- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Арбитражные суды, их задачи, система и полномочия
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Правоохранительные органы
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Арбитражные суды, их задачи, система и полномочия "?36 страниц
40 источников
Добавлена 15.07.2024 Опубликовано: studservis
2185 ₽
4370 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ИХ СИСТЕМА 5
1.1. Значение арбитражных судов в системе правосудия 5
1.2. Компетенция арбитражных судов 7
Глава II. СИСТЕМА И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 15
2.1. Система арбитражных судов РФ 15
2.2. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев 20
2.3. Структура и состав арбитражных судов 25
Заключение 30
Библиографический список 32
Фрагмент для ознакомления 2
В соответствии со статьей 127 Конституции РФ арбитражные суды являются независимой ветвью судебной власти и входят в судебную систему страны. Ранее существовавшая система государственного арбитража СССР представляла собой квазисудебные органы, которые не входили в судебную систему и рассматривали споры между предприятиями с единой формой собственности. Такие споры не подлежали рассмотрению в общей юрисдикции, а органы государственного арбитража также осуществляли контрольные и управленческие функции.
Введение различных форм собственности в экономику потребовало отказа от государственного арбитража и перехода к судебным процедурам для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В отличие от государственного арбитража, арбитражные суды не вмешиваются в дела сторон и рассматривают споры на основе принципов законности, независимости судей, равенства перед законом и судом для всех организаций и граждан, состязательности и равноправия сторон, открытости и публичности судебных заседаний.
Основной целью исследования является анализ системы арбитражных судов, их задач и полномочий. Такая цель достигается путем решения следующих задач:
- охарактеризовать значение арбитражных судов в системе правосудия;
- определить рамки компетенции арбитражных судов;
- рассмотреть систему арбитражных судов РФ;
- обозначить разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев;
- дать понятие структуры, состава арбитражных судов и полномочий председателя арбитражного суда.
Методологическую основу курсовой работы составила совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и процессов, включающая методы: материалистический, системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
Научный анализ проблем деятельности правоохранительных органов по учету преступлений коррупционного характера проводился в работах таких ученых, как: В.Н. Исаенко, С.Л. Лонь, А.С. Даниелян, С.В. Потапенко, И.Н. Гелиева, О.И. Шарно, Ю.Е. Ефимова, З.Р. Калимуллина, Р.Ф. Кутлиярова и др. Исследуемая проблема рассматривалась с различных точек зрения многих процессуалистов, что позволяет прийти в итоге к обоснованным выводам.
В качестве эмпирического материала используются официальные статистические данные, а также информация сети Интернет, затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
В качестве нормативной основы исследования выступают: Конституция Российской Федерации, ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ). К нормативной базе исследования, в том числе, относятся подзаконные правовые акты, которые регулируют широкий круг узких вопросов в исследуемой теме.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя отдельные параграфы в соответствии с логикой поставленных задач, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ И ИХ СИСТЕМА
1.1. Значение арбитражных судов в системе правосудия
Торговые суды Российской империи были первым прототипом современных арбитражных судов. Они занимались рассмотрением торговых, вексельных и дел о торговой несостоятельности. Однако после октябрьской революции 1917 года судебная система была разрушена. Государство стало основным владельцем средств производства, и судебный порядок не был нужен при разрешении споров между предприятиями, принадлежащими одному собственнику (государству). В годы после революции споры разрешались административными органами управления. Однако с развитием экономических отношений появилась необходимость в создании специализированного органа для разрешения споров между государственными учреждениями и предприятиями. Сначала были созданы арбитражные комиссии (1922 год), а затем (1931 год) – государственный арбитраж и ведомственные арбитражи. Законодательство о государственном арбитраже неоднократно изменялось, однако его положение оставалось неизменным – оно создавалось при исполнительных органах и подчинялось им .
Однако с развитием товарно-денежных отношений и возникновением других форм собственности на средства производства (не только государственной) стало невозможным разрешать споры между равными субъектами предпринимательской деятельности с помощью прежних методов, а подчинение таких споров исполнительной власти стало недопустимым. Поэтому органы государственного арбитража были преобразованы в судебные органы.
