Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что договор поставки широко распространен в юридической практике; содержание договора целесообразно рассмотреть с учетом норм современного действующего законодательства и проанализировать имеющуюся правовую базу в регулирования данного вида правоотношений, так как поставка одна из самых распространенных форм сделок, важно исследовать возможное поведение предпринимателей, являющихся поставщиками или покупателями по договору поставки, и исполнения ими соответствующих договорных обязательств.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости правого регулирования договоров, которые в настоящее время заключаются в большом количестве.
Для этого следует описать различные виды договоров и выявить их особенности. Изучение данной темы даст возможность определить пути защиты прав и интересов сторон договора купли-продажи.
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, воплотившееся в формирование глобальной компьютерной сети Интернет, обогащает существующие приемы и методы ведения маркетинга, формирует новую среду взаимодействия покупателя и продавца.
Данную тему исследовали следующие авторы: Антонова Н.А., Еримова Э.Э. , Дильман В.И. , Батяева З.А., Каболов В.В. , Илюхина Ю.Ю. , Живов А.А., Чистяков П.Д. , Корчагина А.П. , Серова Ю.А. , Жилович А.А. , Ковская О.С. .
Целью данной работы является исследование договора поставки как основа коммерческих взаимоотношений продавца и покупателя (на примере торговой организации). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные виды договоров, обеспечивающих реализацию товаров;
- выявить особенности договорной работы в торговом предприятии.
Объект – торговое предприятие. Предмет договор поставки как основа коммерческих взаимоотношений продавца и покупателя (на примере торговой организации).
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Научная новизна состоит в том, что исследован договор поставки (понятие, основные элементы, содержание).
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности договора поставки (понятие, основные элементы, содержание).
1 ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ
1.1 Понятие и система договоров купли-продажи
Договор представляет собой одну из древнейших правовых конструкций. В современных условиях имущественные отношения преобладают над всеми другими общественными отношениями. Связано это с демократизацией различных сфер общественной жизни России и развитием рыночной экономики. Поэтому на сегодняшний день возросла роль договора купли-продажи как метода правового регулирования отношений гражданского оборота. Многообразие общественных и экономических отношений может получить разнообразную имплементацию. Универсальной имплементацией можно считать Всемирную торговую организацию (ВТО). Основой любой ее формы является договор, назначением которого является обеспечение эффективного обмена ресурсами и благами. В таких условиях договор дает возможность потреблять материальные блага не только собственникам, но и другим участникам гражданско-правовых отношений. Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и его цена («цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи» - п. 2 ст. 494 ГК РФ) . Если договор заключается в рассрочку (что в сфере электронной коммерции встречается не так часто), то к перечисленным существенным условиям добавляются еще и условия о порядке, размере и сроках платежей (п. 1 ст. 489 ГК РФ). Поэтому публичная оферта представляет собой любое предложение товара в интернет-магазине, содержащее наименование товара и стоимость за единицу, если в качестве контрагента выступает потребитель. Поэтому следует ответить на следующий вопрос: может ли применяться п. 2 ст. 494 ГК РФ о признании публичной офертой выставления товара в витрине или в ином месте продажи в отношении товаров, продаваемых на веб-сайтах интернет-магазинов? При положительном ответе предложение товара к продаже в интернет-магазине представляет собой публичную оферту, хотя и отсутствуют существенные условия. В судебной практике существуют случаи, когда где суды применяют понятие «витрина» по отношению к веб-сайту с интернет-магазином и п. 2 ст. 494 ГК РФ к случаям размещения товара на сайте интернет-магазина со следующим выводом: размещенные в сети Интернет каталоги товаров являются публичной офертой для заключения договора купли-продажи .
Изобразим возможные пути в виде схемы (рис. 1):
Рисунок 1 Определение места продажи товара
Если говорить о сегментах B2B и C2C, то Правила дистанционной продажи товаров и ст.494 ГК РФ не регулируют данные виды отношений, на основании чего определение «статус предложения» становится более гибким. То есть, делая оговорку, что данное предложение не является публичной офертой (п. 1 ст. 437 ГК РФ) , владелец сайта оставляет за собой право отклонять предложения, сделанные посетителями .
По данному вопросу Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных сделках 2005 г., в соответствии со ст. 11, предусматривает, что предложение заключить договор, не адресованное конкретным лицам и являющееся общедоступным для сторон, использующих информационные системы (в том числе предложения с использованием интерактивных средств размещения заказа), является приглашением делать оферты, если статус оферты в явной форме не указан в таком предложении .
В соответствии со ст. 438 ГК РФ акцепт - ответ лица, которому сделана оферта, о ее принятии, который в свою очередь может выражаться в нескольких формах: в форме заявления о принятии предложения, ответ - следствие поведения лица, его конклюдентные действия. Например, оплате выбранного товара (причем для признания акцепта состоявшимся достаточно совершения и части действий, обозначенных в договоре), также, в качестве примера, судебная практика рассматривает и фактическое использование тех благ, о которых говорится в оферте .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994), СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/.
2. Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) , СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/.
3. О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о договоре поставки: постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. N 18 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 3.
4. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 22.10.1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением ГК РФ о договоре поставки», СПС КонсультантПлюс, http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17621/.
5. Путеводитель по договорной работе. Поставка. Рекомендации по заключению договора поставки, Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»
6. Информационное письмо ВАС РФ № 165 от 25.02.2014г. «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными», официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ, http://www.arbitr.ru/as/pract/vas_info_letter/105226.html.
7. Батяева З.А., Каболов В.В. Ответственность сторон за нарушение обязательств по договору поставки // В сборнике: Социально-экономические, гуманитарные науки и юриспруденция: вопросы теории и практики сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2018. С. 72-77.
8. Проблемы применения одностороннего отказа от исполнения по договору поставки / Алимова А.Ж., Левина Д.С., Новаковская А.В. // В сборнике: информационное общество - будущее человечества в III тысячелетии сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 20-23.
9. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск, 1967. С. 34 - 36.
10. Зимулькин М.И. Эволюция правоприменительного подхода при проверке законности действий должностных лиц налогового органа по истребованию документов у контрагентов налогоплательщика // В сборнике: Эволюция российского права. Материалы XVIII Заочной международной научной конференции молодых ученых и студентов. Уральский государственный юридический университет. 2020. С. 213-214.
11. Исследование системы gdcloud для работы с документами электронного досье контрагентов / Шмелев П.Ю., Файзрахманов Р.А., Архипов А.В. // В сборнике: автоматизированные системы управления и информационные технологии. Материалы всероссийской научно-технической конференции. В двух томах . Пермь, 2020. С. 289-294.
12. Охлопков А.С. Влияние электронного документооборота на трансакционные издержки фирмы при взаимоотношениях с контрагентами // В сборнике: развитие и взаимодействие реального и финансового секторов экономики в условиях цифровой трансформации. материалы Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2021. С. 817-827.
13. Пономарева Н.В. О предмете договора коммерческой концессии // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 2 (105). С. 160-166.
14. Программа распознавания печатей в скан-копиях документов и извлечения значимых реквизитов контрагентов / Гудков П.Г., Вартанян А.С., Рекарчук А.М. // Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ 2023663841, 28.06.2023. Заявка № 2023662851 от 20.06.2023.
15. Рахманова А.Е. Ознакомление с учредительными документами контрагента как способ защиты от оспаривания сделки // В сборнике: Традиции и новации в системе современного российского права. Материалы XXII Международной научно-практической конференции молодых ученых. В 3-х томах. Москва, 2023. С. 185-186.