Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Общение играет большую роль в умственном развитии ребенка, развитии мышления и умственной деятельно-сти в целом. Включение общения в познавательную деятельность ребенка пе-рестраивает его основные психические процессы. Такие мыслительные опера-ции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, развиваются и совершенствуются по мере овладения языком.
Формирование коммуникативных навыков у ребенка играет важную роль в формировании и закреплении его умственного развития. Однако суще-ствуют отклонения и отклонения в психическом развитии. Отклонения или отклонения в развитии ребенка разнообразны. Они могут касаться различных аспектов психофизического развития ребенка, его зрительного восприятия, слуховой и речевой систем, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны рядом других причин. Дети с ограниченными интеллектуальными возможностями характеризуются низкой работоспособностью и продуктивностью, нестабиль-ностью памяти, слабым развитием опосредованной памяти и низким уровнем развития коммуникативных навыков.
Известно, что умственная отсталость в большинстве случаев является следствием остаточной органической недостаточности центральной нервной системы. Поражения центральной нервной системы, которые привели к тако-му дефициту, проявились на ранних стадиях развития, и благодаря пластич-ности нервной системы их влияние со временем сглаживается. Поэтому необ-ходимо знакомиться не только с особенностями общения с детьми, но и с нарушениями, а также отклонениями в их умственном развитии. Найти пра-вильный способ решения такой проблемы, как речевое развитие у детей с за-держкой умственного развития. Нарушения общения у детей с задержкой ум-ственного развития изучаются психологами, педагогами, неврологами, линг-вистами и другими.
В то же время каждый рассматривает их под определенным углом зре-ния в соответствии с целями, задачами и средствами своей науки. Проблема развития способностей у детей с задержкой умственного развития, а также проблемы взаимодействия с такими детьми рассматриваются с позиций про-филактики и преодоления посредством специально организованного обучения и воспитания, поэтому она относится к особому разделу психолого-педагогической науки.
Современный и перспективный аспект рассмотрения структуры комму-никативного дефекта у детей с задержкой психического развития определяет-ся тесной связью процессов речевого развития и познавательной деятельности ребенка, соотношением языка и мышления в процессе онтогенеза. Российская наука создает наиболее благоприятные условия для личностного развития де-тей с задержкой умственного развития при нарушениях речи.
Русская логопедия основана на многочисленных современных исследо-ваниях отечественных и зарубежных авторов (таких как Р.Е. Левинова, Р.И. Лалаева, М.Е. Заксева, Л.Г. Парамонова, Г.А. Каше, В.Г. Петрова, Л.И. Алексин и многих других), свидетельствующих о больших компенса-торных возможностях русского языка. развивающийся мозг ребенка и совер-шенствование методов и методик логопедической коррекции.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследо-вания.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, психологов, преподавателей, посвящен-ных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия развития навыков общения с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста 5-7 лет.
Объектом исследования является процесс формирования общения с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста 5-7 лет.
Предметом исследования является общение с детьми с задержкой пси-хического развития дошкольного возраста 5-7 лет.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление эффективных условий для общения с детьми с задержкой психиче-ского развития дошкольного возраста 5-7 лет
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть особенности развития детей 5-7 лет;
- изучить особенности развития речи в норме у детей старшего до-школьного возраста в онтогенезе;
- детально проанализировать особенности межличностных отношений детей с ЗПР старшего дошкольного возраста;
- рассмотреть рекомендации по коррекции своеобразия коммуникатив-ных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы бы-ли использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистиче-ский анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы науч-ные статьи, учебники по психологии, статистика и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности развития детей 5-7 лет
Старший дошкольный возраст - последний из периодов дошкольного возраста, когда в психике ребенка появляются новые образования. Это произ-вольность психических процессов - внимания, памяти, восприятия и т. д. - и вытекающая из этого способность контролировать свое поведение, а также изменения в представлении о себе, уверенности в себе и самооценке. Появле-ние произвольности является решающим изменением в деятельности ребенка, когда целью последнего является не изменение окружающих его внешних объектов, а овладение собственным поведением [12].
