Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современное состояние науки о языке характеризуется глубоким вниманием к содержательной стороне языка. Среди вопросов методики преподавания русского языка, требующих дальнейшей теоретической и практической разработки, важное место занимает вопрос о работе над предложением в начальных классах.
В настоящее время исследований по методике изучения предложения в начальной школе немного. И в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.
Современная программа начальной школы основной целью обучения русскому языку ставит развитие речи и мышления учащихся осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к родному языку и привитие интереса к его познанию. В осуществлении поставленной цели важная роль принадлежит синтаксису, так как изучение синтаксиса в начальном звене школы, знание правил сочетаемости слов и построение предложений способствует развитию и совершенствованию синтаксического строя речи учащихся, формированию орфографических и пунктуационных навыков.
Русское предложение как основная синтаксическая единица располагает значительным запасом выразительных средств, понимание и использование которых возможно лишь при осознании этих языковых структур.
Формирование у учащихся умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей – одна из важнейших задач уроков русского языка в начальной школе. Значимость работы над предложением обусловлена прежде всего его социальной функцией. Научить младших школьников сознательно пользоваться предложением – значит развивать у них умение делить поток речи на законченные структурно смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.
Цель исследования состоит в систематизации знаний в области изучений типов предложения по цели высказывания.
Объект исследования - познавательная деятельность учащихся, направленная на усвоение единиц языка в процессе их функционирования в речи.
Предмет исследования - процесс изучения предложения в условиях функционирования данной единицы в тексте.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:
1. Характеристика основных подходов к классификации предложений по цели высказывания.
2. Установление современных представлений о классификации предложений по цели высказывания.
3. Представление основных организационных требований при преподавании темы «Типы предложений по цели высказывания».
4. Разработка урока на тему «Виды предложений по цели высказывания».
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались такой метод научного исследования, как анализ психологической, лингвистической, дидактической и методической литературы по данной проблематике.
Структура работы предусматривает наличие ведения, основной части (две главы), Заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Понятие о классификации предложений по цели высказывания
1.1.Основные подходы к классификации предложений по цели высказывания
Предложение, наравне со словосочетаниями, являются основными единицами, которые изучаются в синтаксисе. Существует огромное множество определений предложения. Связано это с тем, что можно образовать безграничное множество конкретных предложений, с другой стороны, предложение представляет собой такое многогранное и многоаспектное единство, что очень сложно рассматривать все предложения по определенным, раз и навсегда заданным критериям.
Предложение - синтаксическое единство, обладающее смысловой и интонационной законченностью.
Существуют различия в представлении о целевом аспекте коммуникации, обусловленные разными предпосылками исследования. разными задачами описания и выбором разных ракурсов рассмотрения изучаемого объекта. [6]
Начнем с общей характеристики понятия «цель высказывания». известного каждому хотя бы по материалам школьной грамматики. Так. Н.Ю. Шведова отмечает в «Лингвистическом энциклопедическом словаре»: «В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествовательными, вопросительными или побудительными». К этому автор добавляет уточнение, согласно котором) «возможна и более детальная классификация предложений цели высказывания, охватывающая также предложения со значениями сослагательности, условности, желательности, долженствования». Эти суждения не только содержат некоторые общие сведения о классификации предложений по «цели высказывания», но и вызывают ряд вопросов, требующих прояснения. Например, каким образом соотносится используемый Н.Ю. Шведовой термин «цель сообщения» с ключевыми для нас понятиями «цель высказывания» и «коммуникативная цель»? Насколько исчерпывающей является упоминаемая автором «более детальная классификация» и насколько тесно она связана с процессом формоизменения и. в частности - с выбором определенной глагольной формы наклонения. [12]
Попытайтесь охарактеризовать предложение, которое вы в данный момент читаете, по «цели высказывания». Побудительное, ответят многие, и это будет вполне приемлемая характеристика данного предложения.
