Фрагмент для ознакомления
2
1 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА
1.1 Подходы к определению органов обеспечения государственной безопасности
Различные реформы органов государственной безопасности в России были проведены в разные периоды времени. 3 декабря 1991 года бывший президент СССР Михаил Горбачев подписал Закон СССР № 124-н, который определял реорганизацию органов государственной безопасности. В соответствии с этим законом КГБ СССР был упразднен, а на его основе временно были созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР.
Ведущие специалисты в области безопасности Т.А. Лахтина и Л.С. Комовкина отмечают, что в конце XX века и в начале XXI века в России произошли существенные изменения в государственном аппарате, вызванные множеством факторов как внутри, так и за пределами страны . Один из наиболее значимых внешних факторов была необходимость приведения государственного аппарата в соответствие с «стандартами» демократических государств.
Таким образом, после распада СССР в период с 1991 года по 1996 год была создана новая система российских спецслужб. Вместо единого и мощного КГБ возникла разнообразная структура специальных государственных органов, каждый из которых имел свои собственные хозяйственные, кадровые и административные подразделения.
Особенность российской системы заключается в том, что ряд федеральных органов исполнительной власти, включая так называемые силовые ведомства, непосредственно подчиняются президенту Российской Федерации. В этих органах военная служба разрешена законом, и они имеют военные части, которые формируются, включая личный состав срочной службы.
К таким ведомствам относятся: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Жизненная необходимость требует сокращения числа аналогичных ведомств и их объединения, что помимо других выгод, позволит избежать излишнего параллелизма и дублирования работы.
Несомненно, стоит отметить, что в настоящее время система и структура органов исполнительной власти устанавливаются указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти » и от 21 января 2020 года № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» .
В российском законодательстве существуют некоторые термины, такие как «правоохранительные органы» и «специальные службы», но их определения не указаны. Пункт «д 1» статьи 83 Конституции Российской Федерации, измененный Законом от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», устанавливает полномочия Президента Российской Федерации по назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, включая министров, ответственных за вопросы обороны, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, и общественной безопасности .
Существуют различные теоретические подходы к определению терминов «правоохранительные органы», «специальные службы» и «органы обеспечения государственной безопасности», а также к их классификации. Исследователь С.А. Воронцов, занимавшийся изучением процесса становления, развития и деятельности органов, созданных для обеспечения государственной безопасности, отмечал, что государственные органы безопасности созданы для непосредственного выполнения функций по обеспечению правопорядка и безопасности .
В Российской Федерации они включают вооруженные силы, органы ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФНС, МЧС, а также органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, транспорте и сельском хозяйстве. Также включены в этот список службы безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы безопасности, действующие в соответствии с законодательством.
По мнению данного автора, часть этих органов называется правоохранительными органами, а часть – специальными службами. В то же время, хотя эти термины широко используются в различных документах, они не имеют законодательно закрепленных определений. В теории правоохранительными органами обычно называют государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и порядка, защита прав и свобод человека, а также борьба с преступностью.
Необходимо согласиться с мнением В.А. Козбаненко, который подчеркивает, что в российской юриспруденции существуют доктринальные разработки, в которых предложены определенные признаки для характеристики правоохранительных органов и их деятельности .
В соответствии с этими признаками, правоохранительные органы представляют собой организационные структуры, созданные и финансируемые государством, которые обладают особыми полномочиями и осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с законом с целью защиты прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства. Термин «правоохранительная деятельность» определяет деятельность, которую специально уполномоченные органы осуществляют с той же целью.
В узком смысле, правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность с применением мер государственного принуждения. Следовательно, правоохранительная деятельность в этом узком смысле также осуществляется правоохранительными органами. В широком смысле, субъектами такой деятельности являются адвокатура, нотариат, уполномоченные по правам человека и правам детей в сферах бизнеса, финансов и информации, общественные организации, содействующие охране правопорядка (как, например, добровольные народные дружины), частные охранные предприятия и детективные агентства, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления.
Перед термином «специальные службы» принято понимать государственные органы, которые обеспечивают защиту национальных интересов и безопасности как на внутреннем, так и на международном уровне. Это наиболее современный инструмент государственной власти, который обеспечивает политическое руководство информацией о внутренних и внешних угрозах.
