Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящий момент все большее количество научных направлений обращается к изучению детства человека. Тот опыт, те знания и впечатления, которые он получает в этот период, во многом определяют его дальнейшую жизнь, его успешность, эмоциональное отношение к окружающему миру, способность раскрыть свои таланты и самореализоваться.
Сегодня мы стараемся дать своему ребенку самое лучшее, чтобы его детство было безоблачным, полным счастья, чтобы наш ребенок был успешен и хорошо подготовлен к взрослой жизни. Современная педагогика уделяет много внимания изучению детского периода и его влиянию на дальнейшую жизнь человека.
Взросление личности и процесс ее воспитания – очень сложные процессы, поскольку их нельзя рассматривать без контекста социальной ситуации, времени, уровня общественного развития. Детство ребенка напрямую связано с жизнью всего общества: в социализированном индустриальном обществе с высоким развитием технологий появились новые детерминанты воспитания личности ребенка – одной из них является видеопродукция.
Наряду с развитием общества меняется вся система взаимодействия с ребенком, расширяются сферы детской литературы, меняется киноиндустрия, подстраиваясь под потребности и интересы современного ребенка.
Новая этика отношения к детству и воспитания требует, чтобы дети в первую очередь пользовались плодами успехов человечества и в последнюю — страдали от его неудач.
Мультипликация и кино избраны нами как перспективное направление искусства, чутко отражающее интересы современного ребенка, но при этом крайне неоднозначное в воспитательном контексте. В современном мире все большее внимание детей направлено на анимацию, одновременно мультипликация становится все доступнее для маленького зрителя, существует в открытом доступе.
Актуальность исследования заключается в неугасающем интересе юного зрителя к детской анимации, и потребности найти способы сделать это искусство средством благотворного воспитательного воздействия.
Цель исследования: рассмотреть путь формирования поведения ребенка под воздействием видеопродукции.
Объект исследования: поведение младшего школьника.
Предмет исследования: влияние мультипликации и кино на формирование поведения школьника.
В соответствии с целью, можно выделить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику поведения младшего школьника.
2. Рассмотреть воздействие видеопродукции на поведение ребенка.
3. Отметить возможности организации воспитательного эффекта от просмотра видеопродукции и другой работы с ним.
Методологической базой исследования стали работы Агеевой Л.Г., Байбородовой Л.В., Божович Л.И. и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Влияние мультипликации и кинофильмов на поведение ребенка школьного возраста
1.1. Особенности развития и поведения младшего школьника
Различные аспекты воспитанности юного поколения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, др.), психологии (A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев).
В том или ином аспекте проблематику поведения ребенка и формирования его культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги-классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
В 70-80-е годы интерес к детальному изучению формирования поведения личности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в ходе передачи учащимся нравственных ценностей, так и частные проблемы формирования культуры поведения школьников разного возраста (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.).
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующей особенностью: произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм (личностно-ориентированное обучение) породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня воспитанности ребенка и его положительного поведения, так как воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное – составляет главную задачу образования» [1, 29].
В последние годы внимание педагогов и психологов обратилось на особенности культуры, нравственности и поведения младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков).
Младший школьник участвует в общественной жизни уже практически наравне со взрослым, с той разницей, что профессиональную деятельность для него заменяет деятельность учебная, поэтому вопрос о его поведении в обществе стоит особенно остро.
Перед ребенком встают такие же сложные проблемы общественного взаимодействия, как перед взрослым человеком, а зачастую они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок обладает еще достаточно скудным социальным опытом и со многими ситуациями вынужден столкнуться впервые.
В этом случае неправильное поведение, «невоспитанный» поступок – нельзя вменять в вину школьнику, который просто не имеет достаточных знаний, чтоб поступить верно.
Младший школьный возраст характеризуется быстрым развитием волевой сферы, отвечающей за произвольность действия, что обеспечивает надежную почву для усвоения навыков самоконтроля и контроля своего поведения в соответствии с правилами общества и ситуации.
Формирование личности происходит в процессе приобщения ребенка к культуре окружающего общества, в заимствовании понятий о нравственности и воспитании у окружающих, зачастую взрослых [4, 93].
Для ребенка важно примерить разные социальные статусы (что он активно делает в ролевой игре и инсценировках) и поведенческие манеры, понять свой собственный статус, он мечтает о самовыражении, о при
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Агеева Л.Г. Социально-психологическая дезадаптация современных школьников и ее причины. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 180 с.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения младших школьников. – М.: Магистр, 1999. – 95 с.
3. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007 г. – 320 с.
4. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
5. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
6. Божович Л.И. Вопросы психологии личности школьника. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. – 295 с.
7. Гундорова И.В. Теоретические положения программы «Уроки мультипликации» по формированию нравственных качеств старших дошкольников через вариативные формы работы с детьми и родителями // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, vol. 19, no. 4, 2013, pp. 22-24.
8. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
9. Клепиков В.Н. Формирование ценностных ориентаций школьников в контексте ФГОС второго поколения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, no. 4, 2011, pp. 3-6.
10. Князева Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева, no. 16, 2010, pp. 77-95.
11. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.: Просвещение, 1990. — 176 с.
12. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. — 64 с.
13. Косолапова Е.В. Медиаграмотность как актуальная составляющая информационной культуры детей младшего школьного возраста // Научный диалог, no. 1, 2012, pp. 170-181.
14. Пащенко А.К. Развитие нормативного поведения младших школьников: Структурно-диалектический подход. – Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. — 196 c.
15. Савлучинская Н.В., Щечилина А.В. Освоение мультипликации младшими школьниками в системе дополнительного образования как средство развития воображения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, no. 4 (17), 2017, pp. 125-128.
16. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. — 136 c.
17. Хан Н. Кинодидактика и кинематографический канон в системе среднего школьного образования: опыт Германии // Universum: Вестник Герценовского университета, no. 3, 2012, pp. 79-91.
18. Шаханская А.Ю. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей младшего школьного возраста // Вестник Челябинского государственного университета, no. 22 (313), 2013, pp. 286-289.
19. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. — 113 с.
20. Щуклина Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник Пензенского государственного университета, no. 4, 2013, pp. 12-14.