Система арбитражных судов начала формироваться в Российской Федерации после принятия Закона РСФСР «Об арбитражном суде», который вступил в силу с 1 октября 1991 года. Первый арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации был принят 5 марта 1992 года. Вместо Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража РСФСР была введена судебная система разрешения экономических, предпринимательских и финансовых споров юридических лиц. С течением времени система арбитражных судов в РФ претерпела значительные изменения, включая:
- в 1995 году в связи с принятием Федерального конституционного закона РФ «Об арбитражных судах в РФ» и Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые вступили в силу 1 июля 1995 года;
- в 2003-2004 годах в связи с внесением изменений в ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ» (ФКЗ РФ от 25 марта 2004 года № 2-ФКЗ) и принятием нового Арбитражного процессуального кодекса РФ (от 24 июля 2002 года, № 95 ФЗ);
- в 2011 году в связи с созданием специализированного арбитражного суда - суда по интеллектуальным правам;
- в 2014 году в связи с ликвидацией Высшего арбитражного суда РФ и передачей его полномочий Верховному суду РФ .
Арбитражные суды на данный момент являются уникальными федеральными судебными органами, специализирующимися в сфере предпринимательства и экономической деятельности. Они имеют целью обеспечить правосудие в этой области через арбитражные судебные процедуры.
Подразумеваемые задачи арбитражных судов в стране определены в действующем законодательстве и включают следующее: защиту нарушенных или спорных прав и интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан, связанных с предпринимательством и экономической деятельностью; осуществление поддержки законности и предотвращение правонарушений в сфере предпринимательства и других экономических активностей (статья 5 ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ»).
Также в статье 2 АПК РФ формулируются задачи судопроизводства в арбитражных судах:
1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и другую экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, органов государственной власти и местного самоуправления в сфере предпринимательства и экономической деятельности;
2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательства и экономической деятельности;
3) обеспечение справедливого публичного судебного разбирательства в установленные сроки, проводимого независимым и беспристрастным судом;
4) повышение законности и предотвращение правонарушений в сфере предпринимательства и экономической деятельности;
5) развитие уважения к закону и суду;
6) содействие развитию взаимовыгодных деловых отношений, формированию традиций и этики делового оборота .
Таким образом, основное назначение арбитражных судов проявляется в предоставлении правосудия при разрешении экономических споров и рассмотрении других дел, относящихся к их компетенции, как это определено ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», АПК РФ и другими федеральными законами, а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.
1.2. Компетенция арбитражных судов
Современное законодательство использует термин «компетенция арбитражных судов» для определения подведомственности дел. Ранее в этой же цели применялось понятие «подведомственность дел арбитражным судам». Термин «компетенция» является более широким, чем «подведомственность». В контексте арбитражных судов, понятие «компетенция» включает определение круга дел, подлежащих их рассмотрению, видов и последовательности судебных органов в арбитражных судах, а также другие формы организационной и специализированной деятельности, для осуществления которых арбитражные суды обладают полномочиями. К таким видам деятельности относятся обращение в Конституционный Суд РФ с запросами или изучение и обобщение судебной практики и т.д.
Нормы Федерального закона «Об арбитражных судах в РФ» (например, статья 43.4 данного закона определяет компетенцию суда по интеллектуальным правам), а также статьи 27-33 Арбитражного процессуального кодекса РФ и положения статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях посвящены вопросам определения компетенции арбитражных судов .
Однако понятие «подведомственность» позволяет разграничить категории дел, относящиеся к компетенции различных видов судов, в данном случае судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Деятельность арбитражных судов осуществляется в соответствии с процессуальной формой, предусмотренной Арбитражным процессуальным кодексом РФ, и они обладают возможностями и полномочиями по осуществлению правосудия. Глава 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ называется «Компетенция арбитражных судов», а статья 27 этой главы раскрывает ее смысл через определение споров, относящихся к компетенции арбитражных судов.
Понятие «подведомственность» было исключено из Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако оно по-прежнему сохраняет свое смысловое значение в главе 3 и статье 22 Гражданского процессуального кодекса РФ. Вместо этого термина введена его смысловая составляющая – споры, относящиеся к компетенции арбитражных судов.
При изучении компетенции арбитражных судов следует обратить внимание на четыре основные составляющие: 1) споры в определенной сфере экономических и предпринимательских отношений, подпадающие под компетенцию арбитражных судов, и их подсудность; 2) субъекты-участники арбитражного процесса, обладающие правами юридического лица, предпринимателя, государственного органа, органа управления и других; 3) связанные судебные инстанции в системе арбитражных судов; и 4) другие формы организационной и специализированной деятельности, связанные с правосудием. Каждое из этих положений требует отдельного изучения и систематизации соответствующих нормативных положений Арбитражного процессуального кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РФ и Федерального закона «Об арбитражных судах в РФ».
