Фрагмент для ознакомления
2
Появление цифровых технологий изменило педагогический ландшафт, породив новые парадигмы в овладении языком и культурной компетенцией. Данное исследование посвящено слиянию цифровых инноваций и этнокультурной компетенции в сфере обучения английскому языку, подчеркивая необходимость интеграции цифровых методологий для улучшения лингвистической и культурной педагогики. Актуальность данного исследования обусловлена растущими глобальной взаимосвязанностью и потребностью во всесторонней языковой компетенции. Суть данного исследования заключается в раскрытии теоретических основ и практического применения цифровых инструментов для развития иноязычной этнокультурной компетенции.
Объект исследования - область цифровых технологий в контексте обучения иностранным языкам, с особым акцентом на изучение английского языка.
Предметом исследования являются процессы и методологии, с помощью которых цифровые технологии способствуют формированию и развитию этнокультурной компетенции у изучающих английский язык.
Цель исследования - прояснить роль цифровых технологий в формировании этнокультурной компетенции в рамках обучения английскому языку.
В соответствии с целью определены задачи:
- раскрыть теоретические основы, определяющие пересечение цифровых технологий с языковым и культурным образованием;
- проанализировать существующие педагогические рамки, включающие цифровые технологии в языковое образование;
- оценить набор цифровых инструментов и платформ, используемых в настоящее время при изучении языка;
- предложить инновационные методологические подходы, использующие цифровые технологии для эффективного формирования этнокультурной компетенции;
- сформулировать педагогические рекомендации, направленные на оптимизацию использования цифровых технологий в формировании этнокультурной компетенции в контексте обучения английскому языку.
Методологическая основа исследования основана на сочетании современных лингвистических и педагогических теорий, подкрепленных рядом работ в области языкового образования и цифровой педагогики. Так, теоретические основы подкрепляются разъяснениями И.А. Бижовой о формировании языковой и речевой компетенций, которые предлагают понимание динамики овладения языком в цифровой среде. Рассуждения С.В. Боголеповой о современных подходах к обучению иностранным языкам дают обзор педагогических парадигм, которые лежат в основе интеграции цифровых технологий в изучение языка. Посвященное развитию иноязычной коммуникативной компетенции исследование И.В. Дворянкиной позволяет глубже понять коммуникативные императивы в языковом образовании, а работа Н.В. Жолтиковой о кооперативном обучении на уроках английского языка как средстве развития коммуникативной компетенции привносит коллаборативное измерение в цифровые педагогические стратегии. В свою очередь, рассуждения А.В. Рябковой о синтезирующей роли языка и культуры в формировании коммуникативной среды подчеркивают этнокультурный аспект изучения языка, а анализ А.М. Стариковым развития коммуникативной компетенции студентов как катализирующего фактора иноязычного образования акцентирует внимание на преобразующем потенциале коммуникативного владения. Кроме того, работа Е.Е. Сысоевой по формированию коммуникативной компетенции в средней школе предлагает фундаментальный взгляд на педагогические стратегии, которые могут быть адаптированы и расширены в цифровой среде обучения.
В совокупности источники создают методологическую основу, объединяя представления о коммуникативной компетенции, цифровой педагогике и взаимодействии языка и культуры.
Теоретическая значимость исследования заключается во вкладе в научный дискурс, обеспечивая понимание взаимодействия цифровых технологий и развития этнокультурной компетенции в контексте обучения английскому языку.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования иноязычной этнокультурной компетенции
1.1. Цифровизация обучения иностранным языкам
Цифровизация образования в области иностранных языков предвещает парадигмальный сдвиг в педагогических методологиях, способствуя созданию иммерсивной и интерактивной среды обучения, выходящей за традиционные дидактические рамки. Цифровая образовательная среда служит стержневым условием применения цифровых образовательных технологий в профессиональном образовании, подчеркивая преобразующий потенциал цифровых инструментов в повышении эффективности обучения [Кязимов К.Г., 2020, с. 3556-3565].
Важность использования коммуникативного подхода в современном обучении иностранным языкам подчеркивается О.П. Лазаревой, которая выделяет роль цифровых технологий в формировании коммуникативной компетенции. Интеграция цифровых инструментов в коммуникативную структуру повышает аутентичность языковых взаимодействий, позволяя учащимся работать с языком в соответствии с реальными коммуникативными сценариями [Лазарева О.П., 2015, с. 40-42].
