Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система в настоящее время рассматривается как, один из важнейших элементов социально-экономической политики любого государства. Система пенсионного обеспечения представлена совокупностью правовых, социальных, экономических и финансовых институтов, их взаимодействие направлено на распределение, увеличение и накопление денежных ресурсов. Каждое государство несет обязанность по обеспечению полноценного взаимодействия всех составляющих системы, а также контроль и регулирование с применением экономических и политических инструментов.
Государство ставит перед собой одну из целей, установление работоспособной и стабильной системы пенсионного обеспечения, которая сможет гарантировать достойные условия для жизни своих граждан. В связи и этим изучение пенсионных систем зарубежных стран является актуальной задачей для построения наилучшей собственной системы.
Пенсионные системы большинства развитых стран принимают исходя из своих государственных устройств подходы к решению задачи. Побуждение адаптации граждан к изменяющимся внешним факторам, а также демографическим и экономическим изменениям. Несмотря на разнообразие подходов, все пенсионные реформы направлены на достижение общих целей: обеспечение достойной жизни людей в нетрудоспособный период, стимулирование экономического роста и создание справедливой и устойчивой пенсионной системы.
Сейчас замечается трудность в том, что часть государства могут оказаться неспособными выплачивать пенсии, а также вовсе обеспечивать социальной помощью часть своих граждан из-за недостаточно быстрого экономического роста.
Актуальность выбранной темы, отмечается в значительном увеличении числа нетрудоспособных граждан, а также постановкой под сомнение пенсионной системы как социально-экономического элемента для обеспечения достойного уровня материального благосостояния граждан государства. Возникающие проблемы в системе пенсионного обеспечения, связаны с увеличением продолжительности жизни, сокращении рождаемости, ростом безработицы, а также проблемы национальных пенсионных систем, которые требуют поиска путей укрепления финансовой устойчивости.
В связи с этим, анализ эффективности опыта зарубежных стран важен для общей оценки механизма адаптации к изменяющимся внутренним и внешним факторам.
Целью данной курсовой работы является исследование зарубежного опыта пенсионного обеспечения и выведения сравнительного анализа, для выявления направления совершенствования и определению перспективы развития пенсионной системы.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретическую часть пенсионную системы;
2. Изучить зарубежный опыт функционирования и формирования пенсионной системы;
3. Провести сравнительный анализ опыта зарубежных стран;
Объектом курсовой работы является зарубежный опыт развития пенсионной системы.
Теоретико-методологической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты Российской Федерации и Зарубежных стран, а также их статистические данные и данные находящиеся в свободном доступе.
В процессе работы использовались такие методы, как сбор и анализ данных, обработка и анализ статистической информации, а также изучение теоретической базы при помощи рассмотрения научной, учебной литературы, монографии и научные статьи.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие пенсионной системы и ее функции
Было выделено одно из основных социальных задач государства в виде поддержки высокого уровня социальной жизни своих граждан. Наблюдая за данным уровнем, можно выявить индикатор эффективной реализации социальной роли государства в сфере пенсионной системы.
Система пенсионного обеспечения является сложной структурой институтов, законодательных и финансовых механизмов, созданных государством для обеспечения стабильной и качественной жизни граждан в период нетрудоспособности и в течение поздних периодов жизни. Эта система предназначена для формирования и распределения финансовых средств, направленных на обеспечение граждан пенсионной выплатой, когда они выходят на пенсию или находятся в других условиях, которые лишают их возможности осуществления трудовой деятельности.
Пенсионная система является совокупностью правовых, экономических и организационных институтов, норм, предназначенных для материально обеспечения граждан, имеющих законодательное право на пенсионные выплаты.
Пенсионная система — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих источников финансирования пенсий, органов и учреждений, предоставляющих пенсии, субъектов пенсионного обеспечения, видов пенсий и нормативных правовых актов, регламентирующих пенсионное обеспечение.
