Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Новые экономические и социально-политические условия общественной жизни после распада Советского Союза вынудили руководителей государственных организаций и коммерческих структур пересмотреть свои взгляды на методы управления. Прежняя система управления не могла эффективно решать проблемы, возникшие в результате перестройки страны. Изменения в системах управления всегда совпадали с появлением новых технических и экономических парадигм. Именно эти изменения сделали необходимым формирование современной российской модели менеджмента на рубеже веков.
Степень научной проработанности проблемы. Группа публикаций, затрагивающих организационно-управленческую сферу, представлена специалистами в области менеджмента, социологии управления: Д. Макгрегором, Р. Блейком, Д. Мутоном, Ф. Герцбергом, А. Файолем, Э. Мэйо, П. Ф. Друкером и др. Новые модели управления за рубежом были разработаны Б. Рудвиком, г. Саймоном, Д. Клиландом, В. Кингом, Дж.Форрестером и другими.
С анализом влияния социокультурных факторов на формирование современных моделей управления связаны следующие публикации авторов: В. Е. Давидович, Н. Н. Зарубина, л. Захарова, Л. Г. Ионин, М. А. Картавый, В. И. Курбатов, Е. Маркарян, А. Н. Нехашкин, М. К. Петров, Н. Л. Полякова, Б. А. Розанова, Т. Ю. Сидорина, Ю. А. Жданова и другие.
Объектом исследования является менеджмент.
Предметом исследования являются особенности российской модели управления и перспективы ее развития.
Целью данного курса являются современные тенденции в развитии менеджмента.
Для достижения этой цели были определены и изучены следующие задачи:
изучить историю менеджмента;
выявить типы управления и их характеристики;
рассмотреть современный менеджмент;
выявить факторы российского менеджмента;
определить специфику российской модели управления;
охарактеризовать российские модели управления;
проанализировать особенности национальных моделей управления и проблемы формирования российской модели;
выявить проблемы российской модели управления;
предложить пути совершенствования и развития российской модели управления.
Методы исследования включают: документальный анализ; дедукция и индукция; исторический.
Работа состоит из введения, трех глав и списка использованных источников.
1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. История менеджмента
История менеджмента - это эволюция менеджмента как науки и инструмента управления организациями. История развития менеджмента в современном мире может показаться не очень актуальной темой, однако отсутствие такой информации может привести к серьезным пробелам в разрешении определенных бизнес-ситуаций. Абсолютно любая наука основана на историческом прошлом. История позволяет избежать повторения ошибок, которые возникали в начале. История менеджмента позволяет: ответить на вопросы управления в бизнесе, использовать техники управления, развиваться небольшим инициативным группам [15, с. 43].
В настоящее время история менеджмента выделяет 9 этапов. Исходя из этих этапов, можно составить представление о развитии менеджмента как науки.
Первый этап связан с ученым Ф. Тейлором, а точнее с его работой «Принципы научного управления». В этой книге он первым затронул темы менеджмента и принципы построения этой системы.
Второй этап развития менеджмента начался с классической школы менеджмента, основателем которой был ученый А. Файоль. Он был первым, кто изменил теорию управления.
Третий этап называется «неоклассическим». В этот период начинает развиваться школа «человеческих отношений». Э. Мэйо предложил апробировать социологическую концепцию групповых решений, что привело к изучению человеческих отношений при разработке управленческих решений.
Четвертый этап был разработан в период с 1940 по 1960 год. Эволюция человеческой мысли стимулировала развитие теории управления. В этот период преобладают психологические и социологические науки, что способствовало развитию социального подхода к управлению.
Пятый этап начался в 1970-х и 1980-х годах, когда были применены количественные методы принятия управленческих решений. Этот процесс развивается и до сих пор используется в современном экономическом мире.
Шестой этап развития менеджмента формировался параллельно пятому. На этом этапе ученые-менеджеры разрабатывали новые подходы, основанные на открытой системе, которая адаптируется к внутренней среде.
Седьмой этап развития менеджмента, начавшийся в 80 - х годах XX века, ознаменовался появлением новых подходов к управлению. Одним из самых известных подходов того времени была «организационная структура», используемая в Японии.