Термин «органы обеспечения государственной безопасности» не имеет четкого определения ни в нормативных актах, ни в юридической литературе.
Особенностью специальных служб является использование ими специальных форм и методов деятельности, которые не применяются другими государственными органами власти.
С учетом изложенного, к специальным службам следует отнести ФСБ России, СВР России и ФСО России.
Термины «специальные службы» и «органы обеспечения государственной безопасности» фактически являются синонимами. Отсутствие единой терминологии в действующем законодательстве Российской Федерации является недостатком и становится причиной многочисленных дискуссий.
Для непосредственного обеспечения безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти создаются государственные органы безопасности в соответствии с законом.
К федеральным органам исполнительной власти, ответственным за управление в области безопасности Российской Федерации, относятся: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки Российской Федерации и Федеральная служба охраны. Органы обеспечения государственной безопасности – это специально созданные государством органы, основной задачей которых является обеспечение безопасности Российской Федерации .
Все разнообразие специальных служб можно условно разделить на два основных вида. Первый вид – это службы, собирающие оперативную информацию о угрозах безопасности государства и предоставляющие ее правительству, правоохранительным органам и другим официальным структурам; осуществляющие скрытый контроль над разведывательно-подрывными, террористическими и другими враждебными структурами, а также проводящие специальные операции против них с помощью оперативных средств или ограниченных групп готовых для этих целей сотрудников .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации // URL: https://base.garant.ru/10103000/?ysclid=lscwe5xydl630941123 (дата обращения 07.02.2024).
2 Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) // URL: https://base.garant.ru/12125178/?ysclid=lscww9di9s309577793 (дата обращения 07.02.2024).
3 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/10102673/?ysclid=lscwlaynp1633162939 (дата обращения 07.02.2024).
4 Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/10104197/?ysclid=lsbx0464xo766801512 (дата обращения 07.02.2024).
5 Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/12181538/?ysclid=lsbx21hkci973357671 (дата обращения 07.02.2024).
6 Указ Президента РФ от 22.11.1994 № 2106 «О создании Следственного управления Федеральной службы контрразведки Российской Федерации и следственных подразделений в органах контрразведки Российской Федерации» // URL: https://base.garant.ru/1305391/?ysclid=lsbx9jw4iz552514237 (дата обращения 07.02.2024).
7 Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 3181 «Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/181675/?ysclid=lsbxbsaz4l273688860 (дата обращения 07.02.2024).
8 Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/12132066/?ysclid=lsbx7x0sj21151134 (дата обращения 07.02.2024).
9 Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/186816/?ysclid=lsbmvxykqt453003712 (дата обращения 07.02.2024).
10 Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/73437775/?ysclid=lsbx41uor2597886970 (дата обращения 07.02.2024).
11 Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/73437775/?ysclid=lsbmycrox1800039306 (дата обращения 07.02.2024).
12 Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11.08.2003 № 960 // URL: https://base.garant.ru/12132066/?ysclid=lsbx7x0sj21151134 (дата обращения 07.02.2024).
13 Бобровникова, О.В. Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация / О.В. Бобровникова // Государственная служба и кадры. – 2022. – № 1. – С. 48-54.
14 Воронцов, С.А. Спецслужбы России / С.А. Воронцов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 424 с.
15 Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации / О.В. Зиборов, С.Н. Бочаров, Р.А. Брунер [и др.]; под редакцией О.В. Зиборова [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2022. – 223 с.
16 Григорьев, И.Б. «Законность» и «безопасность» как государственно-правовые категории в законодательных и иных нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации: монография / И.Б. Григорьев, Ю.А. Лялякин. – Москва: [б. и.], 2018. – 160 с.
17 Козбаненко, В.А. Иные виды государственной службы – правоохранительная служба: закон и доктрина / В.А. Козбаненко // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 9. – С. 92-101.
18 Лахтина, ТА. Вопросы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти / Т.А. Лахтина, Л.С. Комовкина // Административное право и процесс. – 2019. – № 6. – С. 38-40.
19 Надарин, Э.С. Правовые основы деятельности органов федеральной службы безопасности в решении задач и реализации функций в сфере обеспечения национальной безопасности. Соотношение национальной и государственной безопасности / Э.С. Надарин // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2013. – № 5. – С. 137-157.