Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты современной системы здравоохранения
1. 1. Медицинские учреждения в современной системе здравоохранения
По мнению Всемирной организации здравоохранения, система здравоохранения состоит из всех организаций, людей и действий, основной целью которых является укрепление, восстановление или поддержание здоровья. Это включает в себя усилия по воздействию на детерминанты здоровья, а также более непосредственные действия, направленные на улучшение здоровья.
Современная концепция здравоохранения охватывает гораздо более широкую перспективу. Она касается не только физических недугов пациентов, но также учитывает психическое здоровье, профилактические меры и общее благополучие. В настоящее время здравоохранение предполагает целостный подход, который объединяет различные аспекты жизни человека.
1. Профилактика и укрепление здоровья. Современная система здравоохранения уделяет особое внимание профилактике заболеваний до их возникновения. Этот переход от реактивного подхода к проактивному привел к повышению осведомленности о выборе здорового образа жизни, регулярных осмотрах и вакцинациях. Профилактическая помощь не только улучшает качество жизни, но и снижает нагрузку на медицинские учреждения.
2. Технологии и телемедицина. Технологии произвели революцию в сфере здравоохранения. Телемедицина, удаленный мониторинг и электронные медицинские записи сделали здравоохранение более доступным, особенно в отдаленных районах.
3. Персонализированная медицина. Достижения в области генетики и молекулярной биологии проложили путь к персонализированной медицине. Медицинские работники теперь могут адаптировать лечение с учетом генетической структуры человека, повышая эффективность и уменьшая побочные эффекты вмешательств.
4. Признание психического здоровья. В современном мире психическому здоровью уделяется все больше внимания. Системы здравоохранения теперь признают важность психического благополучия и предлагают услуги, начиная от терапии и заканчивая практиками осознанности. Дестигматизация проблем психического здоровья побудила все больше людей обращаться за помощью, когда это необходимо.
Взаимосвязь современного мира подчеркнула важность глобального сотрудничества в области здравоохранения. Здравоохранение играет жизненно важную роль в решении глобальных проблем здравоохранения, таких как инфекционные заболевания, пандемии и устойчивость к антибиотикам. Совместные усилия необходимы для сдерживания и управления кризисами в области здравоохранения в глобальном масштабе.
Реабилитация является важной медицинской услугой наряду с профилактикой, пропагандой, лечением и паллиативным лечением. В комплексной системе здравоохранения реабилитация является одной из ключевых услуг как на уровне сообщества, так и на уровне больницы. Ожидается, что интеграция реабилитации в системы здравоохранения (на протяжении всего процесса оказания помощи, на всех этапах жизни и при различных состояниях здоровья) приведет к улучшению координации с медицинскими и другими службами здравоохранения, подотчетности, обеспечению качества.
«Хорошо функционирующая система здравоохранения, работающая в гармонии, строится на наличии обученных и мотивированных работников здравоохранения, хорошо обслуживаемой инфраструктуре и надежных поставках лекарств и технологий, подкрепленных адекватным финансированием, сильными планами здравоохранения и научно обоснованной политикой» . Системы здравоохранения различаются от страны к стране в зависимости от уровня экономического развития и существующей политической системы. Здравоохранение является приоритетом и источником беспокойства во всем мире. Каждая страна, независимо от ее частной, государственной или смешанной системы здравоохранения, сталкивается с проблемами в отношении качества, доставки и стоимости услуг.
Международное сообщество пришло к признанию критической важности укрепления систем здравоохранения в целом для достижения основных глобальных целей здравоохранения. Начиная от всеобъемлющих целей в области здравоохранения, сформулированных в Целях развития тысячелетия, и заканчивая более целенаправленными задачами многих конкретных глобальных программ здравоохранения, а также от программ ликвидации/искоренения болезней до программ борьбы с ними. неинфекционных заболеваний, успех зависит от наличия систем здравоохранения, способных эффективно и результативно выполнять важнейшие функции и предоставлять основные услуги.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет системы здравоохранения как все организации, людей и действия, основной целью которых является укрепление, восстановление или поддержание здоровья. Это включает в себя усилия по воздействию на детерминанты здоровья, а также более прямые профилактические и лечебные мероприятия. ВОЗ описывает системы здравоохранения как состоящие из шести взаимосвязанных строительных блоков: предоставление услуг; выделение высокоэффективных кадров здравоохранения; поддержание функционирующей информационной системы здравоохранения; обеспечение доступа к основным медицинским продуктам, вакцинам и технологиям; обеспечение адекватного финансирования; и лидерство и управление.