При решении вопроса о компетенции арбитражных судов, законодатель использует три критерия, которые также предусмотрены в статье 27 АПК РФ при определении компетенции арбитражных судов. Основным из них является характер спорного правоотношения. Вторым – состав участников спора. Третьим - явное указание закона на отнесение дела к числу дел, переданных арбитражным судам РФ.
В сферу деятельности арбитражных судов входит рассмотрение экономических споров и других, связанных с предпринимательством и экономикой дел. Они включают такие категории, как :
1) споры экономического характера и другие дела, в сфере гражданских правоотношений, возникающие в ходе предпринимательской и любой экономической деятельности;
2) споры экономического характера и другие дела, в сфере административных и частных правоотношений, которые связаны с предпринимательской и другой экономической деятельностью. К таким делам относят:
- оспаривание ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных и местных органов, организаций, имеющих государственные полномочия, должностных лиц, касающихся прав и законных интересов заявителей в области предпринимательской и другой экономической деятельности;
- оспаривание нормативных актов, изданных федеральными органами исполнительной власти и актов, которые содержат комментарии законодательства и обладают нормативными свойствами, в случае, когда их рассмотрение входит в компетенцию суда по интеллектуальным правам;
- взыскание санкционных и обязательных платежей с организаций и граждан – субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, если иной порядок взыскания не предусмотрен федеральным законом;
- рассмотрение правонарушений административного характера, если их рассмотрение включено соответствующим федеральным законом в компетенцию арбитражного суда;
- другие возникающие из административных и иных публичных правоотношений, дела, если их рассмотрение отнесено федеральным законом к компетенции арбитражному суду.
3) Дела об определении фактов, которые имеют юридическое значение при возникновении, изменении или прекращении прав организаций и граждан, относящихся к предпринимательской и другой экономической деятельности.
4) Дела, касающиеся оспаривания решений третейских судов и выдачи исполнительных листов, направленных на принудительное исполнение предписаний третейских судов по спорам в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
5) Дела о признании и исполнении решений судов иностранных государств и арбитражных решений по спорам, которые возникают в ходе осуществления предпринимательской и экономической деятельности.
Следующим критерием, определяющим подведомственность дела арбитражному суду и его отнесение к его компетенции, является состав участников спора. Обычно арбитражный суд рассматривает споры только в случаях, когда участниками спора являются :
1) Юридические лица.
2) Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, полученный в соответствии с законом (индивидуальные предприниматели).
3) В некоторых случаях, прямо указанных в законе, иные субъекты, такие как: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя. Например, государственные органы, органы местного самоуправления и другие органы могут быть ответчиками в арбитражных судах в исках о признании недействительными нормативных актов этих органов, если они противоречат законам и причиняют ущерб правам и законным интересам организаций или граждан-предпринимателей.
Споры, которые рассматриваются в арбитражных судах РФ, могут включать различных участников, в том числе иностранные организации, международные организации, иностранные граждане, лица без гражданства, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также организации с иностранными инвестициями, если это не запрещено международным договором РФ.
Арбитражные суды обязаны рассмотреть заявления, которые были приняты к рассмотрению, с соблюдением правил компетенции, даже если впоследствии в дело будут вовлечены граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в качестве третьих лиц, которые не предъявляют самостоятельных требований по предмету спора.
