Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования связана с растущими социальными рисками, которые возникают в процессе онлайн коммуникаций. Наибольшему риску в данном случае подвержены молоды люди: студенты, школьники. В интернет-среде молодые люди могут сталкиваться с разными социальными писками, а также травмирующим контентом, который может нанести вред их психическому здоровью. К наиболее распространенными рисками онлайн-коммуникаций, которым подвержены молодые люди можно отнести травлю в социальных сетях, шокирующий контент, мошенничество. Широко признано, что Интернет предоставляет как возможности, так и риски тем, кто им пользуется, хотя баланс между возможностями и рисками, а также вопрос о том, увеличивает ли Интернет общую вероятность того, что дети столкнутся с такими рисками, как контакты с педофилами, преследование, травля или расовая ненависть, остаются нерешенными. Хотя общие оценки остаются неясными, понятия "использование Интернета" и "пользователи" должны быть дезагрегированы: разные пользователи Интернета, в зависимости от их социального контекста, будут использовать различные функции Интернета и, следовательно, столкнутся с различными возможностями и рисками.
В то время как значительное количество исследований было направлено на выявление многочисленных и разнообразных преимуществ, которые дает интернет-общение, особенно для молодежи, другие более пессимистично обращали внимание на риски. В знак признания широко распространенной общественной озабоченности, связанной, в частности, с рисками знакомства с незнакомцами онлайн, а затем офлайн, и, несмотря на многочисленные преимущества, которые Интернет, несомненно, предоставляет молодым людям, в этой статье основное внимание уделяется рискам, с которыми могут столкнуться дети и молодые люди, использующие Интернет для общения со сверстниками, включая разглашение личной информации, завод друзей онлайн и посещение офлайн-встреч с людьми, с которыми они познакомились. онлайн.
Исследование данной темы отражено в работах: Батищев, С. А., Бродовская, Е. В. , Емельянов, Д. С., Зимова Н.С., Фомин Е.С. , Килимова, Л. В. , Кленкина, В. В. , Мазина, О. Н., Мельников, А. А. , Попов, А. А. , Туркулец, С. Е. , Чельцова, М. Г., Объект исследования – социальные риски. Предмет исследования – методы анализа и выявления социальных рисков в интернет-среде.
Целью исследования является проведение социологического анализа рисков онлайн-коммуникации среди молодежи на основе анализа публикаций и подходов исследователей-социологов.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и социологические подходы изучения социальных рисков
2. Привести классификацию социальных рисков в современном обществе
3. Проанализировать онлайн-коммуникации как фактор социальных рисков
4. Изучить основные социальные риски общения подростков в социальных сетях
5. Изучить социальные риски виртуальной коммуникации молодежи в образовательной среде
6. Предложить рекомендации по снижению воздействия негативных последствий онлайн-коммуникации среди молодежи
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, бизнес-аналитики.
1. Понятие и подходы к изучению социальных рисков в социологии
1.1 Понятие и социологические подходы изучения социальных рисков
Социальные риски - это глобальное явление, имеющее необратимые и прямые последствия для общества, порождающее широкомасштабные предрассудки, в зависимости от культурного, политического и экономического контекста, в котором проявляется это явление [5].
Определения говорят об одних и тех же явлениях, но с разных точек зрения, демонстрируя разнообразие концепций риска в различных дисциплинах и областях применения. Более того, определения не только подчеркивают сложность концепции, но и указывают на различные точки зрения на уязвимость и воздействие. В зависимости от характеристик каждой научной области были обнаружены существенные различия между типами и источниками социальных рисков с конкретными последствиями. В этом отношении очевидно, что для понимания контекстуальных влияний необходимы междисциплинарные исследования [12].
Наиболее распространенной категорией рисков являются социальные риски, влияющие на уровень и качество жизни населения. Их концепцию можно сформулировать в следующем виде [2]:
1. социальные риски - это риски, которые проявляются в социальной сфере общества.
