Фрагмент для ознакомления
2
Одной из важнейших задач обучения ребенка родному языку в учреждениях дошкольного образования является формирование у него грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
Овладение навыками чтения и письма, становление речевой системы ребенка, его успешное обучение в общеобразовательном учреждении невозможно без развития фонематического слуха.
Создать основу для обучения грамоте, хорошо подготовить ребенка к школе можно лишь в процессе целенаправленной работы по формированию фонематического слуха.
Лексико-грамматическая, фонетическая стороны речи и развитие фонематического слуха тесно связаны. При его сформированности дошкольники лучше воспринимают и различают морфемы языка, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя языка дошкольник ориентируется как на звуковую форму морфем, так и на отдельные фонематические признаки.
Много научных работ посвящено исследованию роли развития осознания детьми фонетической стороны речи. Это труды психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.Г. Горецкий, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба и др.). Это выражено в положениях дошкольной педагогики о роли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Е.А Флёрина, Ф.А. Сохин), концепции о развивающем влиянии игр (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.А. Короткова и др.).
Исследования вышеназванных авторов доказывают значимость формирования фонематического слуха у воспитанников детских садов для подготовки к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха у детей является одним из приоритетных направлений работы воспитателя, так как несформированность данного умения, в будущем приводит к дисграфии, вызывает трудности и в овладении чтением.
Своевременное развитие фонематического слуха способствует успешной коррекции и звукопроизношения детей.
Цель исследования: изучить особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста будет эффективным, если:
1) на занятиях будут использованы игры и упражнения, направленные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи;
2) будут соблюдены все этапы проведения игр и упражнений, логична их последовательность;
3) предложенные игры и упражнения будут соответствовать изучаемому материалу, проводиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.
В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие «фонематический слух» и особенности его развития в дошкольном возрасте;
2. Изучить психолого-педагогические и методические условия развития фонематического слуха у дошкольников.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты эксперимента.
Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение, сравнение, обобщение, изучение научной литературы, организация индивидуальных и групповых бесед, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования. Данная работа будет полезна для педагогов, воспитателей детских садов, работающим над развитием фонематического слуха дошкольников посредством игр. Разработанный сборник игр и упражнений по развитию фонематического слуха может быть использован на занятиях с детьми в детском саду или же родителями в домашних условиях.
База исследования: ___________________________________________
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста
1.1. Определение понятия «фонематический слух» и особенности его развития в дошкольном возрасте
Фонематический слух – это:
1) способность улавливать на слух есть данный звук в слове или нет;
2) умение дифференцировать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
3) способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
Если данная способность у ребенка не сформирована, он воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Для успешного овладения чтением и письмом важно развитие фонематического слуха у детей. Они часто путают близкие по звучанию фонемы, что приводит к торможению развития связной речи. В будущем, развитие фонематического слуха важно для успешного овладения иностранными языками.
В 60-х годах ХХ века применялся термин «звуковой анализ». Выделяли следующие два его вида: естественный и искусственный.
Естественный звуковой анализ обслуживает устную речь, посредством него осуществляется смыслоразличительная функция.
Искусственный звуковой анализ формируется не самопроизвольно, им дети овладевают в процессе целенаправленного обучения. Он обслуживает письменную речь.
Эти два вида звукового анализа были заменены терминами «фонематический слух» и «фонематическое восприятие». Данные понятия были предложены советским психологом и педагогом Д.Б. Эльконином.
Естественный звуковой анализ стали обозначать термином «фонематический слух», искусственный звуковой анализ - «фонематическим восприятием» [20; с. 123].
Фонема - это эталон звука, являющийся минимальной единицей языка и выступающий в смыслоразличительной функции. В русском языке насчитывается 42 фонемы, мы храним их в своей памяти в упорядоченном виде. Они находятся в соотношении друг с другом, каждая фонема со своими оттенками противопоставлена другим на основе присущих ей акустических отличий, на слух улавливаемых говорящими.
Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он выполняет смыслоразличительную функцию и формируется в процессе общения с окружающими людьми.
Фонетический слух – это способность человека выделять из общей массы окружающих звуковых раздражителей и распознавать звуки речи на том или ином языке.
Фонематический и фонетический слух осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью [2; с.49].
Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению и различению фонем, по определению звукового состава слова:
1)определить есть или нет звук в слове;
2)найти место звука в слове;
3)обозначить линейную последовательность и подсчитать количество звуков в слове.
Фонетико-фонематическая сторона речи - это показатель общей культуры речи, соответствие речи говорящего произносительным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат согласованной работы всех отделов артикуляционного аппарата.
Фонематическая сторона речи обеспечивается работой органов слуха.
М.Ф. Фомичёва в своем научном труде «Воспитание у детей правильного произношения» подчёркивает, что восприятие и воспроизводство звуков родного языка - это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический слух позволяет выработать четкую дикцию - подвижность и тонкую дифференцированную работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука [18; с. 222].
С момента своего рождения ребенок оказывается в окружении различных звуков: речь родителей, пение птиц, природные шумы, музыка, голоса окружающих животных. Обязательным условием формирования речи является слух. Из всего разнообразия звуков, которые воспринимает ухо ребенка, лишь звуки речи и только в словах, служат целям общения его с окружающими людьми. Дети начинают говорить, в связи с тем, что слышат речь родителей, близких, посторонних.
Когда ребенок воспринимает речь, он сталкивается с большим разнообразием фонем, звучащими в её потоке. Он слышит множество вариантов звуков, которые сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по постоянным различительным признакам. Если ребёнок не овладеет этим умением, он будет не способен отличить одно слово от другого. В процессе речевого развития у ребёнка вырабатывается фонематический слух.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников/ Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Балашова, Г.В. Авторские многофункциональные пособия и игры для коррекционной работы со старшими дошкольниками / Г.В. Балашова, Н.Е. Соловьева // Логопед. - 2013. - №2. - С. 49-57.
3.Витеско М.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников как средство профилактики дисграфии// Векторы образования: от традиций к инновациям. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 12-14.
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М., 1961. - 147 с.
6. Епифанова, О.В. Современные методы обследования речевого развития ребенка / О.В. Епифанова // Логопед. - 2013. - №5. - С. 6-17.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2007. - 94 с.
8.Кошелева Е.В., Моисеева О.В. Развитие фонематического слуха у старших дошкольников//Актуальные вопросы обеспечения качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях. - 2016.- С. 130-131.
9. Логопедия/ Л.С. Волкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ВЛАДОС, 2003. - 677 с.
10. Мустафаева Е.А. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста// Стратегии развития современной науки. Сборник научных статей. - Москва, - 2023. - С. 68-73.
11. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. - М.: Апрель-пресс, 2004. - 315 с.
12. Окунева С.Е. Внеурочная деятельность как условие развития фонематического восприятия и речевого слуха дошкольников//Инновации, технологии, наука. -2016. - С. 261-263.
13. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
14. Рапша П.С., Титова С.С. Понятие о фонематическом восприятии// Сборник научных трудов по материалам XXXII Международной научно-практической конференции. - Анапа, - 2021. - С. 133-138.
15. Родионова Ю.Н. Развитие фонематического слуха у детей как основа успешного обучения чтению и письму// Детский сад от А до Я. - 2009. - № 5 (41). - С. 71-76.
16. Рябухина С.А., Кузнецова Г.А. Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия с дошкольниками, имеющими фонетико - фонематическое недоразвитие речи// Совершенствование методологии познания в целях развития науки. - 2017. - С. 107-108.
17. Семенова Е.А. Развитие у дошкольников фонематического слуха как опоры обучения первоначальному чтению//The Scientific Heritage. - 2020. - № 48-4 (48). - С. 51-54.
18. Смирнова А.Е. Актуальные вопросы развития фонематического слуха у дошкольников// Наука, инновации, общество. - 2023. - С. 44-47.
19. Смирнова Л.Н. Логопедия: играем со звуками/// Сер. Библиотека воспитателя. - Москва, - 2005.
20. Уварова Т.Б. Ритм и рифма в развитии фонематического слуха и произносительной стороны речи дошкольников и младших школьников//Актуальные проблемы современной России. - Москва, - 2022. - С. 203-207.
21. Филичева Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989 - 222 с.
22. Чумаченко Е.Ю. Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов дошкольников// Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. - 2017. - С. 166-169.
23. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками/ Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2003. - 109 с.
24. Эльконин Д.Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов //Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
25. Якименко М.А. Развитие фонематического слуха дошкольника// Современные наукоемкие технологии. - 2009. - № 12. - С. 45.