В свою очередь, методы и технологии интенсивного изучения иностранного языка рассматриваются как средство мотивации и оптимизации учебного процесса, отмечая эффективность цифровых платформ в поддержании вовлеченности и мотивации обучающихся. Цифровая среда с ее интерактивными и геймифицированными элементами позволяет удовлетворить различные предпочтения в обучении, оптимизируя образовательную траекторию для каждого обучающегося [Попова О.А., 2015, с. 62-65].
Иными словами, цифровые инструменты могут внести значительный вклад в формирование культурно насыщенного языкового ландшафта. Благодаря цифровым платформам учащиеся знакомятся с широким спектром культурных нарративов и практик, которые обогащают их языковой багаж и способствуют более глубокому пониманию целевой культуры [Рябкова А.В., 2015, с. 67-69].
С точки зрения исследователей, цифровая образовательная среда с ее возможностями моделирования различных коммуникативных контекстов служит важным ресурсом в развитии коммуникативной компетенции. Адаптивность цифровых сред к индивидуальным потребностям обучающихся делает их незаменимым инструментом на занятиях по современному языку.
С точки зрения О.Н. Шиловой, цифровая образовательная среда нуждается в педагогически обоснованной интеграции цифровых технологий в языковое образование. Стратегическое включение цифровых инструментов в учебный план может значительно улучшить результаты обучения, особенно в области этнокультурной компетенции [Шилова О.Н., 2020, с. 36-41].
Таким образом, теоретические основы формирования иноязычной этнокультурной компетенции в рамках цифровой образовательной парадигмы находят поддержку у цитируемых авторов, каждый из которых вносит свой вклад в важную роль цифровых технологий в современном языковом образовании.
Итак, цифровые технологии играют важную роль, совершенствуя способы преподавания и изучения иностранного, в т.ч. английского, языка. Цифровая образовательная среда является предпосылкой для применения современных образовательных технологий, предоставляя возможности для интерактивного и иммерсивного опыта обучения [Кязимов К.Г., 2020, с. 3556-3565]. Такие цифровые платформы, как онлайн-форумы, социальные сети и виртуальные классы, позволяют учащимся в режиме реального времени общаться с носителями языка и сверстниками по всему миру, тем самым развивая практические коммуникативные компетенции. В свою очередь, приложения для изучения языка, как Duolingo, Babbel и Rosetta Stone, с их геймифицированными учебными модулями, предоставляют учащимся немедленную обратную связь, делая процесс овладения языком более увлекательным.
Внимание синергетической роли языка и культуры в формировании коммуникативной среды уделяет исследователь А.В. Рябкова, утверждая, что цифровые технологии могут облегчить доступ к аутентичным культурным материалам [Рябкова А.В., 2015, с. 67-69].
Таким образом, роль цифровых технологий в современном языковом образовании выходит за рамки простого содействия; они предлагают учащимся и преподавателям универсальную платформу для приобретения и развития лингвистических и культурных компетенций в иностранном (английском) языке.
При этом на мотивацию изучения иностранных языков, в т.ч. английского, повлияло распространение интернет-ресурсов и мультимедийных приложений. Мотивация учащихся усиливается благодаря доступности и разнообразию контента, который предлагают цифровые платформы.
Такие мультимедийные приложения, как Duolingo, Babbel и Rosetta Stone, внедрили в процесс обучения элементы геймификации. Она придает обучению ощущение игры и соревнования, делая трудный путь изучения языка более увлекательным. Механизм немедленной обратной связи, встроенный в эти платформы, дает учащимся ощутимое чувство прогресса и достижений, что еще больше повышает их мотивацию.
Более того, такие интернет-ресурсы, как YouTube, подкасты и новостные порталы, предлагают множество аутентичных материалов на английском языке - от неформальных видеороликов до официальных новостных передач. Такое знакомство с реальным использованием языка в различных контекстах не только развивает лингвистическую компетенцию, но и углубляет понимание культуры, делая процесс обучения более актуальным и мотивирующим для учащихся.
По сути, появление интернет-ресурсов и мультимедийных приложений придало изучению языка новый динамизм, превратив стремление к овладению английским языком не просто в учебное занятие, а в интерактивное путешествие.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева А.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов /А.В. Агеева // Новая наука: опыт, традиции, инновации: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. – Стерлитамак: РИЦ АМИ. – 2015 – 250 с.