Восьмой этап управления возник в середине 1990-х годов. На этом этапе были сформированы три основы повышения эффективности: упор на материально-техническую базу производства, внимание к организационной культуре и любой форме демократизации управления, а также развитие конкуренции.
Девятый этап разработки в настоящее время находится в стадии разработки. Движения современного менеджмента напрямую связаны с рыночными условиями и направлены на выявление потребностей современного рынка [8, с. 90].
Основа современного менеджмента заключается в удовлетворении конкретных потребителей и организации производства продукции, которая востребована и способна приносить прибыль предприятию.
1.2. Виды менеджмента и их характеристики
Менеджмент очень разнообразен. Поэтому рассматривать его только с одной точки зрения нецелесообразно – необходимо опираться на данные о типах менеджмента и, исходя из их характеристик, формировать мнение об управлении в целом.
Виды менеджмента - это особые узконаправленные отрасли управленческой деятельности, которые ориентированы на решение конкретных управленческих задач. По характеристикам объекта управленческой деятельности исследователи выделяют такие виды менеджмента, как: общий
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: пер. с англ. / И. Ансофф. - Классическое издание. - СПб.: Питер, 2020. - 343 с.
2. Веcнин, В. P. Менеджмент. Учебник / В. P. Веcнин. - М.: Пpocпект, 2021. - 616 c.
3. Гoнчapoв, В.И. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / В.И. Гoнчapoв. - М.: Coвpеменнaя шкoлa, 2023. - 640 c.
4. Дopoфеев, В. Д. Менеджмент: yчебнoе пocoбие / В. Д. Дopoфеев, A. Н. Шмелевa, Н. Ю. Шеcтoпaл. - М.: Инфpa-М, 2022. - 440 c.
5. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. - 3-е изд. - М.: Дашков и К', 2022. - 477 с.
6. Кaбyшкин, Н. И. Ocнoвы менеджментa. Учебнoе пocoбие / Н. И. Кaбyшкин. - М.: Нoвoе знaние, 2022. - 336 c.
7. Кaзнaчевcкaя, Г.Б. Менеджмент: yчебник / Г.Б. Кaзнaчевcкaя. - Pocтoв н/Д.: Феникc, 2020. - 346 c.
8. Касаев, Б.С. Менеджмент организации / Б.С. Касаев, А.В. Тебекин – М.: Кнорус, 2021. – 424 с.
9. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник / Э. М. Коротков. - М.: ЮРАЙТ, 2022. - 640 с.
10. Кyзнецoв Ю. В. Менеджмент. Учебник / Ю. В. Кyзнецoв. - М.: Экoнoмикa, 2022. - 503 c.
11. Маленков, Ю. А. Современный менеджмент / Ю. А. Маленков. - М.: Экономика, 2022. - 439 с.
12. Михалева, Е.П. Менеджмент. Конспект лекций / Е.П. Михалева. - М.: Юрайт-Издат, 2022. — 192 с.
13. Одегов, Ю. В. Подготовка HR-менеджеров в России / Ю. В. Одегов. – 2020. - № 6. – С. 19-21.
14. Пеpевеpзев, М. П. Менеджмент: yчебник / М.П. Пеpевеpзев, Н. A. Шaйденкo, Л. Е. Бacoвcкий. - М.: Инфpa-М, 2022. - 330 c.
15. Петpoв, A. Н. Менеджмент. Учебник / A. Н. Петpoв, Е. В. Пеcoцкaя, O. В. Pycецкaя, Л. A. Тpoфимoвa. - М.: Юpaйт, 2020. - 641 c.
16. Михайлова, А. Швейцарские технологии управления персоналом / И. Подойницына, А. Михайлова // Кадровик. Кадровый менеджмент. -2022. - №7, №8.
17. Paзy, М.Л. Менеджмент / М.Л. Разу. – М.: Кнорус, 2021. – 480 с.
18. Paзy, М.Л. Менеджмент. Учебнoе пocoбие / М.Л. Paзy. - М.: КнoPyc, 2021. - 320 c.
19. Цветков, А. Н. Менеджмент: учебник / А. Н. Цветков. - СПб. [и др.]: Питер, 2022. - 251 с.