Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе, где растет зависимость детей от электронных устройств и виртуальных миров, важность игры и игрушек возрастает с каждым днем. Несмотря на все изменения в технологической среде, дети дошкольного возраста по-прежнему остаются активными участниками игрового процесса, причем их взаимодействие с игрушками имеет решающее значение для их всестороннего развития.
Детство – это период особенного внутреннего мира, где каждый день наполнен открытиями, игрой и учебой. В этом смысле детская игрушка становится неотъемлемой частью этого мира, искусно вплетенной в процесс развития и воспитания маленьких личностей. Детская игрушка – это не просто предмет развлечения, это важный инструмент, который играет ключевую роль в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. С момента рождения ребенка до его взросления игра остается одним из важнейших аспектов его жизни, особенно в раннем детстве. Игра не только приносит удовольствие, но и способствует развитию физических, когнитивных, эмоциональных и социальных навыков ребенка.
В современном обществе, где растет зависимость детей от электронных устройств и виртуальных миров, важность игры и игрушек возрастает с каждым днем. Несмотря на все изменения в технологической среде, дети дошкольного возраста по-прежнему остаются активными участниками игрового процесса, причем их взаимодействие с игрушками имеет решающее значение для их всестороннего развития.
В настоящее время с развитием технологий и изменением общественных ценностей роль детской игрушки в жизни ребенка стала особенно актуальной для изучения и понимания. Исследования в области педагогики и психологии детства подтверждают, что качественно выбранные игрушки и стимулирующая игровая среда способствуют не только развитию ребенка, но и формированию его личности [13].
Данная тема является одной из ключевых в области педагогики и психологии детства. Она привлекает значительный интерес ученых и практиков уже на протяжении длительного времени, и имеет достаточно высокую степень изученности.
Исследования в этой области позволили выявить множество аспектов, связанных с ролью игры и игрушек в развитии ребенка. Большинство из них подтверждают важность игровой деятельности для полноценного физического, когнитивного, эмоционального и социального развития детей дошкольного возраста.
Основой исследования послужили труды таких российских и зарубежных ученых, как Абраменкова В. В.; Артемьева Е. Ю.; Баткина Л. М.; Белобрыкина О. А.; Библера В. С.; Выготского Л. С.; Голан А.; Запорожец А. В.; Зворыгина Е.; Козловского В. П.; Лосева А. Ф.; Лотман Ю. М.; Миллер С.; Мухина В. С.
Однако, несмотря на значительные достижения в исследованиях данной темы, по-прежнему существует множество аспектов, требующих дальнейшего изучения и углубленного анализа.
Объект исследования – развитие и воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – роль детской игрушки в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть роль детской игрушки в процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие, происхождение и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте;
2. Определить особенности развития детей дошкольного возраста;
3. Влияние игрушек на развитие и воспитание детей дошкольного возраста;
4. Выделить особенности современных игрушек для детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по теме влияния детской игрушки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
Данное исследование представляет собой важный вклад в область педагогики и психологии детства, а также может быть полезным для педагогов, родителей и всех, кто заботится о развитии маленьких детей.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав и 4 параграфов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, происхождение и сущность игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте
Игра – это универсальное явление, которое присуще всему живому, начиная от самых ранних стадий развития. В дошкольном возрасте игра становится основным и естественным способом деятельности ребенка. Понятие игры включает в себя разнообразные формы деятельности, которые характеризуются свободой, активностью, воображением и внутренним удовлетворением. Игра может иметь множество форм и проявлений, включая ролевые игры, конструкторы, игры с предметами, творческие занятия и многие другие.
Игры и игрушки сопровождали человечество с самых древних времен. Уже у древних людей существовали игровые формы развлечений, которые отражали их повседневную жизнь, культуру и верования.
В древности они были важным средством обучения и социализации. Через игровые сценарии дети учились навыкам охоты, сбора пищи, изготовления инструментов и другим важным навыкам для выживания и адаптации к окружающей среде.
Во многих древних культурах игры имели ритуальное и религиозное значение. Они использовались в обрядовых целях, для поклонения божествам, предсказания будущего или примирения с природными силами.