Арбитражные суды РФ имеют право рассматривать дела, определенные прямыми указаниями закона в соответствии со статьей 27 АПК РФ. К таким делам относятся, в том числе:
1) дела о несостоятельности (банкротстве);
2) споры, связанные с созданием юридического лица, его управлением или участием, если это коммерческая организация или некоммерческая организация, объединяющая коммерческие организации и/или индивидуальных предпринимателей (так называемые «корпоративные споры», список которых указан в статье 225.1 АПК РФ);
3) споры о государственной регистрации, отказе от государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
4) споры, связанные с деятельностью депозитариев, включая учет прав на акции, ценные бумаги и исполнение иных прав и обязанностей, предусмотренных федеральным законом;
5) споры, связанные с деятельностью публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и вытекающие из их правового положения, порядка управления, создания, реорганизации, ликвидации, организации и полномочий их органов, а также ответственности лиц, входящих в их органы;
6) споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности суда по вопросам интеллектуальной собственности в соответствии со статьей 34 частью 4 АПК РФ;
7) дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и другой экономической деятельности;
8) споры, связанные с применением ограничительных мер (санкций) в отношении граждан РФ и российских юридических лиц, введенных иностранным государством, союзом государств или государственным учреждением, в соответствии со статьей 248.1 АПК РФ;
9) другие дела, возникающие в ходе осуществления предпринимательской и другой экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Дела, указанные в пункте 6 статьи 27 АПК РФ, рассматриваются арбитражным судом независимо от участников правоотношений, из которых возникли споры или требования. Это означает, что субъекты могут обратиться с иском в арбитражный суд, даже если они еще не зарегистрированы как коммерческие организации или не имеют статус предпринимателя, при условии, что им было отказано в государственной регистрации или они уклонились от нее. Также в арбитражном суде могут выступать граждане, которые являются кредиторами юридического лица и обращаются в суд с иском о его несостоятельности (банкротстве) и так далее.
В остальных случаях, если закон не предусматривает другого, споры, в которых принимает участие гражданин, не являющийся предпринимателем, или организация, не являющаяся юридическим лицом, будут рассматриваться судом общей юрисдикции. Если участники спора имеют статус юридического лица или гражданина-предпринимателя, но спор не имеет экономического характера или не связан с их предпринимательской деятельностью, также будет рассматриваться судом общей юрисдикции. Например, суды общей юрисдикции будут разбирать споры, возникающие из семейных отношений между двумя предпринимателями, споры, связанные с ликвидацией общественных или религиозных организаций при нарушении их уставных целей и так далее.
При определении подведомственности дел арбитражному суду или определении их компетенции следует учитывать приоритет компетенции судов общей юрисдикции. Это означает следующее :
1) Арбитражный суд может рассмотреть дело только в том случае, если выполняются условия, указанные выше, и оно подпадает под компетенцию и специальную подведомственность арбитражного суда. Все дела, которые не относятся к арбитражным судам (и не относятся к компетенции Конституционного суда РФ), должны рассматриваться судами общей юрисдикции.
2) Если объединяются несколько связанных требований, одни из которых подходят для арбитражного суда, а другие – для суда общей юрисдикции, то все требования должны быть рассмотрены судом общей юрисдикции, если их нельзя разделить. Если разделение требований возможно, то судья принимает определение о принятии требований, подведомственных арбитражному суду, и о возвращении заявления в части требований, подведомственных суду общей юрисдикции.
ГЛАВА II. СИСТЕМА И ПОДСУДНОСТЬ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ
2.1. Система арбитражных судов РФ
Современная система арбитражных судов включает в себя четыре компонента:
1) Арбитражные суды субъектов РФ;
2) Арбитражные апелляционные суды;
3) Арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
4) Верховный суд РФ, а именно его структурные подразделения – судебная коллегия по экономическим спорам и президиум верховного суда РФ, которые осуществляют надзорную деятельность над арбитражными судами. На основании положений, изложенных в части 4 пункта 3 статьи 4, части 1 статьи 19 Федерального закона РФ «О судебной системе в РФ» и статьи 3 Федерального закона РФ «Об арбитражных судах в РФ» .
В состав арбитражных судов входит специализированный суд по интеллектуальным правам, который, исходя из положений статьи 26.1 Федерального закона РФ «О судебной системе в РФ» и статьи 43.2. Федерального закона РФ «Об арбитражных судах в РФ», занимается рассмотрением дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, в пределах своей компетенции в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа) являются нижним звеном системы арбитражных судов. В соответствии со статьей 34 Федерального закона РФ «Об арбитражных судах в РФ», необходимо иметь в виду, что идеальное соотношение, при котором на один субъект РФ приходится один арбитражный суд нижнего звена, не всегда возможно, учитывая географические особенности территории России и сочетание различных субъектов РФ. В некоторых случаях один арбитражный суд может осуществлять свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а в других случаях на территории одного субъекта Российской Федерации может функционировать несколько арбитражных судов.
