕГА-Л. 2015.
2. Балакав А.А. Экономическая теория. В микро - макро- и миро-вой экономике. - М.: Финансы и статистика, 2017.
3. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. - М.: ОМЕГА-Л, 2017.
4. Бланк И.А. Управление финансовой безопасностью предприя-тия.- К.: Ника - Центр Эльга, 2016.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. Т. I и II. - К.: Ника - Центр Эльга 2016.
6. Володин А.А. Управление финансами предприятий: Учеб. по-собие. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2015.
7. Гетьман В.Г. Международные стандарты финансовой отчетно-сти: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2016.
8. Григорьева Е.М. Финансы корпораций: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015.
9. Гукова А.В. Управление предприятием: финансовые и инве-стиционные решения: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015.
10. Жилкин А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2017.
11. Зверев А.Г. Записки министра. - М.: Политическая литература, 2016.
12. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и кон-троллингу: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2016.
13. Казакова И.А. Управленческий анализ и диагностика предпри-нимательской деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2016.
14. Карабанова Б.И. Разработка стратегии управления финансами организаций: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2017.
15. Карминскый A.M. Контроллинг: Учебник. - М.: Финансы и ста-тистика, 2016.
16. Карпова Т.Н. Управленческий учет: Учебник.- М.: ЮНИТИ, 2015.
17. Кондраков Н.Н. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учебник.- М.: Проспект, 2017.
18. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной.- М.: Финансы и статистика, 2015.
19. Николаева СЛ. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-косгинг". - М.: Финансы и статистика, 2016.
20. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики нало-гов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015.
21. Рулечко Т.М. Бухгалтерский учет: Учебник. - 3-е изд. - М.: Фи-нансы и статистика, 2017.
22. Семенов В.М. Управление финансами промышленности: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 2017.
23. Сухарев О.C. Структурные проблемы экономики России. - М.: Финансы и статистика. 2017.
24. Теплова Т.В. Эффективный финансовый директор. - М.: ЮРАИТ, 2017.
25. Тимофеева Т.В. Анализ денежных потоков предприятия: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2017.
26. Управление организацией: Энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Поршнева, А.Я. Кабанова. В.Н. Ганина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
27. Управление финансами (финансы предприятий): Учебник / Под ред. А.А. Володина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
28. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ЮНИТИ, 2016.
29. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. A.M. Ковалевой.- М.: Фи-нансы и статистика, 2015.
30. Хрупкий В.Е., Симова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планиро-вания. - М.: Финансы и статистика, 2016.
31. Шеремет А.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2017.