Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема проведения свободного времени подростками всегда интересовала исследователей. Учёные рассматривают свободное время подростков в качестве места для воплощения своеобразных полезных общественных процессов. Психологи обращают внимание на их потребности и мотивы, определяющие поведение и действия подростков в данной сфере.
Досуг и свободное времяпровождение подростков является прежде всего доминирующим пространством, где происходит физическое и духовное развитие молодых людей. Организация досуговой деятельности является неотъемлемой частью любой образовательной организации, организации дополнительного образования, или иной культурной организации. Не зависимо от времени года для молодёжи и юношества всегда организуют досуговые мероприятия. Досуговая деятельность понимается как отдых, направленный на развлечение, оздоровление и развитие индивидуальных качеств подростков и молодёжи.
Развитие, к примеру, музыкально-творческих способностей детей и юношества осуществляется не только через непосредственный контакт педагога и ребенка. Это осуществляется через преображение среды его проживания, через конструирование особой среды, которая позволит удовлетворить любые потребности и запросы молодых людей в свободном общении и досуге.
Несмотря на достаточно большое количество теоретических материалов и системных исследований в данной области, посвященных досуговой деятельности подростков и причин их посещения проблема мотивации досуга подростков остаётся недостаточно изученной.
На практике очевидно, что большой объём неорганизованного свободного времени подростков и неумение распорядиться им разумно, нередко приводит детей к социальным проблемам. Формы проведения досуга зависят от возрастных особенностей личности, причём досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. Несложно увлечь подростка чем-либо, но всем известно, как трудно сохранить, поддержать и развить этот интерес.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость организации культурно-досуговой деятельности детей старшего школьного возраста.
Объект исследования: досуговая деятельность детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: средства и способы организации культурно-досуговой деятельности детей старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Изучить интересы и потребности детей старшего школьного возраста.
2. Рассмотреть организацию и содержание досуга старшеклассников в учреждениях культуры и досуга.
3. Описать «Движение первых» - как детское общественное движение.
4. Рассмотреть организационно-педагогические условия организации и содержания досуговой деятельности детей старшего школьного возраста.
5. Предложить методические рекомендации по организации и содержанию досуговой деятельности детей старшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы организации и содержания досуговой деятельности детей старшего школьного возраста
1.1. Интересы и потребности детей старшего школьного возраста
Проблема досугового времяпрепровождения детей старшего школьного возраста отличается противоречивостью. Это дети подросткового возраста, который можно охарактеризовать как спонтанный и мало предсказуемый. Большой объем свободного времени, и неумение правильно им распорядиться, нередко приводит подростков, к различного рода проблемам.
Процесс социализации старших школьников протекает в подростковом возрасте достаточно сложно, поскольку, происходят большие изменения в сознании субъекта. В этом возрасте у детей появляется большое разнообразие отношений, таких как дружба, вражда, любовь и др. На подростка большое влияние оказывает окружение и социальная среда .
Проблема организации досуговой деятельности подростков заслуживает пристального внимания. От этого практически зависит вся его дальнейшая жизнь. Человек, умеющий правильно проводить свой досуг с пользой и интересом, так или иначе, развивает свою собственную личность.
Сегодня досуг, как молодежи, так и взрослых различен и разнообразен по своей сути. Свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой и др. Человек занимается спортом, посещает выставки, театры, музеи, встречается с интересными личностями. При всех положительных сторонах правильного досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политики, экономики, идеологии, моды. Но как показывает практика, именно досуг подростков, при относительно низкой культуре его использования, не только не приносит ожидаемой пользы и восстановление утраченных сил, а напротив, иногда превращается в криминогенный фактор социума. В малых городах и районах система организации культурно – досуговой деятельности подростков кое где существует до сих пор на базе домов культуры, созданных ещё в советское время.
Свободное время является важнейшим средством структурирования личности подростка. Досуг, как составная часть свободного времени привлекателен для подростков своей свободой выбора. Отличительной чертой досуга подростка являются зрелищные программы. Культурно - досуговые центры часто выполняют свои функции исходя из принципов экономической выгоды, снижая тем самым эффективность необходимой досуговой работы с детьми, в соответствии с их запросами .
Тем не менее, организация досугов
Фрагмент для ознакомления
3
Андреева, А.А. Особенности организации досуговой деятельности подростков [Текст] / А.А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
2. Астахова, Н.И. Подготовка социальных педагогов к организации игровой и досуговой деятельности школьников [Текст] / Н.И. Астахова. – М.: Концепи, No S19, 2016. – С.1-6.
3. Блясова, И.Ю. Социально - педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / И.Ю. Блясова, Т.В. Кыштымова. – М.: Символ науки, No10-1, 2015. – С.171-174.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст] / А.Ф. Воловик, В. А. Воловик. – М.: МПСИ Флинта, 2018. – 232 с.