Следует отметить, что в системе арбитражных судов нет районных судов. Однако в целях обеспечения доступности правосудия в отдаленных населенных пунктах, а также с учетом объема дел, рассматриваемых арбитражными судами субъектов Российской Федерации, в некоторых местностях создаются постоянные судебные присутствия, которые являются отдельными подразделениями соответствующих арбитражных судов. Постоянные судебные присутствия располагаются вне места нахождения этих судов и осуществляют полномочия арбитражных судов субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона РФ «Об арбитражных судах в РФ».
Арбитражный суд субъекта РФ имеет право рассматривать дела в первой инстанции и пересматривать вновь возникшие обстоятельства, касающиеся имевших место судебных актов, принятых и вступивших в законную силу. Арбитражный суд субъекта РФ также обладает правом первой инстанции по всем делам, подведомственным арбитражным судам Российской Федерации, за исключением дел, подведомственных Верховному суду Российской Федерации, арбитражным судам округов и специализированным арбитражным судам.
Арбитражный суд субъекта РФ также может обратиться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, анализирует и систематизирует судебную практику, анализирует судебную статистику и принимает участие в разработке предложений по усовершенствованию законодательства и нормативных актов.
Территория Российской Федерации разделена на десять судебных округов, в состав которых входят соответствующие субъекты РФ в соответствии со статьей 24 Федерального закона РФ «Об арбитражных судах в РФ». В каждом судебном округе действует один арбитражный суд округа, также известный как арбитражный кассационный суд, и два арбитражных апелляционных суда. Исключением является центральный судебный округ, где созданы и действуют три арбитражных апелляционных суда. Такая организация судебной системы была разработана для предотвращения местного влияния на апелляционный суд, который проверяет решения нижестоящих судов, а также для обеспечения единства судебной практики. Она также призвана облегчить перегрузку Верховного суда РФ, который несет ответственность за пересмотр судебных актов судов субъектов РФ .
Арбитражный апелляционный суд является вышестоящим органом относительно арбитражного суда субъекта РФ и занимается проверкой его судебных решений в апелляционном порядке, если они еще не вступили в законную силу. Тем не менее, апелляционный суд не имеет права рассматривать дела по первой инстанции или проверять решения нижестоящего суда в кассационном порядке.
Арбитражный суд округа является частью судебной системы арбитражных судов и осуществляет проверку в кассационной инстанции законности решений арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции, и арбитражных апелляционных судов. Он также проверяет, соответствуют ли выводы этих судов об обстоятельствах дела и имеющимся в нем доказательствам применяемой ими норме права.
Арбитражные суды округов также являются судьями первой инстанции по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, рассматриваемым арбитражными судами.
По установленным федеральными законами случаям арбитражный суд округа проверяет законность судебных актов, принятых судом кассационной инстанции. Например, при рассмотрении кассационных жалоб на решения по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок арбитражный суд округа рассматривает их в порядке кассационного производства в составе других судей.
Они также пересматривают ранее принятые и вступившие в законную силу судебные акты в связи с новыми обстоятельствами. Кроме того, арбитражные суды округов обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, который должен применяться в рассматриваемом ими деле. Они анализируют и обобщают судебную практику, подготавливают предложения по улучшению законов и нормативных правовых актов, а также изучают судебную статистику.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом при разрешении экономических споров, рассматриваемых арбитражными судами, созданными в соответствии с ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ». Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривающих дела по разрешению экономических споров, подвластных арбитражным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также, в пределах своей компетенции, выступает в роли суда апелляционной и кассационной инстанций. Он также рассматривает дела, относящиеся к его подсудности, в качестве суда первой инстанции или в связи с новыми обстоятельствами (ч. 4 ст. 2 «О Верховном Суде Российской Федерации») .
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ является второй кассационной инстанцией для арбитражных судов. Она рассматривает в кассационном порядке решения и определения арбитражных судов первой инстанции, постановления и определения арбитражных судов апелляционной инстанции, постановления и определения арбитражных судов округов, а также решения, постановления и определения суда по интеллектуальным правам. Перед обращением в Судебную коллегию Верховного Суда РФ с кассационной жалобой необходимо исчерпать все другие возможности апелляционного и кассационного обжалования, а именно ранее обратиться с апелляционной жалобой и кассационной жалобой в первую кассационную инстанцию (если это предусмотрено законом).
Президиум Верховного Суда РФ осуществляет надзорную инстанцию в системе арбитражных судов. Он рассматривает в качестве суда надзорной инстанции дела по разрешению экономических споров, подвластные арбитражным судам. Президиум Верховного Суда РФ также вправе возобновлять производство по новым или вновь выявленным обстоятельствам, касающимся вступивших в силу судебных актов, и обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, который должен применяться в конкретном деле. Он также рассматривает отдельные вопросы судебной практики.
