Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. За последние несколько лет законодательство Российской Федерации существенно обновилось и стало занимать лидирующие позиции в регулировании общественных отношений. При рассмотрении граждан в качестве субъектов административного права особое значение в данном контексте приобретает соблюдение конституционного принципа независимости прав и свобод человека от произвола государства, поскольку предметом регулирования в административном праве является совокупность отношений, складывающихся в сфере государственного управления. Гражданин как личность, обладающая правами и свободами, которые не могут быть нарушены государством, является самостоятельным субъектом, который может заявить о себе как о достойном члене общества. В то же время отношения между личностью и государством не исчерпываются обязанностью государства не нарушать права человека.
Граждане находятся с государством в устойчивых политико-правовых отношениях, состоящих из взаимных прав и обязанностей. Те, кто постоянно проживает на территории конкретного государства, существенно заинтересованы в том, чтобы иметь статус гражданина. А государство, созданное на основе права и демократии, способно наиболее эффективно гарантировать права и свободы своих граждан. Российское государство, закрепившее права человека и гражданина в Конституции РФ, стремится к их реализации и защите через деятельность органов государственной власти, исполнительной власти, судов, прокуратуры и правоохранительных органов. Однако не все права и обязанности человека и гражданина вытекают из конституционно-правового статуса. Многие из них лежат за пределами этого статуса и устанавливаются нормативными актами, соответствующими конституционной концепции статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Например, это права и обязанности, связанные с управлением транспортным средством, приобретением оружия и т. д.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании административно-правового статуса граждан РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие административно-правовой статус граждан РФ.
Целью исследования является анализ административно-правового статуса граждан РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. определить сущность и принципы правового статуса граждан РФ;
2. исследовать содержание административно-правового статуса граждан РФ;
3. исследовать элементы административно-правового статуса гражданина ;
4. рассмотреть административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан;
5. исследовать проблемы развития административно-правового статуса граждан РФ.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; КоАП РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Волков А.М., Жаринов К.Г., Макарейко Н.В., Попов Л.Л. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования административно-правового статуса граждан РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании административно-правового статуса граждан РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
1.Понятие, особенности административно-правового статуса граждан РФ
1.1.Сущность и принципы правового статуса граждан РФ
Административно-правовое положение личности, находится в зависимости и от того, в каком состоянии находится законодательство, касающееся прав и обязанностей в сфере государственного управления.
Статья 17 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Согласно этой норме-принципу и должна строиться современная государственная власть, а также определяться принципиально новые задачи и функции государства, его органов власти и должностных лиц. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.
Многообразные взаимосвязи права и личности могут быть охарактеризованы в определении правового статуса, в котором отражаются все без исключения основные стороны юридической жизни индивида: его потребности, отношения с государством, интересы, общественные требования и их удовлетворенность, трудовая деятельность общества.
Правовой статус личности характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми она наделяется как субъект общественных правоотношений, возникающих в процессе реализации норм различных отраслей права. Создание гармоничных отношений в обществе подразумевают наличие уважения со стороны государства к правам граждан, выполнения определенных обязанностей с их стороны. Права и обязанности присущие гражданам довольно разнообразны.
Права и обязанности являются основными элементами правоотношений. Данные правоотношения возникают между государством и гражданином, порождая обязанность государства защищать и охранять основные и другие права и свободы человека. Человек вправе не просить, а требовать защиты своих прав, которые являются общепризнанными государством, естественными и неотъемлемыми.
Соблюдение всеми участниками общественных отношений основополагающих обязанностей обеспечивается как правовыми механизмами правового воздействия, так и общественного.
В зависимости от степени общественной опасности, законодателем за нарушения в указанных областях предусмотрен дифференцированный подход и привлечение к юридической ответственности (административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной либо уголовной), ведущей к невозможности реализации своих конституционных прав и свобод.
По нашему мнению, для реализации своих прав и обязанностей гражданам необходимо вступать в самые разнообразные административные правоотношения. Важнейшей обязанностью субъектов правоотношений является соблюдение законодательства в сфере административного права и основанных на них законных требований федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Целью выполнения обязанностей является создание гармоничных отношений в обществе, под которыми подразумевается наличие уважения со стороны государства к правам граждан и выполнения определенных обязанностей с их стороны.
Правовой статус человека и гражданина - это определенная система прав и обязанностей, законодательно закрепленных государством в Конституции Российской Федерации и других правовых актах. Права и обязанности являются основными исходными элементами права. В настоящее время правоведы предлагают несколько подходов к пониманию правового статуса личности и его структуры [10, с. 93].
Административно-правовой статус гражданина - это совокупность прав, свобод и обязанностей гражданина, урегулированных нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях.
Административно-правовой статус граждан во всех его разновидностях имеет определенные особенности, отличающие его от правового статуса других отраслей (трудового, гражданского права и т.д.).
Во-первых, он содержит огромное количество правовых норм, несравнимо большее, чем в других отраслях права, которые регулируют права и обязанности граждан по отношению к самым разным органам, в том числе к органам государственного и муниципального управления и их служащим.
Во-вторых, нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, преемствуют, развивают, детализируют и гарантируют реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).
В-третьих, права и обязанности, составляющие административно-правовой статус граждан, являются неотчуждаемыми. То есть они не могут быть делегированы кому-либо, переданы по наследству или иным образом отчуждены от статуса их носителей в целом (например, право и обязанность служить в вооруженных силах, паспорт, поступление в вуз, право на образование, привлечение к уголовной ответственности).
