Фрагмент для ознакомления
2
2 Обзор инструментов привлечения инвестиционных потоков в систему ЖКХ
2.1 Виды инструментов привлечения инвестиций
В последние десятилетия, в связи с ускорением строительства нового жилья в городах, жилищно-коммунальные услуги требуют большего внимания со стороны муниципальных властей. Это можно объяснить тем фактом, что почти на протяжении всего периода существования бывшего Советского Союза и до конца 1990-х годов потребности этой отрасли финансировались государством. Предыдущая модель оплаты услуг по низким социальным ценам, на долю которой приходилась большая доля государственной поддержки, была заменена новой моделью участия населения и рыночными характеристиками – самодостаточностью, конкурентоспособностью, привлекательностью для частного капитала и т.д. Учитывая, что жилье стало не только объектом купли-продажи, но и используется в качестве финансового инструмента (объекта спекуляций), бюджетное финансирование было сокращено, а расходы на содержание коммунальной инфраструктуры переложены на население. В данном случае актуальным вопросом в социально-экономической сфере является предоставление качественных услуг потребителям, что связано с необходимостью повышения эффективности жилищно-коммунального хозяйства [7].
Положение современных российских городов, где проживает более 70% жителей и обеспечиваются благоприятные условия для жизнедеятельности населения, напрямую зависит от уровня жилищно-коммунального хозяйства. Качественное обеспечение жилищного, промышленного и транспортного фондов водой, теплом, электричеством, а также благоустройство территории требуют пристального внимания, прежде всего, со стороны местных властей. В частности, это предполагает поиск источников финансирования и выделение больших объемов средств и ресурсов отрасли.
В настоящее время основными причинами кризиса жилищно-коммунального хозяйства являются не только устаревший жилищный фонд и ветхие коммуникационные сети, которые часто нуждаются в полной замене, но и слабое финансирование отрасли из государственного бюджета. В результате из-за неспособности жилищно-коммунальных организаций получать долгосрочные инвестиционные ресурсы основные фонды неуклонно приходят в негодность, а реконструкция и улучшение коммунальной инфраструктуры часто осуществляются за счет повышения тарифов и удорожания услуг. Таким образом, качественное управление общественными объектами и жилищным фондом затруднено, главным образом из-за нехватки финансовых ресурсов.
Для привлечения финансовых ресурсов в жилищно-коммунальное хозяйство необходимо, чтобы оно было привлекательным для инвесторов и позволяло им вести устойчивую экономическую деятельность, окупая свои вложения. В первую очередь отрасль может быть привлекательной для инвесторов благодаря постоянному спросу на услуги, стабильности спроса и наличию гарантированных продаж. Это подтверждается тем фактом, что объем жилищного фонда в России постоянно увеличивается (2000 г. – 2787 млн кв.м. жилой площади, 2014 г. – 3229 млн кв.м., 2022 г. – 6599 млн. кв.м.). Также на привлечение частного капитала может повлиять использование механизмов энергосбережения с помощью современных приборов и технологий, централизованное оснащение домов и квартир приборами учета и водо- и энергосберегающими приборами.
Нормативная база, которой регулируются вопросы разработки инвестиционных программ, включает Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и основной документ, который определяет параметры разработки инвестиционных программ – программу комплексного развития [2].
Принято Постановление № 154 «О требованиях к системам отопления, порядке их разработки и утверждения», в котором, к сожалению, меры по разработке систем как таковые не названы. Документ содержит только «предложения по мероприятиям», что автоматически переводит его в категорию рекомендаций, которые не подлежат исполнению [3]. Например, что, если кто-то, кому были сделаны «предложения по строительству и реконструкции» источников тепла и тепловых сетей, не согласен с ними?
Можно лишь интуитивно установить, что при разработке инвестиционных программ для теплоснабжающих организаций следует руководствоваться положениями Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. №520 «Об основах ценообразования и регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности муниципальных предприятий», которое устанавливает требования к содержанию инвестиционных программ [4]. В соответствии с положениями инвестиционная программа содержит не только комплекс мероприятий, которые необходимо выполнить, но и их отражение в качественных и количественных показателях условий эксплуатации и оказания услуг и т.д. Все меры, включенные в инвестиционную программу, должны быть детально прописаны с точки зрения адресной привязки и временных характеристик. Федеральный закон 416-ФЗ «О водоснабжении и санитарии» регламентирует порядок определения затрат на основе уточненных показателей затрат на строительство, более подробно описаны положения системы водоснабжения для развития инфраструктуры и способы их реализации в рамках инвестиционных программ [5].
Инвестиции в инфраструктуру ЖКХ в настоящее время в основном формируются за счет бюджетных источников и осуществляются в рамках целевых или инвестиционных планов организаций теплоснабжения и водоснабжения, за счет тарифных поступлений. По оценкам Министерства регионального развития, затраты на приведение всех средств на жилищно-коммунальные услуги в стране в соответствие со стандартами потребуют не менее 6 трлн. рублей. Невозможно только повышать тарифы на коммунальные услуги за счет страны. Ключом к финансовой стабильности компании является не только эффективное управление существующими финансами, но и рассмотрение и внедрение методов привлечения дополнительных средств. В настоящее время существует два основных метода: привлечение средств через государственно-частное партнерство (ГЧП) и корпоратизация предприятий [11].
Государственно-частное партнерство предполагает взаимодействие сторон на льготных условиях. В то же время участие страны проявляется в:
предоставление земли и инфраструктуры;
предоставить частным операторам право предоставлять услуги в водном секторе, традиционно относящемся к естественной монополии государства;
оказывать политическую и административную поддержку текущим проектам;
частичное финансирование или предоставление гарантий, в том числе гарантий прибыльности проекта, что очень важно для инвесторов.
В свою очередь, ожидается, что частный сектор будет реализовывать такие направления:
внедрение инноваций;
эффективное управление объектами ЖКХ;
привнести международный опыт в проектирование, строительство и эксплуатацию водных объектов;
Хотя участники государственно-частного партнерства могут извлечь выгоду, существуют также некоторые факторы, препятствующие их развитию в России. Помимо отсутствия единого федерального закона о ГЧП, одним из факторов является отсутствие эффективного механизма финансирования. Общая ситуация в стране не способствует реализации долгосрочных проектов, не имеющих политической составляющей. Причина (за исключением администрации) кроется не столько в дороговизне заемных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета, № 41-42, 04.03.1999.
2. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
3. Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. №520 «Об основах ценообразования и регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности муниципальных предприятий»
4. Постановление № 154 «О требованиях к системам отопления, порядке их разработки и утверждения»
5. Федеральный закон 416-ФЗ «О водоснабжении и санитарии»
6. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
7. Бедняков А.С. Частные инвестиции в ЖКХ: проблемы и решения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2019. – № 4. – с. 63-69.
8. Бутова Т.В. Добрина Л.Р. Широкова А.И. Управление инфраструктурными проектами развития городских агломераций на основе механизма государственно-частного партнерства в городе Санкт-Петербург / Интернет-журнал «Науковедение», Вып. 2 (21), 2015. – с. 44-49.
9. Галлямов А.А. Привлечение инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 15. – С. 66-70.
10. Ерофеев А.А. К вопросу о формах и механизмах привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбург) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/10/12782 (дата обращения: 15.02.2024)
11. Серикова, В. Е. Зарубежный опыт финансирования инвестиционной деятельности ЖКХ // Молодой ученый. – 2018. – № 32 (218). – С. 45-47.