В давние времена игрушки создавались из различных материалов, таких как камень, дерево, глина, кости, ткани и т.д. Они могли представлять собой различные предметы из повседневной жизни, животных, людей, а также абстрактные формы [8].
С течением времени игры и игрушки продолжали эволюционировать, отражая изменения в обществе, технологии, культуре и мировоззрении. Они становились более разнообразными, сложными и адаптированными к потребностям и интересам различных поколений детей. В целом, игры и игрушки имели и продолжают иметь важное значение в жизни детей и общества в целом, предоставляя возможность для игрового опыта, творчества, обучения и социального взаимодействия.
Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки может стать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушке свойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балуш, К. Ю. Педагогическая помощь родителям в выборе игрушек для детей дошкольного возраста / К. Ю. Балуш // XVII Неделя науки молодежи СВАО: Сборник статей по итогам работы научных конференций и круглых столов, Москва, 18–30 апреля 2022 года. – Москва: Издательство «Стратагема-Т», 2022. – С. 542-546.
2. Васильева, О. О. Развитие доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста друг к другу посредством сюжетно-ролевой игры / О. О. Васильева, А. Г. Шумовская // Научный потенциал. – 2022. – № 1(36). – С. 61-66.
3. Говорова, У. А. Роль игрушки в социализации детей дошкольного возраста / У. А. Говорова // Обучение и воспитание в период детства: сборник статей преподавателей, магистрантов и студентов института дошкольного и начального образования. – Оренбург: Без издательства, 2023. – С. 73-77.
4. Горбунова, О. Ф. Игры и игрушки дошкольников в современной детской субкультуре / О. Ф. Горбунова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2020. – № 3-4. – С. 84.
5. Долженкова, И. В. Виды игр. Влияние игры на воспитание дошкольника / И. В. Долженкова // Молодой ученый. – 2020. – № 22(312). – С. 523-525.
6. Душкина, В. Б. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / В. Б. Душкина, А. Ю. Татаринцева // Коррекционная психология и педагогика в современном образовательном пространстве: актуальные вопросы, достижения, инновации: Сборник научных трудов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 29 марта 2022 года. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. – С. 242-245.
7. Максименко, И. В. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста / И. В. Максименко // Нарушение когнитивной сферы у лиц с аддиктивным поведением: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 16 апреля 2019 года / Московский городской педагогический университет; Российский университет дружбы народов. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2019. – С. 166-170.
8. Мисник, Е. П. Игра и игрушки – необходимость, обязательное явление для ребенка-дошкольника / Е. П. Мисник, А. А. Птухина // Образование в современной школе. – 2021. – № 11-12(217). – С. 6-7.
9. Мурашова, Е. А. Игрушка как фактор развития ребёнка-дошкольника / Е. А. Мурашова // Молодой ученый. – 2021. – № 40(382). – С. 184-187.
10. Мухина, В. Дошкольный возраст – развитие детской личности / В. Мухина // Развитие личности. – 2020. – № 2. – С. 99-157.
11. Патрина, Т. И. Игра в жизни современного дошкольника и её влияние на формирование его личности / Т. И. Патрина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2019. – № 1(24). – С. 112-115.
12. Сухих, В. Л. Какие игрушки нужны дошкольникам? Результаты эмпирических исследований и теоретические основания для оценки развивающего потенциала игрушек / В. Л. Сухих, Н. Е. Веракса, М. Н. Гаврилова // Вопросы психологии. – 2023. – Т. 69, № 1. – С. 75-91.
13. Тельнова, Ж. Н. Родительская компетентность в области современной детской игрушки и игры / Ж. Н. Тельнова, Е. Г. Ожогова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65-3. – С. 219-222.
14. Эльжуркаева, Л. Р. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста / Л. Р. Эльжуркаева // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: проблемы и перспективы развития: сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 09 ноября 2023 года. – Курск: Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова, 2023. – С. 256-258.
15. Юхимчук, А. С. Формирование дружеских взаимоотношений у дошкольников посредством игры как способ социализации личности / А. С. Юхимчук // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 18–19 апреля 2019 года. – Евпатория: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2019. – С. 210-214.