2. социальные риски - это явления или события, которые проявляются в социальной сфере общества и вероятное или предвидимое наступление которых приведет или может привести к негативным последствиям.
Иными словами, социальный риск представляет собой комбинацию вероятности некоторых небезопасных или вредных факторов и развития некоторых социальных беспорядков из-за уязвимости.
Исследования по развитию концепции социального риска в социальных науках породили ряд противоречий и двусмысленностей, поскольку это динамичная и сложная концепция, которую трудно охватить и оценить, рассматриваемая как многомерная величина, которая включает в себя: вероятность события, последствия, связанные с событием, население, подверженное воздействию событие. В социологии социальные риски рассматриваются по-разному, представляя собой “вероятность возникновения физических и психических предрассудков, возникших в результате негативного события”.
При определении концепции социального риска используется несколько подходов, которые отражают междисциплинарный характер и сложность областей применения.
Согласно Беку, в 19 веке социальными рисками были бедность, здоровье и местные промышленные аварии. Позже изменения и социально-экономические дисбалансы последних десятилетий способствовали развитию новых источников социального риска в современных обществах, связанных с изменениями на рынке труда, неравномерным распределением доходов и других основных ресурсов, демографической структурой, которая постоянно меняется, деиндустриализацией или политическими преобразованиями [22]. В международной географической литературе основные источники риска строго связаны с действием техногенных и природных опасностей, имеющих ряд последствий, которые трудно предсказать или контролировать. В таблице 2 обобщены основные источники социального риска и подчеркивается сложность явления в современном социально-экономическом контексте.
Первые две категории представляют собой основные источники социального риска, характеризующиеся тяжелыми последствиями, с долгосрочными катастрофическими последствиями не только для населения, но и для общества в целом (человеческие и материальные потери, эвакуация, изоляция, отсутствие доступа к основным услугам) и для окружающей среды.
Некоторые авторы узко выделяют социальные риски как возможную угрозу социальным отношениям индивидов/малых групп/сообществ или как угрозу их социальной безопасности: преступность, распространение терроризма, экологические катастрофы, эпидемии, межэтнические войны [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батищев, С. А. Социальные риски цифровизации в контексте коммуникации людей / С. А. Батищев // Социологический нарратив 2022: трансформация общества и человека в современных условиях: Сборник статей по материалам XXI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов, Москва -2022. – С. 167-175
2. Бродовская, Е. В. "Цифровое детство": риски интернет-коммуникации школьников, их родителей и учителей (по материалам прикладного исследования в Ставропольском крае, 2020 г.) / Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, А. В. Синяков // Власть. – 2020. – Т. 28, № 5. – С. 86-94.
3. Вилков, А. А. Проблематика социальных рисков молодежного протеста в научном дискурсе современной России / А. А. Вилков // Политические риски развития государства и общества в современном мире: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции- 2021. – С. 30-37.
4. Воронцова, М. А. Угрозы социальных сетей в современном мире / М. А. Воронцова, Т. Р. Азизова // НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ИННОВАЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ и современные аспекты: сборник статей II Международной научно-практической конференции - 2020. – С. 153-155.
5. Емельянов, Д. С. Социальные риски сетевой коммуникации и пути их преодоления / Д. С. Емельянов // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сборник научных статей бакалавров, магистрантов и аспирантов. 2022. – С. 401-404.
6. Зимова Н.С., Фомин Е.С. Социальные риски интернет-активизма виртуальных сообществ // Цифровая социология. 2023. №3. – С.45-44.
7. Иванова Е. Ю. Социальная коммуникация в современном российском обществе: Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 20 октября 2022 года / Отв. ред. В.А. Мансуров, Т.З. Адамьянц, ред. Е.Ю. Иванова, П.С. Юрьев. – Москва: Российское общество социологов, 2023. – 567 с.
8. Калинина, Н. В. Развитие устойчивости к интернет-рискам у детей и подростков (методические рекомендации для педагогов) / Н. В. Калинина // Профилактика зависимостей. – 2018. – № 3(15). – С. 82-92.
9. Карпова Д.Н. Риски непрерывной онлайн-коммуникации: теоретико-методологические подходы к изучению: диссертация ... кандидата Социологических наук: 22.00.01 / Карпова Дарья Николаевна- Москва, 2016 – 301с.
10. Килимова, Л. В. Феноменологические риски цифрового общества / Л. В. Килимова, О. О. Нишнианидзе // Социально-экономическая реальность поликультурного мира: новые вызовы, угрозы и риски: сборник статей Международной научно-практической конференции - 2021. – С. 82-87.
11. Кленкина, В. В. Социальные сети как фактор риска для информационной приватности / В. В. Кленкина, Л. В. Чеснокова // Математическое и компьютерное моделирование: Сборник материалов IX Международной научной конференции, посвященной 85-летию профессора В.И. Потапова, Омск, 19 ноября 2021 года. –2021. – С. 215-217.
12. Латышев, А. В. Основания и сущность социального риска / А. В. Латышев // Сборник тезисов докладов научно-практической конференции студентов Курганского государственного университета, Курган, 20 марта – 01 2022 года. 2022. – С. 138-139.
13. Мазина, О. Н. Риски деструктивного онлайн-поведения современной молодежи / О. Н. Мазина // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) - 2022. – С. 499-502.
14. Мельников, А. А. Социальные риски молодежи / А. А. Мельников // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: традиции и инновации: Материалы Международного научно-практического фестиваля, Иваново, 15–29 апреля 2020 года. – 2020. – С. 642-644.
15. Мышко, Ф. Г. Риски коммуникации подростков в интернет-пространстве / Ф. Г. Мышко, Т. Н. Каменева //Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т. 13. — № 4. – с.1-10.
16. Попов, А. А. Социально-психологические риски виртуальной коммуникации / А. А. Попов // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция. Доклады и материалы. В 2-х частях, Москва, 14–16 ноября 2019 года - 2019. – С. 375-380.
17. Синьковская, И. Г. Социальные риски в российском обществе / И. Г. Синьковская // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2020. – № 36. – С. 9.
18. Туркулец, С. Е. Социальные риски виртуальной социализации современной молодежи / С. Е. Туркулец, Е. А. Шаповал // Право и правопорядок в фокусе научных исследований: Сборник научных трудов / Под общей редакцией С.Е. Туркулец, Е.В. Листопадовой. Том Выпуск 2. –2021. – С. 468-471.
19. Чельцова, М. Г. Социальный риск и проблемы его учета в праве социального обеспечения / М. Г. Чельцова, М. В. Чельцов // Алтайский юридический вестник. – 2020. – № 3(31). – С. 169-174.
20. Spina G., Bozzola E., Ferrara P., Zamperini N., Marino F., Caruso C., Antilici L., Villani A. Children and Adolescent’s Perception of Media Device Use Consequences. Int. J. Environ. Res. Public Health. – 202- Vol.18, p. 30-48.
21. Cittadini e ICT. [Электронный ресурс] - URL: https://www.istat.it/it/archivio/236920 (Дата обращения: 09.02.2024)
22. Censis. Quarto Rapporto Auditel Censis. -2021. [Электронный ресурс] - URL: Available online: https://www.censis.it/ (Дата обращения: 09.02.2024)
23. The Use of Social Media in Children and Adolescents: Scoping Review on the Potential Risks [Электронный ресурс] - URL: Available online: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9407706/ (Дата обращения: 09.02.2024)
24. Gonzales A., Hancock J. Mirror, Mirror on My Facebook Wall: Effects of Exposure to Facebook on Self-Esteem. Cyberpsychol. Behav. Soc. Netw.- 2010 – Vol. 14, p. 79–83.
25. Le Heuzey M.-F. Social media, children and pediatricians. Arch. Pediatr. 2012; -Vol. 19, p. 92–95.