Пожалуй, наиболее важным вкладом, который общественное здравоохранение вносит в укрепление систем здравоохранения, является предоставление актуальных и научно обоснованных эпидемиологических данных, на основе которых можно принимать решения и политику, затрагивающие все аспекты более широкой системы здравоохранения. Достижение положительных результатов в отношении здоровья заключается не только в оказании помощи людям с целью лечения существующих заболеваний; речь также идет о предоставлении правильного ухода нужным людям правильным способом и в нужное время.
Как правило, общественное здравоохранение имеет тенденцию распределяться по многочисленным программам в рамках стандартной конфигурации Минздрава и часто затмевается более широкими обязанностями министерства в области лечебного здравоохранения. В результате лидерство, ответственность и подотчетность за управление критически важными мероприятиями по укреплению здоровья и профилактике заболеваний могут быть разрозненными, несфокусированными или даже отсутствовать.
Преимущества наличия специализированного национального учреждения общественного здравоохранения включают установление четко определенных мандатов, руководства и линий власти в области общественного здравоохранения; ясность миссии и целенаправленных целей; создание независимого органа национального уровня, который сможет лучше действовать в интересах общественного здравоохранения и адаптироваться к меняющимся приоритетам здравоохранения, а также быть свободным от предполагаемых или реальных предвзятостей или конфликта интересов; уточнение и консолидация юридических полномочий для проведения эпиднадзора и усиления мер реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения; и развитие национальной системы справочных лабораторий.
Успех любой системы здравоохранения зависит от наличия должным образом подготовленной и компетентной рабочей силы. Основной целью укрепления системы общественного здравоохранения является создание рабочей силы, необходимой для укомплектования ключевыми национальными учреждениями общественного здравоохранения, выполнения основных функций общественного здравоохранения, а также реализации и управления критически важными программами здравоохранения. Хотя обучение будущей рабочей силы посредством укрепления академических институтов важно для достижения долгосрочного эффекта, программы развития потенциала рабочей силы, которые конкретно направлены на улучшение знаний, навыков и эффективности тех, кто уже находится на государственной службе (т. е. программы «без отрыва от работы») имеют решающее значение для обеспечения краткосрочного и среднесрочного воздействия.
Сущность общественного здравоохранения заключается в использовании научно обоснованных методов для получения данных, которые используются для принятия мер по улучшению или защите здоровья населения, а затем в использовании научно обоснованных методов для мониторинга и оценки этих программ, чтобы убедиться, что они действительно достигают заявленных целей. результатов и оказания измеримого воздействия на общественное здравоохранение. Международные организации общественного здравоохранения играют важную роль в поддержке стран-партнеров в реализации, поддержании, оценке, совершенствовании и управлении этими ключевыми программами контроля и профилактики заболеваний.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе этот комплексный подход приведет к усилению предоставления реабилитационных услуг, лучшему распределению рабочей силы и адекватному финансированию.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323—ФЗ (последняя редакция) // СПС:Консультант-плюс.
2. Ванина, Д. С. Организация услуг здравоохранения в условиях рынка / Д. С. Ванина // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 37—38.
3. Волкова, О. А. Научное обоснование методики оценки эффективности использования ресурсов государственных медицинских организаций: диссертация ... кандидата медицинских наук : 14.02.03 / Волкова Оксана Александровна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»]. — Москва, 2020. — 202 с.
4. Байгулова А. А. Эффективность частных медицинских организаций в системе здравоохранения России / А. А. Байгулова // Теоретическая и прикладная экономика. — 2023. №1. — C. 36-43.
