Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В последнее время проблема развития эмоций у детей привлекает все больший интерес со стороны психологов. Это объясняется тем, что к концу 20 века стало понятно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является основой многих психологических процессов. Первое поведение ребенка, связанное с исследованием мира, проявляется в форме эмоциональной реакции на новые объекты или ситуации. Первое правило, которому ребенок учится, связано с выражением своих эмоций в ответ на реакцию его матери. Несмотря на то, что исследователи детства часто обращают внимание на эмоциональную сферу и накопили большой опыт в этой области, теоретическое осмысление этой проблемы остается одной из наиболее актуальных задач.
Эмоциональность играет значительную роль в формировании переживаний, которые в свою очередь влияют на психическое развитие и деятельность человека. Современная образовательная система подвергается значительным вызовам, связанными с проблемами в обучении детей. Со-гласно имеющейся статистике, около 70% учащихся, которые посещают массовую школу, нуждаются в профессиональной помощи со стороны психологов, а также коррекции поведения. Среди младших школьников 20% испытывают различные морфофункциональные отклонения, в то время как 20% имеют расстройства психоневрологического характера.
Современная школьная образовательная система, которую можно охарактеризовать как традиционную, значительно зависит от уровня тревожности учеников, который нужно поддерживать для успешного обучения. Существующие в школе факторы, такие как учитель, система оценок и экзаменов, а также нереалистичные ожидания со стороны родителей по от-ношению к успеваемости своих детей, становятся причинами тревоги и беспокойства учащихся. У младших школьников часто наблюдается легкая отвлекаемость, неспособность к продолжительному сосредоточению, возбудимость и повышенная эмоциональность. Указанные особенности могут приводить к нарушениям усвоения учебного материала, созданию условий для появления ошибок и препятствовать успешному прохождению учебно-го процесса. С учетом этого, необходимо уделять большое внимание эмоциональному развитию у детей младшего школьного возраста, чтобы обеспечить более эффективное освоение учебного материала и улучшение результатов в учебе.
Цель исследования – выявить влияние особенностей развития эмоциональной сферы на учебную деятельность в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: эмоциональная сфера в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: влияние особенностей развития эмоциональной сферы на учебную деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что особенности эмоциональной сферы младших школьников связанны с успешностью и сформированностью учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения влияния эмоциональной сферы младших школьников на учебную деятельность в младшем школь-ном возрасте.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоциональной сферы и учебной деятельности у младших школьников.
3. Выявить связь эмоциональной сферы младших школьников с успешностью и сформированностью учебной деятельности.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование;
- математико – статистические методы обработки данных.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Школа №113». В исследовании принимали участие 30 детей 2-го класса (8 – 9 лет), из них 16 девочек и 14 мальчиков.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния эмоциональной сферы младших школьников на учебную деятельность в младшем школьном возрасте
1.1. Особенности эмоционального развития в младшем школьном возрасте
К младшему школьному возрасту относятся дети 7 - 11 лет (Д.Б. Эльконин) [28].
Эмоции играют особую роль в мотивационной структуре ребенка. Возникающие эмоции определяют направление деятельности и способы выполнения ребенком определенных действий. Основываясь на понимании своих эмоций и эмоций других людей, ребенок получает информацию о событиях, происходящих вокруг него [14].
По наблюдению Л.С. Выготского, у ребёнка данного возраста возникает дифференциация внутреннего и внешнего, формируется способность осознавать свои переживания, благодаря которой появляются новые от-ношения к себе, которые не были возможны ранее. Возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, «логика чувств» – понятие, в некоторой степени близкое к термину «эмоциональный интеллект». Между возникающей эмоцией и совершаемым в связи с этим поступком вклинивается осознание того, к каким последствиям может привести данный поступок, какой смысл он имеет [7].
Эту же особенность описывает А.В. Запорожец, указывая на то, что эмоциональное предвосхищение, а также «эмоциональное воображение» побуждает младшего школьника выполнять какую-либо деятельность, полезную не только для самого ребёнка, но и для других людей – окружающих сверстников и взрослых [11].
Данное новообразование особенно важно тем, что позволяет формировать внутреннюю ориентацию в том, принесёт ли выполняемая деятельность удовлетворение. Иными словами, возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка [20].
Помимо этого, в младшем школьном возрасте становится возможной «борьба чувств», противоречивость возникающих переживаний. А.В. Запорожец считает, что возникающее вследствие внутреннего конфликта эмоциональное неблагополучие обусловлено столкновением различных (противоположных) по характеру эмоций, мотивов, что может мешать развитию адекватного действия [11].
Начальная школа в жизни каждого ребенка важна для его индивидуального развития. Именно в это время закладывается фундамент его само-определения в жизни. Существенные изменения происходят во всех психических процессах, происходит быстрый физиологический рост.