В-четвертых, содержанием административно-правового статуса гражданина являются только права без обязанностей (например, право на подачу жалобы, право на изменение имени, фамилии или отчества), только обязанности (например, обязанность соблюдать все правила общественного порядка и безопасности, обязанность выполнять все законные требования и распоряжения властей) или и то, и другое может существовать одновременно (например, право и обязанность получить основное общее образование, получение паспорта в 14 лет) [14, с. 102].
Различают три вида административно-правового статуса граждан: общий, специальный и особый.
Общий административно-правовой статус граждан включает универсальные права и обязанности граждан, которые закреплены в главе 2 Конституции РФ и реализуются гражданами, вступающими в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.
Они принадлежат всем гражданам и не зависят от особенностей и специфики человека и гражданина в том или ином социальном государстве, отрасли экономики и труда, во всех областях, отраслях и сферах личной, психологической и социальной деятельности.
Это право на защиту многочисленных и разнообразных личных, политических, социально-экономических, общественных и культурных прав и свобод граждан, а также всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.
Специальный административно-правовой статус означает все особые права и обязанности граждан в конкретной области, секторе или сфере, в которой функционирует административная власть, которые реализуются в административно-правовых отношениях.
Это особое право граждан как субъектов административно-правовых отношений выступать, например, в качестве предпринимателей, фермеров, менеджеров, клиентов, пассажиров, абитуриентов и студентов, пациентов, курсантов, военнослужащих, военнообязанных и т.д. Права и обязанности граждан, составляющих специальный административно-правовой статус, регулируются в первую очередь нормами особенной части КоАП РФ [2].
Специальный административно-правовой статус включает в себя особые права и обязанности некоторых конкретных категорий граждан в узкоспециализированных областях функционирования административной власти.
К специальному административно-правовому статусу относятся, например, права и обязанности безработных, вынужденных переселенцев и бездомных, реализуемые в административно-правовых отношениях.
В действующей Конституции РФ закреплены принципы правового статуса личности, которые непосредственно связаны с основными принципами системы понимания и признания прав человека, сложившейся в этой стране:
-все без исключения права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляются и применяются в соответствии с принципом равноправия. Статья 19 Конституции РФ [1] разъясняет несколько основополагающих моментов в отношении принципа равноправия. Конституция РФ устанавливает следующее: абсолютно все равны перед законом и судом; государство гарантирует равные права и свободы человека независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения и т.д.; мужчины и женщины равны в правах и свободах и в возможностях их реализации.
-все права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на том, что они гарантируются государством. Принято различать экономические, политические, социальные и правовые гарантии. Наша Конституция гарантирует демократический принцип судопроизводства и гуманное отношение к лицам, привлеченным к административной или уголовной ответственности, налагаемой судами в порядке уголовного или административного судопроизводства.
-правовой статус личности основывается на презумпции неприкосновенности прав и свобод человека и гражданина и незыблемости их ограничений.
Часть 2 ст.55 Конституции РФ предусматривает, что в РФ не может быть принят закон, отменяющий или умаляющий права и свободы человека и гражданина. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны государства и безопасности страны [9, с. 56].
-Правовой статус человека основывается не только на обладании правами, но и на обязанностях. Например, ч.2 ст.38 Конституции РФ предусматривает, что воспитание ребенка является равным правом и обязанностью родителей. Статья 59 Конституции РФ гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ.
Статья 42 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на здоровую окружающую среду, а статья 58 - что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Права на образование, участие в культурной жизни и пользование объектами культуры также носят характер общественных обязанностей.
Рассматриваемый принцип отражен в ст.6 Конституции РФ, которая специально адресована гражданам России. Часть 2 ст.6 Конституции РФ гласит, что граждане РФ пользуются на ее территории всеми правами и свободами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.
При определении правового статуса человека и гражданина наша страна использует основные принципы всех видов общепризнанного международного права и международных договоров, которые стали неотъемлемой частью правовой системы РФ. Например, Всеобщая декларация прав человека, которую Россия ратифицировала, договоры с рядом стран о признании двойного гражданства.
Сама идея прав человека может быть отнесена к одному из исторических выражений свободы и справедливости. Всесторонне оценивая права человека в государстве, можно оценить состояние правовой культуры и политической культуры страны.
Права человека характеризуются преемственностью, даже когда политический режим, пришедший к власти в демократической системе, отказывается реализовывать эти права для большинства населения. Нарушение этой преемственности означает посягательство на традиции и основы демократических обществ в целом [11, с. 19].
Существует постоянный международный императив прав человека, который поддерживается духовностью и просвещенным сознанием народа.
Практическая значимость таких вопросов, как правовой статус личности, состоит в том, что когда общество находится в стадии реформирования, в критический момент, когда разрушаются старые и создаются новые отношения, связи и структуры, они тесно затрагивают интересы людей и отражаются на их жизни. Реформы санкционируются законами и нормативными актами и не могут продвигаться иначе. И от того, как это происходит, зависит успех этого процесса, прочность и незыблемость правового статуса участников этого процесса, их пассивность или активность.
Таким образом, правовой статус личности - это юридическая фиксация места личности в обществе, гарантированных государством и закрепленных в законе прав, свобод и обязанностей.