5. Гальченко, А.Б. О типологии досуговых программ и не только [Текст] / А. Б. Гальченко. – М.: Знание, 2012. – 320 с.
6. Галеева, Л.И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга [Текст] / Л.И. Галеева. – М.: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, No4-2, 2013. – 16 с.
7. Гапонов, И.О. Теоретические аспекты проблемы организации культурно-досуговой деятельности в образовательном учреждении [Текст] / И.О. Гапонов. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No 2 / том 13, 2007. – С. 27-30.
8. Герасимов, П.Е. Организация досуговой деятельности как фактор формирования позитивного самоотношения подростков [Текст] / П.Е. Герасимов // Южный федеральный университет. Академия психологии и педагогики. Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2015. – No 2 (40). – С. 124-130.
9. Герасимов, П.Е. Стимулирование позитивного самоотношения подростков в досуговой деятельности [Текст] / П.Е. Герасимов // Гуманитарные науки и образование. – 2017. – No 3 (23). – С. 17-21.
10. Герасимов, П.Е. Педагогическое обеспечение организации досуговой деятельности [Текст] / П. Е. Герасимов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (30 октября 2012 г.) / научный ред. И.А. Рудакова. – М.: Издательство «Перо», 2012. – С. 244-248.
11. Герасимов, П.Е. Принципы и условия организации досуговой деятельности школьников [Текст] / П. Е. Герасимов // Вестник Саратовского областного института развития образования: научный журнал. 2015. – No 2. – С. 60-65.
12. Головина, Г.В. Культура досуга как фактор формирования современного общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2010. – 5 с.
13. Головина, Г.В. Функции досуговой деятельности как наиболее значимые ее характеристики в аспекте соответствия потребностям членов общества [Текст] / Г.В. Головина. – М.: Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, No4, 2011. – С.6-8.
14. Грушецкая, И.Н. Опыт организации досуговой деятельности в учреждениях начального профессионального образования [Текст] / И.Н. Грушецкая. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. No 2 / том 14, 2018. – С.112-115.
15. Давлетчин, И.Л. Методика формирования готовности подростка к культуре нравственных отношений в социально-культурной деятельности [Текст] / И.Л. Давлетчин // Культура – искусство – образование: интеграционные процессы в теории и практике. м-лы XXXI науч.-практич. конф. проф.-препод. состава академии. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 286- 291.
16. Давлетчин, И.Л. Воспитание личности учащегося как социально - педагогическая проблема [Текст] / И.Л. Давлетчин, Ж.В. Рыжкова // Актуальные проблемы социокультурного развития личности учащегося / Сост. Е.В. Швачко, отв. редактор М.Е. Дуранов. - Челяб. гос. (бюдж.) академия культуры и искусств, Челябинск, 2012. – С. 6-13.
17. Колесникова, Ю.Л. О некоторых аспектах развития музыкально- творческих способностей студентов [Текст] / Ю.Л. Колесникова. – М.: Инновационная наука, No10-2, 2016. – С.165-166.
18. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно - досуговой деятельности [Текст] / Д.В. Едышев. – М.: CETERIS PARIBUS, No 2. - 2015. – С. 30-34.
19. Иванова, Л.Н. Создание культурно-эстетической воспитательной среды как одно из педагогических условий музыкально-эстетического развития подростков [Текст] / Л.Н. Иванова, Т.Н. Дащинская. – М.: Современные исследования социальных проблем, No1, 2013. – С. 5-7.
20. Кирюшина, О.Н. Системный анализ регионального научного потенциала в области образования и организации досуга [Текст] / О.Н. Кирюшина. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2019. – С. 195-201.
21. Кучеревская, М.О. Общественная значимость организации досуговой деятельности подростков в учреждениях дополнительного образования [Текст] / М.О. Кучеревская. – М.: Новые технологии. - No4, 2010. – 336 с.
22. Кузьмина, С.В. Проблема музыкально-творческой самореализации подростков в пространстве дополнительного образования [Текст] / С.В. Кузьмина. – М.: Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, No5 / том 14, 2018. – С. 113-117.
23. Литвинцева, Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности [Текст] / Г.Ю. Литвинцева. – М.: Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, No1, 2012. – С. 90-102.
24. Лысенко, Л.И. Социально-педагогические особенности молодежного досуга [Текст] / Л.И. Лысенко. – М.: Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, No2, 2019. – С. 212-217.
25. Файзрахманова, Г.К. Формирование досуговой активности личности в условиях социокультурной практики: сравнительный анализ понятий [Текст] / Г.К. Файзрахманова. – М.: Историческая и социально - образовательная мысль, No 1 / том 7. - 2015. – С.169-172.