Суд по защите интеллектуальных прав – это специализированный арбитражный суд, который занимается рассмотрением дел, связанных с защитой интеллектуальных прав, как суд первой и кассационной инстанций. В качестве суда первой инстанции этот суд рассматривает следующие дела :
1) споры, связанные с оспариванием нормативных актов или актов, содержащих разъяснения законодательства, принятых федеральными органами исполнительной власти в области патентных прав, прав на селекционные достижения, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;
2) споры, связанные с предоставлением или прекращением правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, а также топологий интегральных микросхем).
В качестве суда кассационной инстанции суд по интеллектуальным правам рассматривает:
1) дела, которые уже были рассмотрены им в качестве суда первой инстанции;
2) дела о защите интеллектуальных прав, которые были рассмотрены арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, а также арбитражными апелляционными судами.
В случае появления новых и вновь открывшихся обстоятельств суд по интеллектуальным правам пересматривает свои ранее принятые и вступившие в законную силу решения, а также может обратиться в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности закона, который применяется или должен применяться в рассматриваемом им деле.
Кроме того, суд анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и подготавливает предложения по улучшению законов и других нормативных правовых актов.
Таким образом, текущая схема работы суда по интеллектуальным правам, при которой каждая судебная инстанция арбитражной системы РФ связана только с определенными видами деятельности, была пересмотрена после ликвидации высшего арбитражного суда РФ и до сих пор не полностью осуществляется в законодательстве и практике.
2.2. Разграничение подсудности между арбитражными судами разных звеньев
Система судебных инстанций в арбитражных судах отличается от распределения и взаимосвязи судебных инстанций судов общей юрисдикции. В арбитражном процессе РФ, апелляционная и кассационная инстанция представляют собой два этапа, две ступени процесса проверки законности и обоснованности решения суда, принятого в результате рассмотрения дела в первой инстанции. В арбитражном процессе четко сформулированы и проведены различия между этими инстанциями в деятельности соответствующих судов. Основная идея состоит в том, что судебное решение должно быть проверено в следующей инстанции системы арбитражных судов, согласно АПК РФ и ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ». В результате возникают некоторые особенности организации взаимоотношений между звеньями системы арбитражных судов РФ и системой судебных инстанций, осуществляемых данными судами .
Апелляционная инстанция в арбитражном процессе пересматривает решения только арбитражных судов субъектов РФ, вынесенные ими в результате рассмотрения дела по первой инстанции. Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке апелляционного производства только арбитражными апелляционными судами. Некоторые судебные акты, например решения суда по интеллектуальным правам, не подлежат апелляционному пересмотру и могут быть проверены только в кассационном порядке.
Согласно статьям 266 и 268 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд вновь рассматривает дело в коллегиальном составе судей в рамках правил, установленных для рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции, с некоторыми особенностями. К ним относятся следующие:
1) При рассмотрении дела в апелляционной инстанции арбитражные заседатели не привлекаются;
2) В арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, изменении размера исковых требований, предъявлении встречного иска, замене ненадлежащего ответчика, привлечении к участию в деле третьих лиц и другие правила, установленные только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции;
3) Арбитражный суд апелляционной инстанции принимает дополнительные доказательства, если лицо, участвующее в деле, обосновало, что не могло представить их в суде первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признал эти причины уважительными;
4) Арбитражный суд апелляционной инстанции не проверяет обстоятельства дела, которые признаны и удостоверены участниками дела в порядке, предусмотренном статьей 70 АПК РФ, и принятые арбитражным судом первой инстанции;
5) Если обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в этой части, если лица, участвующие в деле, не возражают;
6) Арбитражный суд апелляционной инстанции не принимает и не рассматривает новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции .
Кассационная инстанция в арбитражном процессе пересматривает решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, уже вступившие в законную силу. Предметом рассмотрения в кассационной инстанции может быть решение суда первой инстанции, вступившее в законную силу, а также определение апелляционной инстанции (или одно и другое). Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третьи лица, прокурор) и другие лица при определенных условиях, предусмотренных АПК РФ, вправе подать кассационную жалобу и обжаловать в кассационном порядке полностью или частично вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решение арбитражного суда первой инстанции (если оно рассматривалось апелляционной инстанцией) или в случае отказа апелляционной инстанции в восстановлении упущенного срока для подачи апелляционной жалобы, а также постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле (истец, ответчик, третьи лица, прокурор), имеют право подать кассационную жалобу на решение арбитражного суда или постановление апелляционной инстанции в течение двух месяцев с момента вступления этих актов в законную силу.