В качестве главного критерия взаимосвязи понятий, относящихся к пенсионной системе, определяются объекты, которые распространяются на рассматриваемых понятиях. Социальная политика рассматривается как часть государственной политики вообще, как концептуальный подход и деятельность государства и других социальных институтов по регулированию социальной сферы общества и ее развития. Объектом социальной политики является социальная сфера и ее развитие. Социальная защита - одно из направлений социальной политики государства по обеспечению социально-экономических прав и гарантий человеку, независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста и других подобных обстоятельств. Поэтому объектом, распространяющим понятие «социальная защита», является все население государства. Социальная поддержка и социальная страховка являются равнозначными элементами социальной поддержки . Различие понятий видно на объекте, в котором они распространены. Так, социальное страхование понимается как защита от рисков, которые могут наступить или уже случились; направлено социальное страхование, как на экономически активных членов общества, так и на вышедших из состава таковых. Социальное обеспечение — это некая поддержка, социальная помощь, оказываемая государством или иными социальными организациями людям, неохваченным системой социального страхования, т.е. объектом, на которое распространяется это понятие, выступает экономически неактивная часть населения .
Поэтому пенсионную систему, формируемую из трёх институтов: пенсионного обеспечения, пенсионного страхования и дополнительного негосударственного пенсионного страхования, включают в систему социальной защиты. Каждый институт пенсионной системы представляет собой разновидность элемента социальной защиты. Основные компоненты пенсионной системы отличаются в зависимости от объекта их деятельности. Объект пенсионного обеспечения - экономические пассивные граждане, независимо от того, имеется ли у них трудовой (страховой) стаж. Объектом государственного пенсионного страхования и частного, являются экономически активные члены общества и вышедшие из состава таковых, но при условии наличии у них трудового (страхового) стажа .
Функции пенсионной системы должны представлять комбинацию функций пенсионного страхования и пенсионного обеспечения, которые включают в себя комплекс мер и механизмов, направленных на обеспечение финансовой защиты, построения социальной справедливости, стимулирование накоплений, прогноз демографических рисков, а также важное поддержание экономической стабильности и формирование долгосрочных инвестиции.
На сегодняшний день нет единогласно согласованных и четко выведенных функции пенсионной системы. Можно лишь выделить часто отмечаемые авторами функции, которые относятся к пенсионной системе в целом.
Первой функцией является воспроизводственная функция. Данная функция заключается в обеспечение стабильной и устойчивой финансовой поддержки, направленной на поддержку достойного пенсионного уровня. Основной целью является обеспечение устойчивого потока финансовых средств в Пенсионный фонд, в том числе взносов работников, работодателей и инвестиций. Важным является эффективный контроль за демографическими, экономическими и социальными изменениями. Ключевыми аспектами являются управление пенсионным резервом, инвестиции, учет динамики долгосрочных тенденций в демографической политике. Для этого требуется комплексный подход, чтобы обеспечить устойчивость и соответствие пенсионной системы социальной потребности пожилых людей.
Вторая функция пенсионной системы—социальная, которая представлена уравниванием нормального уровня жизни тем гражданам, которые являются нетрудоспособными. Пенсионная система дает возможность воспользоваться таким набором социальных благ, как медицинские услуги, качественный отдых, содействие активному участию в жизни общества и другие.
Третьей функцией можно считать, стимулирующую функцию, которая обеспечивает связь результатов трудовой деятельности с будущей пенсией .
Выделяется и политическая функция, заключающаяся в согласовании интересов нетрудоспособных граждан, и граждан, создающих материальные блага.
При правильной реализации данных функции имеется возможность совместно осуществлять пенсионное страхование и пенсионное обеспечение. По итогу пенсионная система обладает несколькими важными функциями. Функцией воспроизводства направлена на оказание минимальных услуг нетрудоспособному населению. Социальная функция расширяют этот принцип путем предоставления пенсионерам нормального уровня жизни, доступа к социальным услугам . Функция перераспределения компенсирует потери доходов гражданам, которые утратили рабочую силу. Функция стимулирования связывает итоги трудовой деятельности и будущую пенсию, повышая производительность труда. Политические функции согласовывают интересы разных участников общества и обеспечивают баланс между трудоспособной и нетрудоспособной группой. Вместе с этим эти функции позволяют эффективному функционированию пенсионной системы общества.
1.2. Принципы построения пенсионных систем
Пенсионные системы являются одним из главных элементов социального управления государством. Она предназначена для обеспечения достойного уровня жизни для нетрудоспособных граждан, обеспечения их социальной защищенности и воспроизводства рабочих сил.
Эффективная пенсионная система должна соответствовать нескольким принципам, определяющим ее основные характеристики, обеспечивая долгосрочную стабильность.
