Фрагмент для ознакомления
2
В первом веке до нашей эры в Риме зародился прообраз социального обеспечения. В то время для свободных римских средних и бедных слоев населения существовали так называемые "коллегии самопомощи". Сред-ства этих организаций использовались для распределения среди больных, престарелых и раненых. Эти "общественные организации помощи граж-данам" или "коллегии самопомощи" были основаны на личной поддержке самих работников, и рабовладельцы не принимали в них никакого уча-стия.
В период римского рабовладения было достаточно много войн, пора-бощение народов, завоевание и разграбление регионов и целых стран процветало в этот период. В результате многие погибли, а их жены и дети остались без кормильцев. Именно здесь зародились первые пособия. Они выплачивались раненым, вдовам и сиротам после смерти воина. Вдовам и сиротам выплачивалось пособие в виде земли. Вдовам и сиротам выдава-лись привилегированные акты, освобождающие их от налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Этими льготами пользовались и бывшие во-енные, то есть бывшие воины и их семьи [12, с. 21].
За рабовладельческим периодом последовал феодальный период, ха-рактеризующийся преимущественно самодостаточной экономикой. Осно-вой этого периода была семья. Семья отвечала за материальное обеспече-ние пожилых и немощных людей. В этот период возникло своего рода со-циальное пособие. Оно распространялось на тех, кто был не способен к труду и не имел какого-либо хозяйства.
Это "пособие" не было декретировано. Позже появились и другие де-нежные пособия, но они носили характер наград и наказаний. Они выда-вались важным сановникам, епископам, префектам и т.д., которые оказали монарху определенные услуги. Вероятно, это был первый прообраз пен-сий. Таким образом, появилась и выплачивалась первая социальная по-мощь и первые пособия для граждан. Следует отметить, что ни один из прообразов современного социального обеспечения не был официально прописан в правовых источниках.
Изучение процесса развития законодательства о социальном обеспе-чении граждан, имеющих детей, до Советского Союза показывает, что государственные пособия на детей были довольно слабо развиты в России в XVII-XIX веках, благодаря развитию частных и общественных систем пособий на детей, представлявших собой систему социальных услуг. Впервые она упоминается в XVIII веке.
Первое упоминание о нем появилось только в XVIII веке, когда 4 но-ября 1714 года Петр I издал Указ о нуждающихся младенцах, который предусматривал денежное пособие для младенцев в размере трех рублей в день на ребенка и трех рублей в год и пол-унции хлеба в месяц для жен-щин, ухаживающих за ними. Эту политику продолжила Екатерина II, ко-торая в 1772 году рекомендовала горожанам принимать незаконнорож-денных детей, брошенных родителями на зиму, и платить 10 рублей за двухлетнего, 18 рублей за трехлетнего, 24 рубля за четырехлетнего и 30 рублей за пятилетнего.
В XVIII веке были установлены первые социальные отношения в виде денег между теми, кто брал на воспитание детей, и государством в лице Департамента социального обеспечения. Первые выплаты физическим ли-цам, размер которых зависел от возраста ребенка, стали началом совре-менных ежемесячных и единовременных государственных пособий для се-мей с детьми. Однако тогда они еще не назывались пособиями [12, с. 7].
В конце XVIII и в XIX веках государственная помощь детям оказыва-лась в самых разнообразных формах, основанных как на государствен-ных, так и на частных хосписах. Характерным было, с одной стороны, со-словное, а с другой - сословное проявление идеи государственной помощи несовершеннолетним независимо от их происхождения. Центральным эле-ментом этой идеи были учреждения для незаконнорожденных детей и си-рот, созданные как специальные учреждения для этих категорий и как обычные учреждения, где последние были лишь частью общины. Чтобы эти учреждения хорошо функционировали, они должны были напрямую зависеть от контроля и внимания высшей власти.
Практика выдачи пособий вдовам и детям солдат продолжала разви-ваться и в начале XX века. В результате Русско-японской и Первой миро-вой войн были созданы пособия на содержание детей, родители которых погибли, и семей с детьми, мобилизованных на фронт; с возникновением капитализма в России в конце XIX - начале XX века было введено соци-альное страхование работников; в 1912 году был принят "Федеральный закон о страховании рабочих по болезни", в котором было введено стра-хование по беременности и родам для работниц. Впервые определив бе-ременность и материнство как страхование социальных рисков, была за-ложена правовая основа для позитивного развития советского законода-тельства, которое предусматривало страхование детей и материнства и по-явление других льгот для граждан, имеющих детей.
Это было социальное страхование, построенное в соответствии с ле-нинской программой страхования и декретами, принятыми в первые годы Советской власти: 28 декабря 1917 года "Об учреждении Комитета охра-ны материнства и детства" и 31 декабря 1917 года "Об охране материнства и детства в Советской республике", которые были совместимы с существу-ющими отношениями капитализма, основанного на частной собственности на средства производства [10, с. 165].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай вре-менной нетрудоспособности и в связи с материнством" // Собрание зако-нодательства РФ. - 2007. - № 1 (1 ч.). - Ст.18.
3. Зыков С.В. О государственной правовой семейной политике в Российской Федерации / С.В. Зыков // Семейное и жилищное право. 2020. № 1. С. 13 - 17.
4. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. № 5. С. 92.
5. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2023. - С.4.
6. Каков размер пособия по беременности и родам в 2023 г.? // Азбука права: электрон. журн. 2023.
7. Касаткина А.Ю. Семья в Российской Федерации: проблемы теории и практики / А.Ю. Касаткина // Семейное и жилищное право. 2021. № 5. С. 7 - 9.
8. Костина С.Н. Модели многодетности в современном россий-ском обществе (результаты нарративного интервью) / С.Н. Костина, Е.В. Зайцева // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 92 - 102.
9. Крашенинников П.В. Поддержка института семьи: конституци-онные поправки / П.В. Крашенинников, Е.В. Бадулина // Семейное и жи-лищное право. 2020. № 4. С. 19 - 24.
10. Павлюткин И.В. Как создаются семьи с большим числом детей: типы жизненных переходов родителей / И.В. Павлюткин, М.А. Голева // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 106 - 117.
11. Спор о взыскании пособия по беременности и родам, ежеме-сячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (на основа-нии судебной практики Московского городского суда) // Помощник адво-ката: электрон. журн. 2023.
12. Тарусина Н.Н. Семья как общеправовая конструкция / Н.Н. Тарусина // Lex russica (Русский закон). 2020. Т. 73. № 4 (161). С. 21 - 33.