2. Амитрова М. В., Гусарова Ю. В., Нелюбина Е. А., Садчикова Я. В. Оптимизация процесса обучения иностранному языку за счет использования облачных технологий //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 54-58.
3. Анисимов А. И. Изменение английского языка под влиянием массовой культуры интернета / А. И. Анисимов, Н. А. Корепина // Молодежный вестник ИРГТУ. – 2018 – № 2 – С. 92–93.
4. Бижова И.А. Формирование языковой и речевой компетенции на уроках английского языка: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр КАН»/ И.А. Бижова. – Омск, 2020 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43983698 (дата обращения: 19.02.2022).
5. Боголепова С.В. Современные подходы к обучению иностранному языку: общее и частное: Лингвистика и методика преподавания иностранных языков / С.В. Боголепова. – 2020 – URL: https://iling- ran.ru/library/sborniki/for_lang/2020_13_2/9.pdf (дата обращения: 19.02.2022).
6. Давлетшина Л. Х. Возможности онлайн-сервисов при формировании цифровых навыков у учащихся основной школы / Л.Х. Давлетшина // Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. с международным участием (Чебоксары, 31 декабря 2019 г.) / редкол.: Л.А. Иванова, Н.В. Ефимова. – Чебоксары: ИД «Среда». – 2019 – С. 217–220.
7. Дворянкина И. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции: Гуманитарный вестник (Горловка) / И.В. Дворянкина. – 2017 – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41868325 (дата обращения: 19.02.2022)
8. Дрыгина М. В. К вопросу использования мобильных технологий для изучения иностранного языка // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-321.
9. Евстропова Н. С., Опарина К. С. Использование технологии массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 224-226.
10. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции / Н.В. Жолтикова // Научно-методический электронный журнал. – Концепт. – № 02 (февраль). – 2014 ‒ с. 80-91.
11. Куликова И. В. Информационные технологии как компонент учебного процесса на примере обучения иностранным языкам // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2017. № 5-6 (3940). С. 163-168.
12. Кязимов К. Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО / К. Г. Кязимов // Профессиональное образование в современном мире. – 2020 – Т. 10, № 1 – С. 3556-3565.
13. Лазарева О. П. Современное обучение иностранным языкам с использованием коммуникативного подхода (материалы международной научно-практической конференции) / О. П. Лазарева // Молодой ученый. – 2015 – № 15.2. – С. 40-42.
14. Морозова Ю. В. Использование электронного обучающего курса Moodle для контроля качества знаний студентов в процессе обучения иностранному языку //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 96-99.
15. Попова О. А. О методах и технологиях интенсивного обучения иностранному языку как средству мотивации и оптимизации учебного процесса / О. А. Попова // Журнал Молодой учѐный. – 2015 – № 16 – С. 62-65.
16. Рябкова А. В. Синтезирующая роль языка и культуры в формировании коммуникативной среды / А.В. Рябкова // Молодой ученый. – 2015 – № 15(95). – С. 67-69.
17. Стариков А. М. Развитие коммуникативной компетенции учащихся как катализирующий фактор обучения иностранному языку в средней школе / А. М. Стариков // Молодой ученый. – 2017 – № 46 – С. 314-317.
18. Суханова А. С. Подкасты в обучении аудированию //Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Краснодар: Новация, 2016. — С. 73-75.
19. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку/П. В. Сысоев //Язык и культура. — Выпуск № 2 (26). — 2014. — С. 189—201
20. Сысоев П. В. Внедрение новых учебных Интернет-материалов в обучение иностранному языку (на материале английского языка и страноведения США) /П.В. Сысоев, М.Н.
21. Сысоева Е. Э. Формирование коммуникативной компетенции в средней школе / Е.Э. Сысоева // Педагогика. – 2014 – №5. – С.6-15.
22. Хохленкова Л.А. Современные информационно-коммуникативные технологии в обучении иностранному языку будущих специалистов в высших учебных заведениях сервиса //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 202-205.
23. Чиркова В. М. Использование возможностей Google класса в преподавании иностранного языка //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 185-187.
24. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Человек и образование. – 2020 – № 2 (63). – С. 36-41.