Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2. п.1), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества.
«Концепция художественного образования в Российской Федерации» и «Национальной доктрина образования в Российской Федерации» подтверждают актуальность художественного и технического воспитания подрастающего поколения на лучших образцах народной культуры. Традиционный народный промысел — это уникальная художественная система, представленная совокупностью великолепных художественных приемов, функционального назначения, творческой интерпретации известных образцов и трудовых ремесленных традиций.
Многие исследователи, в том числе Г.Л. Дайн, М.А. Некрасова, И.И. Борисова и другие, отмечают, что именно народные игрушки несут в себе самые древние и глубокие образы и мотивы народного искусства. Изучение стилистических особенностей народного искусства способствует формированию национального культурного самосознания и развитию интереса к пластическим формам, господствующим в действительности.
Весь процесс приобщения к народному промыслу носит творческий, исследовательский и воспитательный характер. Практический материал народного искусства и его духовное значение в воспитании детей представлены в книгах И.В. Андреевой, А.О. Гавриловой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой. Привлекательность народного промысла связана с воспитательным потенциалом народного искусства по отношению к художественной практике и социальной жизни, что и определило актуальность темы исследования.
Опираясь на вышесказанное, возникает противоречие между социальным заказом общества и недостаточно разработанных материалов по систематизации опыта по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности.
Таким образом, из актуальности данной проблемы была сформулирована тема исследования «Декоративное рисование как средство формирования представлений о народных промыслах России у детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования –теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования представлений о народных промыслах России у детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративного рисования.
Объект исследования –представления о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – декоративное рисование как средство формирования представлений о народных промыслах России у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогические подходы исследователей на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах;
2. Дать представление декоративному рисованию;
3. Изучить уровень представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах;
4.Разработать комплекс занятий декоративного рисования как средство
а формирования представлений о народных промыслах России у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Практические: диагностика, количественная и качественная обработка результатов исследования
Структура курсовой: введение, три главы, заключение, список источников литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ РОССИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах России
В последние годы возрос интерес к теоретическим и практическим вопросам художественно-эстетического воспитания как важнейшего средства формирования отношения к действительности, нравственного и духовного воспитания, т.е. средства формирования целостно развитой и духовно богатой личности. Важную воспитательную роль играет взаимодействие с народным искусством, с его нравственными и эстетическими идеалами, выработанными веками.
В отечественной психологии существует два подхода к пониманию проблемы компетентности. Первый - деятельностный подход, приверженцами которого были такие известные ученые, как Б.М. Теплов, К.К. Платонов и В.Н. Должинин. В основе этой концепции лежат идеи Л.С. Выготского о культурном происхождении и развитии способностей. Выготский понимал компетенцию как "способ взаимодействия с культурно существующими видами деятельности".
В процессе обучения изобразительному искусству у дошкольников развиваются мыслительные способности, зрительная память, творческое воображение, художественные способности и нравственно-эстетические чувства. Традиции, ритуалы, обычаи, верования, мировоззрение, нравственные и эстетические ценности определяют лицо, самобытность, уникальность, социальные и духовные особенности народа.
В «Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования» одним из основных направлений развития ребенка является образовательная область, направленная на формирование общей культуры ребенка, развитие его нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств. «Приобщение детей к национальной и народной культуре можно показать как процесс формирования и развития эмоциональной чувствительности и ценностного сознания и соответствующей деятельности под воздействием конкретных эстетических объектов» [3].
Успешность реализации регионального компонента образования через знакомство дошкольников с народными промыслами России возможна только при условии их активного эмоционально-практического взаимодействия с окружающим миром - игры, общения, труда, познания, различных видов, характерных для детей дошкольного возраста Это возможно только в процессе деятельности. Поэтому работа по ознакомлению дошкольников с русским народным искусством не отделена от общего педагогического процесса.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством развивает детское восприятие. Дети накапливают разнообразные образы и формируют восприятие на основе взаимодействия ранее сформированных и вновь воспринятых образов. Чтобы решить проблему эстетического развития детей, педагогам необходимо знать, что эстетические образы формируются только на основе эстетического восприятия.
При приобщении детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству одним из наиболее эффективных средств развития их эстетических чувств является рисование.
Знакомство с различными видами традиционных народных промыслов является неотъемлемой частью большинства программ дошкольного образования. При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с традиционными народными промыслами необходимо учитывать их возрастные особенности, быстрый рост самосознания дошкольников, расширение восприятия, формирование наглядно-образного и метафорического мышления, произвольной памяти и управляемости воображения, все это характеризует старший дошкольный возраст.
Дети становятся способными к обобщениям, основанным на опыте их практической деятельности и закрепляющимся в словесном выражении [18]. Данные новообразования способствуют формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о народных традиционных промыслах на материале народного искусства, используемого в рамках занятий по изобразительной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Дети способны делать обобщения на основе опыта практической деятельности, которые затем закрепляются в словесном выражении [18]. Это новообразование способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах с использованием материалов народного творчества, которые используются на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольных образовательных организациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антипова Н. В. Ознакомление дошкольников с мезенской росписью //детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. – 2021. – С. 512-516.
2. Бубнова С. Ю., Бекшенева Г. Д. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию. – 2023.
3. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. -56с.
4. Гурьева А. Н., Артеменко Е. В. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством декоративного рисования //Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи. – 2021. – С. 60-64.
5. Киракосян к. э., Луханина п. д., Попова а. а. особенности обучения старших дошкольников декоративному рисованию в технике «хохлома» //актуальные исследования. –2021 - с. 92.
6. Левшина Н. П. и др. Знакомство дошкольников с народными промыслами россии //Ответственный редактор. – 2023. – с. 54.
7. Логинова, Л. О. Ознакомление декоративно-прикладным искусством в ДОУ / Л. О. Логинова // Воспитатель ДОУ: практический журнал. – 2009. –№ 6. – С. 115-120.
8. Лупандина Е. А. Приобщение дошкольников к народной культуре средствами традиционных народных промыслов //Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2022. – №. 2. – С. 17-21.
9. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ [Текст] / Под ред. Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.-254 с
10. Мухина, В. С. Дошкольный возраст / В. С. Мухина. Возрастная психология: учебник для студентов высших учебных заведений. – Москва, 2007. – С. 165-251.
11. Некрасова, М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. Москва : Сов. Россия, 2013. – 219 с.
12. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 9. – С. 42-45.
13. Соломонова Л. Н. Влияние декоративного рисования по мотивам пермогорской росписи на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста //Вестник науки. – 2022. – Т. 2. – №. 2 (47). – С. 53-57.
14. Харенко Т. В. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству России. – 2021.
15. Холодова, О. И. Декоративное рисование как средство эстетического воспитания дошкольника / О. И. Холодова // Эстетическое воспитание в детском саду, – Москва, 2004- с.87
16. Худошина И. В. Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста через изучение народных промыслов родного края //ВЕСТНИК. – 2020. – №. 25. – С. 51.
17. Черникова Н. В. Обучение дошкольников декоративному рисованию //Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. – 2023. – С. 136-141.
18. Шалашенко О. Г. Использование декоративного рисования в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста //мой выбор-наука. – 2022. – С. 78-82.
19. Шишкина Е. В., Михалун Т. А. Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными художественными промыслами //поиск. творчество. находки. – 2021 - С. 82.
20. Якушева, Т. Я. Приобщение детей к русскому народному творчеству / Т. Я. Якушева // Дошкольная педагогика. – 2006. – № 6. – С. 12- 14.