5. Бударин, С. С. Аудит эффективности как фактор повышения результативности деятельности медицинских организаций: диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.12 / Бударин Сергей Сергеевич; [Место защиты: ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации]. — Москва, 2020. — 400 с.
6. Данилов, А. В. Научное обоснование использования инновационных организационных технологий для повышения эффективности управления медицинскими организациями на региональном уровне… / Данилов Александр Валентинович; [Место защиты: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)]. — Москва, 2022. — 48 с.
7. Дашибылов, С. В. Особенности финансирования здравоохранения в Российской Федерации / С. В. Дашибылов // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 218-222.
8. Ивановский, Б. Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения / Б. Г. Ивановский // Экономические и социальные проблемы России (архив). – 2021. — № 2. – С. 23-29.
9. Иванченко, И. В. Пути совершенствования экономических методов управления в системе здравоохранения / И. В. Иванченко // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 196-198.
10. Мамасолиева, Ш. А. Обобщение теоретических положений по оценке социально—экономической эффективности медицинских услуг и их качества / Ш. А. Мамасолиева, А. Б. Болгаев, Ф. С. Саидова // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 199-203.
11. Мартынова, А. В. Современные подходы к оценке эффективности деятельности медицинских организаций / А. В. Мартынова, М. В. Ли, М. В. Аленицкая; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Дальневосточный федеральный университет, Школа медицины. — Владивосток : Издательство ДВФУ, 2023. – 128 с.
12. Обзор зарубежного и российского опыта по оценке эффективности деятельности медицинских организаций: экспертный обзор / [Е. И. Аксенова и др.].– М. : ГБУЗ «НИИОЗММ ДЗМ», 2022. – 115 с.
13. Повышение эффективности здравоохранения — научные и практические аспекты : монография / В. В. Шкарин, В. В. Ивашева, Н. П. Багметов [и др.]. — Волгоград : Изд—во ВолгГМУ, 2022. — 247 с.
14. Садовникова Ю. Ю. Оценка эффективности управления системой здравоохранения в Российской Федерации: современные проблемы и тренды реформирования / Ю. Ю. Садовникова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2019. — №4. — С. 56.
15. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций / Н. М. Сергеева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2021. – № 2 (часть 1) – С. 72-76.
16. Столяров, С. А. Менеджмент в здравоохранении : учебник для вузов / С. А. Столяров. — 2—е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 764 с.
17. Ходакова, А. Е. Особенности реализации государственной политики в сфере здравоохранения в Российской Федерации / А. Е. Ходакова // Молодой ученый. — 2023. — № 25 (472). — С. 122-124.
18. Эйсмонт, М. В. Оценка эффективности финансирования деятельности учреждений здравоохранения / М. В. Эйсмонт // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 110-113.
19. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин, К. Э. Соболев ; под общей редакцией А. В. Решетникова. — 3—е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 316 с.
20. Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин, К. Э. Соболев ; под общей редакцией А. В. Решетникова. — 20е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 231 с.
21. Эффективный менеджмент здравоохранения: стратегии инноваций: II Международная научно—практическая конференция, Саратов, 23—24 сентября 2021 года : сборник материалов / Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Министерство здравоохранения Саратовской области ; [ред. коллегия: А. С. Федонников [и др.]. — Саратов : Саратовский ГМУ, 2021. – 342 с.
22. Яблонский, К. П. Оценка эффективности деятельности медицинских организаций: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Яблонский Казимир Петрович; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Санкт—Петербургский государственный университет»]. — Санкт—Петербург, 2019. — 451 с.
23. Итоги 2023 года для российского здравоохранения [Электронный ресурс] // https://sparm.com/news/itogi-2023-goda-dlya-rossijskogo-zdravoohraneniya (дата обращения 16.02.2024).
24. Пабон Лассо и анализ охвата данных: дополнительный подход к измерению эффективности работы больницы [Электронный ресурс] // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4825252/ (дата обращения: 16.02.2024).