На этом этапе жизни все аспекты речи ребенка продолжают совершен-ствоваться. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и раз-борчиво воспроизводит слова, обладает словарным запасом, необходимым для свободного общения, правильно использует многие грамматические фор-мы и категории, его высказывания становятся более осмысленными, вырази-тельными и точными. Общение развивается как деятельность. В продвинутом дошкольном возрасте существует экстра-ситуативная и личностная форма общения, характеризующаяся потребностями во взаимопонимании и сопере-живании и личностными мотивами общения.
Общение с коллегой приобретает черты экстра-ситуации, общение ста-новится экстра-ситуативным и деловым; развиваются устойчивые избиратель-ные предпочтения. Развитие личности в старшем дошкольном возрасте харак-теризуется развитием новых знаний, появлением новых качеств и потребно-стей. Другими словами, формируются все стороны личности ребенка: интел-лектуальная, нравственная, эмоционально-волевая, практическая.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей / В.М. Акименко. - Ростов н / Д: Феникс, 2008.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи [Текст] /М.М. Алексее-ва, В.И. Яшина. - М.: Просвещение, 1997.
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое развитие детей. Развитие диало-гического общения Методическое пособие для воспитателей [Текст] /А. Г. Арушанова. -2-е изд. испр. и доп. — М.: «Мозаика — Синтез», 2005. — 128 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
5. Борякова Н.Ю. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
6. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказыва-ния старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. кандидат. дис. - М., 1983. - 15
7. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и ме-тодистов ДОУ [Текст] / С. С. Бычкова. — М.: АРКТИ, 2002. — 95 с., с. 36–41.
8. Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы де-фектологии. - М., 1987. - 42 с.
9. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребёнка и школьника. В кн.: Коррекционная работа во вспомогательной шко-ле. Л., 1987.
10. Власова Т.А., Лубовская В.И., Цыпина Н. Дети с задержкой пси-хического развития. - М., 1984.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.
12. Детинина, О.Б. Устойчивые словосочетания в детской речи [Текст] / О.Б. Детинина. - С. - П., 1987.
13. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики - Саранск: МГУ имени Н.П. Огарёва, 1990. - 38 с.
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление за-держки речевого развития у дошкольников. - М., 1973.
15. Запорожец, А. В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. — Дошкольное воспитание. — 1972. — № 4. — С. 37–42., с. 41.
16. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учи-теля [Текст] /Г.М. Иваницкая. - Киев - Радняньская школа, 1990.
17. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольни-ков // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
18. Лалаева Р.И. Нарушение развития речи у детей с задержкой пси-хического развития. - С-Пб., 1992.
19. Лебединская К.С. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у де-тей. - М., 1982.
20. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М., 1985.
21. Лисина, М. И. Потребность в общении [Текст] // Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. С.31–57 (с сокращ.)
22. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Де-фектология. - 1990. - 15 с.
23. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения - М., 1974.
24. Марковская И.Ф. Клиническая и нейропсихологическая диагно-стика. - М., 1995.
25. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь-ная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.
26. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
27. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с ЗПР // Дефек-тология. - 1980. - №3.
28. Симонова И.А. Характеристика речи детей с ЗПР // Дефектология. - 1974. - №3.
29. Сиротинина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя [Текст] /О.Б. Сиротинина. - М.: Про-свещение; Учебная литература, 1996.
30. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1981 - №1.
31. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР. - Мн., 1989. - 15 с.; 20 с.
32. Триггер Р.Д. Психологические особенности детей с задержкой психического развития. Питер, 2008. 32 с.
33. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. — М.: Просвещение, 2000. 294 с.
34. Ульянкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического раз-вития - М., 1990. - 12 с.; 77 с.
35. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 1977. возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении. - 34 с.