Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретические аспекты использования самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка в средней школе
1.1 Понятие самостоятельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
В настоящее время многие ученые подчеркивают значимость и необходимость самостоятельной работы в учебном процессе средней школы. В сфере учебной литературы существуют различные точки зрения на определение этого понятия.
Самостоятельная работа, как отмечает исследователь А.И. Зимняя, представляет собой структурированную, целенаправленную и внутренне управляемую работу, развивающуюся вместе с процессом и результатами его усилий. Выполнение такой работы требует значительной степени самосознания, самоанализа, самодисциплины и личной ответственности, способствуя появлению чувству удовлетворения у учащегося на пути самосовершенствования и самосознания [5, c. 72].
Б.П. Есипов характеризует самостоятельную работу как задания, выполняемые без непосредственного участия учителя, но по конкретным указаниям учителя. Здесь учащиеся сознательно стремятся достичь целей своими собственными усилиями, а другие достигают своих целей посредством умственных или физических усилий [4, c. 95].
П.И. Пидкасистый утверждает, что определение самостоятельной работы должно включать в себя такие черты, как творческие способности и последовательность работы учащихся с точки зрения логического содержания. Он утверждает, что она служит средством, соответствующим конкретным образовательным целям в различных контекстах обучения, формируя широту и глубину знаний, навыков и компетенций, необходимых для решения когнитивных проблем на разных этапах развития учащихся [9, c. 183].
На основе этих определений можно выделить основные характеристики самостоятельной работы:
способность учащихся планировать, выполнять и оценивать задания самостоятельно, без постоянного вмешательства учителя;
систематический самоконтроль, самостоятельная адаптация и совершенствование методов реализации работы;
применяются когнитивные или практические задачи, побуждая учащихся к самостоятельной работе, требующей умственных, волевых и физических усилий;
учащиеся проявляют самостоятельность и творческое участие в решении проблем;
интеграция самостоятельной работы на занятиях способствует целостному развитию учащихся, снабжая их психологическими методологиями, стратегиями самообразования и возможностями для творческого самовыражения.
Исследователи Ю.Л. Колесникова и О.А. Долгина утверждают, что эффективность самостоятельной работы в значительной степени зависит от умения учителя формировать у учащихся отношение к самостоятельной работе и их возможности. Учителя направляют развитие этих навыков и могут заниматься с учениками индивидуально, в парах или командах. Они должны владеть компьютерными технологиями для облегчения творческой работы учеников в средней школе [6, с.432].
Среди современных исследователей и педагогов самостоятельная работа преимущественно рассматривается как компонент совместной педагогики. Н.М. Дезгоева утверждает, что основы современных методик кооперативного обучения были заложены еще в советское время, делая упор на самостоятельную деятельность учащихся. Это проявляется в следующих концепциях совместного обучения:
доминирующая роль теоретических знаний, основная часть которых должна быть усвоена учащимися самостоятельно;
разработанные практические занятия;
акцент на свободу выбора заданий;
рефлексивное мышление, возникающее непосредственно в результате самостоятельной деятельности [3, с. 53].
По мнению Н.М. Дезгоевой, этот метод обучения ориентирован на самостоятельную работу учащихся и считает, что его высокий образовательный потенциал обусловлен созданием благоприятного психологического климата среди учеников и высоким уровнем внутренней мотивации, отражающей высокое качество знаний [3, c. 54].
Самостоятельная деятельность учащихся является результатом творчества педагогов в рамках совместной педагогики. Это автономное усилие, и то, что может быть приобретено посредством него, не является полными знаниями (такими как знания, навыки, парадигмальные навыки), а приобретается в процессе самостоятельной деятельности [2, с. 84].
Обобщая различные мнения о том, что характеризует самостоятельную работу учащихся средней школы, можно сказать, что они пытаются выделить такие компоненты, как мотивация, креативность, лидерство, средства выполнения конкретной деятельности, организационные формы и т. д., которые работают не по-отдельности, а вместе. С одной стороны, они описывает внешние условия самостоятельной работы (управление, педагогическое руководство, система воспитательной работы, учебные пособия и т. д.) [7, c. 65]. С другой стороны, такой подход предполагает инклюзивный характер (мотивация, творческие качества, содержание и способ деятельности, самостоятельность) субъектной деятельности учащихся в процессе самостоятельного исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1 Белякова И.В., Кожушкова Н.В. Самостоятельная работа как ведущая форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке / И.В. Белякова, Н.В. Кожушкова // Научные труды Sworld. 2017. Т. 6. № 1. С. 86-88.
2 Бешукова Ф.К. Педагогика сотрудничества: самостоятельная работа учащихся как результат творчества преподавателя / Ф.К. Бешукова // Ученые записки. Под редакцией Л.А. Вицюк. Москва-Белореченск, 2014. – С. 83-86.
3 Дзгоева Н.М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 7. – С.53-54.
4 Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 2009. – 239 с.
5 Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
6 Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков, ДРОФА, 2011 – 432с
7 Конышева А.В. Организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку. – СПб: КАРО, 2005. – 208 с.
8 Мильберт Г.Е. Личностно-ориентированный подход в организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку / Г.Е. Мильберт // Проблемы современной филологии и лингводидактики. Российский государственный университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2015. – С. 169-172.
9 Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 265 с.
10 Рубцова А.В. Продуктивная учебная деятельности в области обучения иностранному языку и организация самостоятельной работы учащихся по иностранному языку/ А.В. Рубцова // Проблемы и перспективы языкового образования в XXI веке материалы III региональной научно-практической конференции. Кузбасская государственная педагогическая академия. – 2016. – С. 162-167.
11 Смирнова М.И. Виды и формы самостоятельной работы при изучении иностранного языка / М.И. Смирнова, И.Г. Коршунова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 11-2. – С. 155-160.
12 Сысоев П.В. Методик обучения иностранному языку с использование новых информационно-коммуникационных Интернет -Технологий ЕНИКС Глосса-Пресс Москва, 2014. – 180с
13 Теоретико-методологические основы подготовки учителей и преподавателей иностранного языка в вузе (уровень бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) : монография / Л.И. Корнеева, А.А. Белозерова, Д.Е. Жданова и др. ; под общ. ред. Л.И. Корнеевой ; Уральский федеральный университет– Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2022.– 200 с. : ил. – ISBN 978-5-7996-3492-6.– Текст : электронный.
14 Тоболкин, А. А. Вычисление показателя самостоятельности / А.А, Тоболкин // Одаренный ребенок/ – 2010, № 3. – С. 13-18.
15 Шелепова М.Г. Самостоятельная работа как способ организации учебной деятельности / М.Г. Шелепова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. – 2013. – С. 161-162.