Рассмотрим следующие принципы:
Справедливость в пенсионной системе строится на нескольких ключевых принципах, которые обеспечивают равные возможности и справедливое обеспечение для всех граждан, достигших установленным законом пенсионного возраста. Один из таких принципов – является принцип солидарности. Данный принцип предполагает, что все члены общества должны участвовать в финансировании пенсионных программ. От каждого, согласно своим финансовым возможностям, вносится вклад в систему, чтобы обеспечить поддержку для будущих поколений пенсионеров .
Принцип распределения средств основан на идее «От каждого по способностям каждому по труду». Это значит, что размер пенсионных взносов зависит от зарплаты граждан, а высокооплачиваемый работник вносит больше вклада, чем гражданин с низкими доходами. Каждый пенсионер получает свою пенсию в соответствии с продолжительностью и трудовым вкладом, сделанным в течение своей жизни.
Основная роль принципа универсальности в обеспечении пенсионной системы играет важную роль. Гарантирует, всем гражданам, достигшим установленного пенсионного возраста, предоставляется право на пенсию. Каждый гражданин, вне зависимости от социальных статусов, профессий и уровня доходов, может ожидать пенсионных выплат, что способствует уменьшению социального неравенства.
Адекватность размера пенсии также считается важным аспектом справедливости в пенсионных системах. Рассматриваемый принцип обеспечивает достойный уровень жизни для пенсионеров . Подразумевается не только учет длительности трудового вклада, но и учет индивидуальных особенностей, здоровья и потребностей каждого пенсионера. Такой подход способствует тому, чтобы размер пенсии был адекватным для обеспечения базовых нужд и поддержки достойного образа жизни в пожилом возрасте.
Взаимодействуя данные принципы, создают устойчивую и справедливую систему пенсионного обеспечения. Они направлены на поддержку каждого гражданина, обеспечивая ему достойные условия жизни после выхода на пенсию и способствуя укреплению социальной солидарности в обществе.
1.3. Классификация пенсионных систем в мире
Пенсионная система, входящая в состав социальной системы, играет огромную роль в функционировании государства. Права граждан на социальное обеспечение в зависимости от структуры государства и возможностей отражены в Статье 22 Всеобщей декларации прав человека, которая была принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1949 года .
Пенсионная система представлена в государстве сложной социально-экономической системой. Национальная система состоит из взаимно дополняющих друг друга элементов. Одна из главных особенностей такой сложной системы образования как пенсионная, состоит в том, что каждый элемент системы представляет собой относительно обособленную систему, состоящий из элементов низких уровней, а также образует систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию. В зависимости от этого элементы национального пенсионной системы могут быть названы его подсистемой.
Каждая национальная система имеет свой индивидуальный путь развития. На развитие влияют большое количество факторов, которые с определенной условностью, можно разделить на три категории: социальные, экономические и демографические факторы. Определяя специфику национальной пенсионной системы того или иного государства, можно рассмотреть следующие факторы:
1. Социальные факторы, которые определяют степень развития общественных и трудовых отношений в государстве.
2. Экономические факторы, определяющие возможности государства и экономические условия, в которых строится и функционирует сама пенсионная система.
3. Демографические факторы, служащие важным ориентиром для определения качественных и количественных характеристик пенсионной системы, так как они отражают потребности общества в пенсионной защите .
Государство своей ролью является одним из критериев типизации и систематизации пенсионных систем . Соотношения государственного и частного компонентов выстраивает следующие типы:
1. Преимущественно государственная система (преобладание государственного пенсионного обеспечения);
2. Смешанная система (комбинация государственного и частного пенсионного обеспечения);
3. Преимущественно частная система (преобладание частного пенсионного обеспечения).
Для систематизации пенсионных систем может также служить принцип финансирования . На основе чего выделяют следующие типы пенсионных систем:
1. Распределительные (текущие расходы на выплаты пенсий финансируются за счет текущих поступлений, чаще всего налоговых, поступлений, а выплаты осуществляются из бюджета или внебюджетных фондов);
2. Накопительные (на счете участника в специализированном фонде формируется капитал в виде отчислений от зарплаты, данный капитал инвестируется, а накопленная сумма с инвестиционным доходом выплачивается в виде пенсии);
3. Комбинированные (сочетание элементов распределительной и накопительной систем).