За это время у детей улучшается координация движений, образ тела и отношение к своему телу. Физическая активность и координация двигательной системы направлены на овладение определенными движениями и действиями, которые необходимы ребенку для выполнения учебной деятельности [19].
Важную роль в развитии эмоциональной сферы младших школьников играет их физическое здоровье. В.С. Мухина отмечает, что физиологические изменения существенно меняют душевную жизнь ребенка. В центре внимания умственного развития - формирование произвольности, планирование реализации программ действий и осуществление контроля. Формируются высшие психические функции, улучшаются когнитивные процессы, что дает возможность ребенку младшего школьного возраста выполнять более сложные мыслительные операции [19].
Восприятие, память и внимание у младших школьников продолжают развиваться, когда они участвуют в различных образовательных мероприятиях. Однако им все же присущ небольшой объем, слабая устойчивость и непроизвольный характер.
Для развития произвольности психических процессов необходимо организовать действия ребенка таким образом, чтобы он мог управлять ими самостоятельно, используя модель и постоянно контролируя себя.
В этот период у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, навыки, умения - создает необходимую основу для всего последующего обучения.
Ребенку все еще сложно быстро перейти от одного вида деятельности к другому, так как в этом возрасте образовательные компетенции и навыки еще плохо сформированы. Улучшение этой деятельности происходит постепенно, что приводит к формированию у ребенка способности переходить из одного класса в другой, с одной работы на другую.
В процессе учебной деятельности формируется способность ребенка различать свойства, понятия при решении конкретных задач, овладевать учебными действиями, контролем и оцениванием. Формируются навыки волевой регуляции деятельности и поведения [9].
В условиях школы в кругу своих сверстников младший школьник все больше учится сдерживать свои эмоциональные порывы, менее ярко и порывисто их выражать, происходит расширение круга общения ребенка. Учителя и одноклассники начинают играть все большую роль в процессе социализации ребенка. Успех его социализации зависит от того, насколько успешно ребенок учится, как он развивает отношения с учителем и как оценивается его академическая успеваемость.
В начальной школе учителю принадлежит объединяющая роль. В первые годы школьной жизни для учащихся мнение учителя является ориентиром, у учителя очень высокий авторитет [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллаева С.А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – №3(16). – С. 1114-1119.
2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / под ред. Иващенко Ф.И. – Минск: Высшая школа, 2015. – 128 с.
3. Анохина В.В. Учебная деятельность как показатель эмоций детей младшего школьного возраста // Матрица научного познания. – 2024. – №1-1. – С. 414-417.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
5. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
6. Буронова Ш.Ф. Профилактика школьной неуспеваемости как средство повышения качества образования // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 11 (95). – С. 125-128.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Перспектива, 2018. – 224 с.
8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для ву-зов. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И.В. Дубровина, В.В. Прихожан. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
10. Дубровина И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова. – М.: Просвещение, 2003. – 148 с.
11. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – М: Педагогика, 1986. – 176 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2015. – 447с.
13. Ибрагимова Г.Ф. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников / Г.Ф. Ибрагимова, Е.П. Евстигнеева. В сбор-нике: Традиции и инновации в национальных системах образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. – 2021. – С. 658-660.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 752 с.
15. Ищеева-Филатова М.М. Психологические факторы повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. – Нальчик: Эльбрус, 2017. – 432 с.
16. Кагермазова Л.Ц. Формирование эмоционального состояния в учеб-ной деятельности / Л.Ц. Кагермазова, Л.И. Махаури. В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – 2020. – С. 293-297.
17. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельно-сти: монография. – Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Ленанд, 2011. – 320 с.
18. Кулагина И.Ю. Младшие школьники особенности развития. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
19. Мухина В.С. Детская психология. – М. Книга по Требованию, 2013. – 272 с.
20. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 460 с
21. Особенности нравственного развития младших школьников / З.В. Злобина, Ю.С. Зозуля, В.И. Аксенко, Н.О. Муслимова // Вестник научных конференций. – 2021. – №3-1 (67). – С. 66-68.
22. Пискарева Т.Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения: Тезисы научно-практической конференции. СПб: Речь, 1998. С.199 – 200.
23. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. – М.: Пер Сэ, 2005. – 352 с.
24. Психология развития и возрастная психология / Головей Л.А., Дер-манова И.Б., Савенышева С.С. и др. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2019. – 413с.
25. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстника-ми / под ред. Н. Е. Репиной. – М.: Эксмо, 2010. – 524с.
26. Троицкая И.Ю. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте / И.Ю. Троицкая, Т.Н. Петрова // Молодой ученый. – 2017. – №6. – С. 207 – 209.
27. Цукерман Г.В. Психологическое обследование младших школьников / Г.В. Цукерман, М.И. Венгер. – М.: ВладосПресс, 2013. – 160 с.
28. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 383 с.