В кассационной инстанции не допускается представление дополнительных доказательств.
Кассационное производство в Верховном Суде РФ (вторая кассация) предоставляет возможность полного или частичного обжалования судебных актов, если они содержат существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход судебного разбирательства и привели к нарушению прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации может быть поданы на вступившие в законную силу :
1) Решения и определения арбитражных судов субъектов РФ, а также постановления и определения арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов округов и Суда по интеллектуальным правам, вынесенные ими как первой инстанцией, а также по результатам рассмотрения кассационных жалоб.
2) Судебные акты арбитражных судов, которые не предусматривают обжалования в арбитражный суд округа по кассационной жалобе, если они были уже рассмотрены арбитражным судом апелляционной инстанции и приняты по данному делу.
Таким образом, при обращении в судебную коллегию Верховного суда Российской Федерации необходимо соблюдать следующие условия:
1) Обжалуемые судебные акты должны быть законно приняты и вступить в силу.
2) Для обращения в судебную коллегию Верховного суда РФ необходимо предварительно исчерпать все ординарные способы обжалования, а именно апелляционное и кассационное (обращение в первую кассацию) обжалования. То есть заявители должны предоставить доказательства о том, что в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход судебного разбирательства и нарушили их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Фрагмент для ознакомления 3
2 Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/10164323/?ysclid=lseg3w3db1647026434 (дата обращения 08.02.2024).
3 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/10135300/?ysclid=lsega8unzo273561014 (дата обращения 08.02.2024).
4 Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/70583616/?ysclid=lsegcuh1td499648209 (дата обращения 08.02.2024).
5 Арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ) // URL: https://base.garant.ru/12127526/?ysclid=lseg72ts6m271195299 (дата обращения 08.02.2024).
6 Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) // URL: https://base.garant.ru/12125267/?ysclid=lseg8glf9n680452391 (дата обращения 08.02.2024).
7 Исаенко, В.Н. Правоохранительные органы: учебник / В.Н. Исаенко, П.П. Ищенко, А.А. Усачев; под редакцией доктора юридических наук, профессора В.Н. Исаенко. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Юрлитинформ, 2021. – 310 с.
8 Оптимизация судебной юрисдикции и нагрузки на судебную систему в арбитражных судах: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 27 сентября 2019 г. / ответственный редактор С.В. Никитин. – Москва: РГУП, 2021. – 213 с.
9 Правоохранительные органы: учебник. – 5-е изд., испр. И доп. / отв. ред. С.Л. Лонь. – Томск: Изд-во НТЛ, 2021. – 640 с.
10 Судебная система Российской Федерации: хрестоматия / редакторы-составители: А.С. Даниелян, С.В. Потапенко, И.Н. Гелиева. – Краснодар: КубГУ, 2021. – 774 с.
11 Шарно, О.И. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации: учебно-методическое пособие / О.И. Шарно, Д.В. Зыков, В.О. Макаров. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2020. – 66 с.
12 Азаматова, Л.Л. О проблеме подсудности дел арбитражным судам / Л.Л. Азаматова, Т.Р. Максютов // Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – № 1. – С. 16-22.
13 Астапчик, И.В. Проблемные аспекты определения компетенции арбитражных судов РФ / И.В. Астапчик // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 5. – С. 29-32.
14 Багрянская, П.Д. Реализация задач судопроизводства в арбитражных судах / П.Д. Багрянская // Журнал российского права. – 2021. – № 4. – С. 144-156.
15 Бадгаева, В.Б. Стадии в арбитражном процессе / В.Б. Бадгаева, А.Ю. Дорджиева // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 2. – С. 30-32.
16 Бродский, А.А. Суд по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов РФ / А.А. Бродский // Научный журнал. – 2019. – № 4. – С. 64-65.
17 Галузо, В.Н. О суде по интеллектуальным спорам в системе арбитражных судов Российской Федерации / В.Н. Галузо, Н.А. Канафин // Право и государство: теория и практика. – 2019. – № 12. – С. 100-103.