Классификация пенсионных систем, основанная на типологии социально-направленных государств Г. Эспинга-Андерсона. В его работе «Три мира капитализма всеобщего благосостояния», выделяются следующие группы стран: либеральные (типичных для либеральных государств), «корпоратистские» (характерные для стран с корпоративной моделью социального благосостояния), социально-демократические (характерны странам с высоким уровнем социальной жизни) . На основании указанной выше типологии стран, A.Сёдэ и К. Фроманом была разработана эмпирическая классификация пенсионных систем, направленную на оценку уровня пенсий и соотношения государственной и частной, которые составляют структуры пенсионной системы. В соответствии с данной классификацией, можно выделить следующие четыре кластера пенсионных систем:
1. «Корпоратистский» кластер пенсионной системы содержит в себе свои преимущества и недостатки. В таком кластере основным элементом преобладает государственная распределительная подсистема, обеспечивающая высокое соотношение пенсий и зарплат. Негосударственные пенсионные обеспечения не играет существенной роли. Примерами могут служить Германия, Австрия, Франция, Люксембург;
2. Либеральный кластер характерен весьма средним уровнем государственных пенсий, который обеспечивается в рамках государственной распределительной подсистемы, при этом с высоким возрастом выхода на пенсию, по сравнению со странами «корпоратистского» кластера. Преобладает сильное развитие негосударственное пенсионное обеспечение. Примерами являются США, Великобритания, Ирландия, Канада;
3. Кластер «умеренных пенсий» выделяется более умеренным уровнем государственных пенсий, обеспечиваемым государством, при этом обладает более высоким возрастом выхода на пенсию. Роль негосударственного пенсионного обеспечения в этих странах также преобладает. К данной характеристике, следуют отнести Бельгию, Чехию, Норвегию, Словакию;
4. Кластер «обязательных частных пенсий» характеризуется наличием обязательной частной накопительной подсистемы. При этом сохраняется значительная роль негосударственного пенсионного обеспечения. Сюда относятся Австралия, Швеция, Дания, Нидерланды;
Как отмечалось выше, национальная пенсионная система представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из взаимно дополняющих друг друга элементов, или подсистем . Большинство существующих в мире комбинированных пенсионных систем сочетает в себе три элемента:
1. Подсистема государственной пенсионной системы является первым элементом. Данная подсистема является базовым уровнем современных пенсионных систем большинства стран мира. Она предназначена гарантировать выплату государственных пенсий, обеспечивающих прожиточный минимум при потере трудоспособности;
2. Подсистема государственного пенсионного страхования представлена вторым элементом. Рассматриваемая подсистема должна обеспечивать достойный уровень дохода, пропорциональный прежнему заработку, при выходе на пенсию. Размер пенсии зависит от величины страховых взносов, отчисленных за период трудовой деятельности;
3. Подсистема добровольного пенсионного страхования является третьим элементов в рассматриваемой структуре. Данная подсистема основана на личной инициативе граждан и предназначена обеспечивать дополнительный уровень дохода пенсионеров после прекращения трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств с использованием специализированных институтов, таких как негосударственных пенсионных фондов, банков, страховых и инвестиционных компаний.
В пенсионной системе первый элемент обеспечивает только защиту от нищеты, гарантируя возможность обеспечения минимального количества потребностей в пенсионной системе, второй элемент пенсионного обеспечения обеспечивают пенсионерам приемлемый уровень жизни в определенной мере, соответствующий доходам пенсионера перед выходом на пенсию. Третий элемента - дополнительное страхование пенсионного обеспечения на основе личного выбора граждан, цель которого - поддержание уровня жизни, который сформировался к моменту выхода на пенсию.
Приведенные выше теоретические обобщения характерны для многих развитых государств, где зафиксированные самые удачные сочетания элементов пенсионных систем и определены роли государства, предпринимателей и граждан в пенсионных системах.
Обобщение теоретической основы организации пенсионных систем свидетельствует об огромном разнообразии сценариев построения системы пенсионного обеспечения как на национальном уровне, так и на примерах зарубежных государств.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 9-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — С. 108
2. Буянова, М. О., Карпенко, О. И., Чирков, С. А. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования. Под общей редакцией Ю. П. Орловского. Москва: Издательство Юрайт. 2021-С. 63.
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст.39
4. Буянова, М. О., Карпенко, О. И., Чирков, С. А. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования. Под общей редакцией Ю. П. Орловского. Москва: Издательство Юрайт. 2021-С. 85.
5. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение: учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — 4-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — С.86.
6. Домрачева Т. В., Шалаев В. П. Пенсионное обеспечение: учебное пособие //Йошкар-Ола: ПГТУ. –2021. —С 45.
7. М.О. Буяновой: Право социального обеспечения. Общая часть: учебник / коллектив авторов; под ред. М.О. Буяновой. — Москва: КНОРУС, 2021. — С. 139
8. Овчинникова Ю. В., Гаврилов Д. Ю. Критерии классификации национальных пенсионных систем //Юр. наука. – 2020. – №. 1. – С. 9-13.
9. Торкунов А. В. Всеобщая декларация прав человека и культура мира //Московский журнал международного права. – 2021. – №. 1. – С. 8-11.
10. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России: дис. ... канд. экон. наук, МГИМО. М., 2021. – С. 14.
11. Гурвич Е.Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт. Вопросы экономики. 2019; № 9:5-39.
12. Овчинникова Ю. В., Гаврилов Д. Ю. Критерии классификации национальных пенсионных систем //Юр. наука. – 2020. – №. 1. – С. 9-13.
13. Пудовкин А.В. Мировой опыт формирования пенсионных систем и возможности его использования в России: дис. ... канд. экон. наук, МГИМО. М., 2021. – С. 19.
14. Роик, В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение: учебное пособие для вузов / В. Д. Роик. — 4-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — С.67
15. Соловьев А. К. Проблемы измерения эффективности государственной пенсионной системы в условиях глобальных рисков //Хроноэкономика. – 2021. – №. 5 (33). – С. 12-15.
16. Дегтярев Г. П., Дегтярев А. Г. Пенсионная система Германии: параметры, структура, основные характеристики //Социально-трудовые исследования. – 2020. – №. 1 (38). – С. 139-152.
17. А Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. — 2-е изд., перераб, и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — С. 30
18. Голодова Ж. Г. Пенсионные Системы стран ЕС: Направления реформирования и оценка эффективности //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. – 2023. – №. 2 (36). – С. 17-30.
19. Шестакова Е. Е. Современные пенсионные системы на новом этапе трансформации //Государственное управление. Электронный вестник. – 2022. – №. 91. – С. 193-208.
20. Самарина В. П. Зарубежный опыт становления пенсионной системы //С28 Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения–2020. – 2020. – С. 81.
21. Самарина В. П. Зарубежный Опыт Становления Пенсионной Системы //С28 Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения–2020. – 2020. – С.81
22. Мосейко В. В. Пенсионное обеспечение по старости в странах ЕАЭС //Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2023. – Т. 17. – №. 3 (45). – С. 50-63.
23. Ушаков Д. С. Сравнительно-правововой анализ пенсионного обеспечения в Российской Федерации и Японии //Инновационная наука. – 2022. – №. 12-2. – С. 71-73.
24. Богомолова Ю. И. Экономические Проблемы Стимулирования Рождаемости в Республике Корея: Причины и Пути Решения //Научные дискуссии в условиях мирового кризиса: новые вызовы, взгляд в будущее. – 2022. – С. 67-69.
25. Криклевская Л. Ю. Система пенсионного обеспечения Китая: мифы и реальность //Забайкальские социологические чтения. Социальные процессы: вызовы и пути решения. – 2020. – С. 44-56.
26. Синдяшкина Е. Н. Пенсионные Системы государств Центральной Азии //Россия и новые государства Евразии Учредители: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. ЕМ Примакова РАН. – №. 1. – С. 92-108.
27. Саякбаева А. А., Сулайманкулов З. Н. Некоторые аспекты финансирования пенсионного обеспечения в Кыргызской Республике //Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – №. 9. – С. 460-467.
28. Лебедева Л. Ф. Федеральная программа пенсионного обеспечения в США // Россия и Америка в XXI веке. 2020. №2. 68 с.
29. Кузьмина М. Д. Оценка эффективности пенсионной системы в России и США //ББК 65 М 76. – 2020. – С. 60.
30. Подольский В. А. Сравнение систем социальной политики России и США //Вестник Поволжского института управления. – 2020. – №. 5. – С. 57-66.
31. Кабанов А. А. Некоторые аспекты пенсионной системы Канады. Объединенные пенсии супругов //Вопросы трудового права. – 2020. – №. 5. – С. 60-66.