В предложении наряду с обязательными эксплицитными указателями «цели высказывания» могут содержаться эксплицитные указатели, конкретизирующие «цель высказывания» применительно к данному РА. О предложении, содержащем в своей структуре подобного рода эксплицитные указатели, можно сказать не только то. что оно принадлежит, например, к классу побудительных предложений, но также и то. что в данном случае оно выражает определенную разновидность побуждения. В частности, предложение Попытайтесь, пожалуйста следует, очевидно, интерпретировать как просьбу: Если угодно, попытайтесь как разрешение; Ради Бога, попытайтесь как мольбу и т.д. [17]
Особую роль в конкретизации «цели высказывания» играет контекст (обстоятельства общения). а точнее - определенная совокупность предварительных знаний коммуникантов об обстоятельствах общения. Вновь обратившись к рассмотренному выше примеру, отметим, что даже при отсутствии конкретизирующих эксплицитных указателей наше побудительное предложение вполне определенно воспринимается как приглашение к дискуссии, а не как просьба или команда. Это обусловлено тем. что в контексте научного общения уместными считаются далеко не все побудительные РА. которые потенциально могут быть осуществлены посредством использования данного побудительного предложения. Контекст допускает интерпретации. характерные для данной сферы, для данных обстоятельств общения, и одновременно «блокирует» способы понимания, наименее приемлемые с точки зрения данного контекста. [1]
В основе классификации предложений по цели высказывания лежит коммуникативная функция высказывания, с какой целью говорящий произносит предложение (вопрос, приказ - целевая установка). Отношение говорящего к высказываемой мысли. По этому признаку различают повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.
Повествовательными называются предложения, которые содержат информацию о каких-либо событиях, явлениях, фактах; это самый распространенный тип предложения: Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон - повествовательные предложения характеризуются первой интонационной конструкцией. В конце повествовательного предложения ставится точка. [7]
Оно может представлять собой описание:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи. Система, зоны употребления, функции. М.: КомКнига, 2006. –192 с.
2. Андреева С.В. Типология конструктивно–синтаксических единиц в русской речи // Вопросы языкознания. 2004. № 5. С. 32–45.
3. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М.: Высшая школа, 1977. –248 с.
4. Блох М.Я. Коммуникативная синтаксическая парадигматика и логический аспект высказывания // Структура и функция синтаксических единиц в германских языках / Межвуз. сб. науч. тр. Горьковского гос. пед. ин –та им. Горького. Горький, 1983. –С. 3–12.
5. Блох М.Я. Коммуникативные типы предложений в аспекте актуального членения // Иностранный язык в школе. 1976. № 5. –С. 14–23.
6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Оромина М.И., Цапу- кевич В.В. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1971. - 355 с.
7. Валимова Г.В. Синонимия вопросительных предложений // Вопросы синтаксиса русского языка. Ростов –на –Дону, 1978. –С. 23–31.
8. Власян Г.Р. Вопросительные предложения в свете теории речевых актов // Вестник ЮУрГУ. 2006. № 6. С. –125–127.
9. Воробьева Е.Н. Вопросительное предложение и контекст // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 1. –С. 49–52.
10. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Наука, 1970. - 755 с.
11. Долгова А.П. Вопросительные предложения и средства выражения вопроса в чувашском языке: автореф. дис…канд. филол. наук: 10. 02. 06. Чебоксары, 1999. –23 с.
12. Калинина А.А. Утверждение и отрицание в вопросительно –предположительных предложениях // Филологические науки. 2008. № 2. С. 108–116.
13. Паничкин Д.В. Использование нетривиальных заданий для продвижения интереса школьников к чтению https://www.art-talant.org/publikacii/48104-ispolyzovanie-netrivialynyh-zadaniy-dlya-prodvigheniya-interesa-shkolynikov-k-chteniyu (дата обращения 13.02.2024)
14. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М.: Государственное учебно–педагогическое издательство, 1938. 454 с.
15. Распопов И.П. Вопросительные предложения // Русский язык в школе. 1958. № 1.– С. 34–37.
16. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. 2 –е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. –192 с.
17. Рестан П. Синтаксис вопросительного предложения. Общий вопрос. Осло, 1972. –880 с.
18. Русская грамматика. В 2 т. / Редкол.: Н.Ю. Шведова (гл. ред.) и др. Т. 2. Синтаксис. - М.: Наука, 1980. - 663 с.
19. Санников В.З. Русский синтаксис в семантико–прагматическом пространстве. М.: Языки славянских культур, 2008.– 624 с.
20. Фридман Л.Г. Вопросы грамматики текста. Ставрополь, 1978. –101 с.
21. Шатуновский И.Б. Риторические вопросы как форма агрессивного речевого поведения // Агрессия в языке и речи: Сб. науч. статей. М.: РГГУ, 2004. –С. 19–37.
22. Шмелев А.Д. Классификация предложений по цели высказывания и функциональная стилистика // Русский язык в школе. 1993. № 3. –С. 86–92.