18 Девицкий, Э.И. Развитие норм арбитражного процессуального законодательства, регламентирующих участие прокурора в арбитражном процессе / Э.И. Девицкий // Искусство правоведения. – 2022. – № 4. – С. 18-27.
19 Дыдыгина, Ю.Н. История становления и развития арбитражных судов в РФ / Ю.Н. Дыдыгина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2020. – № 10. – С. 71-73.
20 Ефимова, Ю.Е. Система арбитражных судов в России / Ю.Е. Ефимова // Экономика и социум. – 2017. – № 2. – С. 85-88.
21 Зиновьева, А.В. Арбитражный суд в судебной системе России / А.В. Зиновьева // Мировая наука. – 2018. – № 12. – С. 231-236.
22 Ибрагимова, Ю.Э. Роль судебных доктрин в практике арбитражных судов / Ю.Э. Ибрагимова // Журнал российского права. – 2020. – № 4. – С. 172-185.
23 Калимуллина, З.Р. Особенности арбитражной системы судов в РФ / З.Р. Калимуллина, Р.Ф. Кутлиярова // Экономика и социум. – 2016. – № 4. – С. 831-834.
24 Кочетков, А.В. Административное судопроизводство в арбитражных судах А.В. Кочетков // Журнал административного судопроизводства. – 2016. – № 1. – С. 108+112.
25 Ланг, П.П. Современная система арбитражных судов в России / П.П. Ланг // Экономика и социум. – 2016. – № 10. – С. 66-69.
26 Лохов, А.В. Справедливость актов арбитражных судов РФ / А.В. Лохов // Вестник магистратуры. – 2018. – № 2. – С. 49-50.
27 Малько, Е.А. К вопросу об эффективности судебной защиты в арбитражном суде / Е.А. Малько, С.А. Семикина// Правовая политика и правовая жизнь. – 2020. – № 1. – С. 82-93.
28 Мишина, Е.В. Развитие системы арбитражных судов / Е.В. Мишина // Вестник магистратуры. – 2020. – № 1. – С. 76-78.
29 Мрастьева, О.С. Становление арбитражных судов как самостоятельных органов судебной власти (исторический аспект) / О.С. Мрастьева, С.П. Казакова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. – № 26. – С. 160-165.
30 Оганов, Г.К. Арбитражные суды в РФ: система, структура и компетенция / Г.К. Оганов, Г.К. Боровиков, А.Д. Анучкина // Форум молодых ученых. – 2019. – № 12. – С. 675-678.
31 Петрухин, Г.В. Проблема отнесения арбитражных заседателей к судьям в арбитражном процессе РФ / Г.В. Петрухин // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 11. – С. 172-174.
32 Пугачев, С.М. Реформирование арбитражного судопроизводства / С.М. Пугачев, К.А. Шумова // Научный формат. – 2019. – № 1. – С. 59-68.
33 Раджабова, А.О. Виды арбитражного судопроизводства и проблемы их систематизации / А.О. Раджабова // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 4. – С. 177-179.
34 Савельева, Т.А. Упрощенное производство в арбитражном процессе и его место в системе арбитражного процессуального права / Т.А. Савельева // Вестник СГЮА. – 2020. – № 6. – С. 177-182.
35 Терехова, Л.А. Кассационное обжалование судебных актов арбитражных судов / Л.А. Терехова // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2018. – № 3. – С. 121-125.
36 Трезубов, Е.С. Особенности производства в арбитражном суде первой инстанции / Е.С. Трезубов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – № 1. – С. 75-86.
37 Туз, П.А. Арбитражный суд как субъект арбитражно-процессуальных отношений / П.А. Туз // Вестник магистратуры. – 2021. – № 5. – С. 43-50.
38 Фархутдинова, А.С. Прокурор в арбитражном процессе / А.С. Фархутдинова, Д.В. Чукаева, М.С. Арутюнян // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 12. – С. 124-126.
39 Цуканов, С.С. Ретроспективный анализ формирования системы арбитражных судов / С.С. Цуканов, Ю.Д. Токарева // Столыпинский вестник. – 2023. – № 11. – С. 33-45.
40 Шокумов, Ю.Ж. Организация системы судов общей юрисдикции и арбитражных судов в России / Ю.Ж. Шокумов // Право и управление. – 2022. – № 6. – С. 28-31.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней