Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние годы в нашей стране произошли и происходят серьезные социально-экономические изменения, затрагивающие все стороны жизни людей, влияющие на их объективный социальный статус и субъективное благополучие. Всеобъемлющий системный кризис, вызванный ошибочными стратегиями реформ, привел к разрушению или краху прежних систем социальной поддержки, в частности, всеобщей занятости и нормативного соответствия заработной платы прожиточному минимуму. Государственное регулирование содержания и масштабов социальных процессов ослабло. Новые институты, соответствующие требованиям демократического общества, функционирующего в условиях рыночной экономики, еще не возникли или функционируют не в полной мере. Реализация мер социальной помощи для различных групп населения будет иметь региональную специфику, поскольку будет зависеть от уровня социально-экономического развития региона, бюджетных характеристик на всех уровнях и полномочий федеральных и региональных органов власти в социальной сфере, являющейся совместной зоной ответственности.
Социальный контракт играет все более активную роль в национальных методиках социальной поддержки. Эта форма успешно развивается во многих европейских странах и имеет положительный опыт спасения многих семей и отдельных граждан от кризиса. Социальный контракт регулируется Федеральным законом от 25 июня 1999 года № 178-ФЗ .
Социальный контракт - это договор, заключаемый органом социальной защиты населения с гражданином или семьей, доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
По договору орган социальной защиты населения обязуется оказывать государственную социальную помощь, включая социальные услуги, денежные выплаты и необходимые товары, а получатель помощи несет определенные обязательства, такие как переобучение, трудоустройство и развитие самозанятости. Контракт заключается на срок от трех месяцев до одного года, но может быть продлен в зависимости от результатов работы. Социальный контракт одновременно учитывает необходимость социальной интеграции гражданина и его способность найти работу или приобрести необходимую квалификацию для трудоустройства. Социальная помощь на период действия контракта не исключает одновременного получения другой социальной помощи. Договор может быть заключен только с согласия заявителя и всех совершеннолетних членов семьи.
Объект исследования составляют общественные отношения, регулирующие вопросы эффективности социального контракта как формы социальной защиты.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права социального обеспечения, регулирующие вопросы эффективности социального контракта как формы социальной защиты.
Целью исследования является анализ социального контракта как формы социальной защиты.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие социального контракта как формы социальной защиты со стороны государства;
2.рассмотреть задачи социального контракта как формы социальной защиты со стороны государства;
3.исследовать цели, размеры, категория лиц, которые могут заключить социальный контракт;
4.пронализировать актуальные проблемы правового регулирования правоотношений в сфере реализации прав граждан на социальное обеспечение со стороны государства.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации; федеральное и региональное законодательство; постановления судебных инстанций Российской Федерации и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Агронина Н.И., Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю., Вьюговская Е.В., Гаджиалиев, Р.К., Григорьев И.В., Шайхатдинов В.Ш., Дикова И.В., Омелина А.М., Пипия Л.К., Аверин А.Н., Тучкова Э.Г., Хохлова О.Н. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем эффективности социального контракта как формы социальной защиты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере эффективности социального контракта как формы социальной защиты.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
1.1 Понятие социального контракта как формы социальной защиты со стороны государства
Государственная политика Российской Федерации в сфере социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Российской Федерации должны быть защищены труд и здоровье людей, гарантирован минимальный размер оплаты труда, обеспечена государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развита система социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция РФ также предусматривает, что координация вопросов социальной защиты, включая охрану семьи, материнства, отцовства и детства, социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Таким образом, все вышеперечисленные гарантии реализуются через систему государственной социальной защиты. Основой государственной социальной защиты является минимальный социальный стандарт, то есть установленный законом Российской Федерации или решением представительных органов государственной власти на определенный период минимальный уровень социального обеспечения, выраженный через социальные нормы и нормативы, отражающий насущные потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах и гарантирующие достаточный уровень потребления и определяющие обязательный минимум бюджетных расходов на эти цели.
Социальная защита - это система распределительных отношений в процессе формирования и использования государственных фондов финансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания населения за счет части национального дохода; государственная забота о лицах, полностью или частично утративших трудоспособность; реализация целей социальной политики и приоритетов государственной деятельность, деятельность государства по реализации комплекса экономических, правовых и социальных гарантий, закрепленных в законодательстве, которые гарантируют обеспечение социальной защиты населения. Социальная защита - это практическая реализация основных направлений социальной политики.
Социальная защита населения понимается в российском социальном праве как система правовых гарантий и обеспечений, защищающих членов общества от экономической, социальной и физической деградации. Она функционирует как процесс, в ходе которого государственные и муниципальные органы власти обеспечивают существующие гарантии и права, защищающие человека, его экономические, социально-политические и общественные потребности и интересы.
В практическом плане социальная защита выражается в комплексе правовых экономических и социальных гарантий, закрепленных в законах и постановлениях национального уровня с использованием двухуровневой системы правовых актов - федерального и регионального законодательства.
Одновременно социальная защита функционирует и как процесс, посредством которого государство или другие институты обеспечивают существующие в обществе гарантии и права, защищающие человека, его экономические, социально-политические и социальные потребности и интересы во всех сферах общественной жизни. По своему действию она распространяется на всех членов общества, но ее функциональное проявление по отношению к различным группам неодинаково.
Виды льгот, которые можно получить от государства, включают в себя:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 11.12.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" // Собрание законодательства РФ", 28.04.2014, № 17, ст. 2059.
4. Приказ Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://mintrud.gov.ru/ по состоянию на 07.08.2021.
Научные и учебно-методические издания
5. Агронина, Н. И. Социальный контракт как новая форма социальной поддержки населения: региональный аспект / Н. И. Агронина, М. В. Татаренкова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2023. – № 2(31). – С. 39-42.
6. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. - М: Проспект, 2020. 184 с.
7. Вьюговская, Е. В. Социальный контракт как форма государственной поддержки в глазах населения (на примере Ульяновской области) / Е. В. Вьюговская, Н. Г. Ведьманова // Человек. – 2021. – Т. 32, № 1. – С. 42-62.
8. Гаджиалиев, Р. К. Социальный контракт в 2022 году: правовой аспект / Р. К. Гаджиалиев // Образование и право. – 2022. – № 9. – С. 39-43.
9. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. - М: Юрайт, 2019. 428 с.
10. Дикова, И. В. Социальный контракт как новая форма заимодействия государства и граждан в социальной сфере / И. В. Дикова // Заметки ученого. – 2023. – № 5-1. – С. 323-325.
11. Низова, Л. М. Социальный контракт как форма содействия занятости и социальной защиты населения: региональный аспект / Л. М. Низова, В. В. Исаева // Кадровик. – 2022. – № 3. – С. 117-121.
12. Омелина, А. М. Социальный контракт как форма оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам / А. М. Омелина, Л. Г. Шобей // Вектор экономики. – 2022. – № 12(78).
13. Пипия, Л. К. Социальный контракт в XXI веке: подводя итоги / Л. К. Пипия, В. С. Дорогокупец // Наука за рубежом. – 2020. – № 90. – С. 1-92.
14. Совершенствование средств поддержки граждан и индивидуальных предпринимателей: социальный контракт / В. К. Крутиков, Л. А. Косогорова, М. В. Якунина, В. А. Якунина // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). – С. 734-737.
15. Социальный контракт - инструмент государственной социальной помощи / А. Н. Аверин, А. В. Понеделков, П. С. Колимбет, Н. Д. Никоненко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 8. – С. 13-17.
16. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. - М: Проспект, 2020. 480 с.
17. Хохлова, О. Н. Социальный контракт как современный инструмент реализации социальной политики в России / О. Н. Хохлова // Индустриальная экономика. – 2022. – Т. 4, № 4. – С. 330-334.
Ресурсы сети Интернет
18. Консультант плюс URL:http://www.consultant.ru - Справочная правовая система
19. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru (дата последнего обращения : 20.02.2024)
20. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http:// mintrud.gov.ru (дата обращения: 20.02.2024).