Фрагмент для ознакомления
2
Современная цифровая эпоха породила сеть, в которой медиарепрезентации, или «медиаобразы», оказывают глубокое влияние на общественное сознание и восприятие общества. В данном исследовании рассматривается медиаобраз нижегородского зоопарка «Лимпопо» - объекта, имеющего большое значение для изучения культуры и влияния СМИ. Зоопарк, являясь одновременно образовательным и развлекательным центром, занимает уникальную нишу в медиаландшафте, где его изображение может существенно влиять на общественное мнение и посещаемость.
Теоретические основы медиаобразов в современной культуре требуют тщательного изучения, чтобы понять, как создаются эти образы и какие последствия они несут для таких организаций, как зоопарки, которые находятся на стыке образования, охраны природы и досуга.
Данное исследование обусловлено необходимостью прояснить медиаобраз зоопарка «Лимпопо», проследить его историческую траекторию, стратегическое позиционирование в публичном пространстве и взаимодействие с аудиторией через различные медиаканалы. Появление социальных сетей и цифровых платформ изменило ландшафт медиакоммуникаций, что делает необходимым анализ того, как эти цифровые форумы используются для формирования медиаобраза зоопарка.
Объектом исследования является медиаобраз нижегородского зоопарка «Лимпопо».
Предметом исследования являются процессы и механизмы, с помощью которых создается, передается и воспринимается общественностью медийный образ зоопарка «Лимпопо».
Цель исследования - проанализировать и прояснить медиаобраз нижегородского зоопарка «Лимпопо».
В соответствии с целью определены задачи:
- концептуализировать понятие медиаобраза в контексте таких культурных институтов, как зоопарки;
- рассмотреть специфические характеристики и составляющие медиаобраза зоопарка «Лимпопо»;
- изучить стратегии создания контента и коммуникации, используемые зоопарком «Лимпопо» и медиаструктурами;
- провести семиотический и дискурсивный анализ медиаматериалов, относящихся к зоопарку «Лимпопо»;
- оценить влияние цифровых медиаплатформ на формирование и трансформацию медиаимиджа зоопарка с акцентом на роль социальных медиа в обеспечении интерактивной и диалоговой коммуникации с публикой;
- изучить восприятие и интерпретацию аудиторией медиаобраза зоопарка «Лимпопо»;
- предложить рекомендации по оптимизации медиапредставительства и коммуникационных практик зоопарка «Лимпопо».
Методологическая основа исследования базируется на междисциплинарном подходе, который синтезирует теоретические рамки и эмпирические методологии из области медиаисследований, семиотики, культурологии и социальной психологии. Опираясь на работу А. А. Гравера, посвященную концепциям и направлениям исследований образов стран, брендов и репрезентаций в СМИ, исследование проводит анализ медиаобраза зоопарка «Лимпопо». Кроме того, в основе методологического подхода к контент-анализу, направленному на изучение медиаматериалов в части тематических акцентов и построения нарратива, лежит работа М. Н. Кима о технологии создания журналистских произведений. Основополагающее понимание мира образов и образа мира, которое способствует концептуализации медиаобраза зоопарка в рамках более широкого медиаландшафта, дает С. Д. Смирнов. В свою очередь, исследование Е. Н. Богданом медиаобраза России в рамках теории журналистики предлагают критическое понимание национальных и культурных аспектов медиарепрезентаций, что имеет отношение к анализу медиаобраза зоопарка в контексте российских СМИ. В основе семиотического анализа с интерпретацией медиатекстов и визуального контента лежат рассуждения Т. Н. Галинской о понятии медиаобраза и проблеме его реконструкции в современной лингвистике. Рассмотрение Т. С. Глушковой и О. А. Зайцевой медиаобразов как инструментов создания территориальных образов, а также исследование Ю. Н. Драчевой понятия медиаобраза с лингвистической и нелингвистической точек зрения создают методологическую базу для анализа того, как медиаобраз зоопарка способствует формированию региональной идентичности и общественного пространства. Кроме того, исследование Л. Б. Зубановой о современном медиапространстве позволяет понять принципы интерпретации медиапространства, что важно для определения места медиаобраза зоопарка в экосистеме цифровых медиа. Исследование феномена медиаобраза в социально-психологическом аспекте, проведенное Л. В. Хочунской, и исследование Л. А. Воловика и А. А. Бабушкина, посвященное социальной рекламе как инструменту популяризации зоопарков, позволяют понять психологическое и культурное воздействие медиаобраза зоопарка на публику.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в расширяющийся массив знаний на стыке медиаисследований, культурологии и экологической коммуникации, особенно в контексте зоологических парков. Используя междисциплинарный подход, в котором сочетаются семиотический анализ, контент-анализ и теория восприятия аудитории, данное исследование способствует пониманию того, как такие культурные институты, как зоопарк «Лимпопо», представлены и воспринимаются в медиаландшафте.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты медиаобраза зоопарков
1.1. Концепция медиаобраза в современной культуре
Медиаобраз, по мнению С. Д. Смирнова, представляет собой многогранную конструкцию, в которой сочетаются символические представления и общественное восприятие, возникающие в медиасфере . Это понятие развивает Т.Н. Галинская, определяя медиаобраз как сложную комбинацию текстовых и визуальных элементов, которые объединяются в целостную структуру в общественном сознании, что требует процесса реконструкции в современной лингвистике для раскрытия его многогранности .
Инструментальная роль медиаобраза в формировании территориальных образов, как утверждают Т.С. Глушкова и О.А. Зайцева, подчеркивает его способность влиять на восприятие и отношение общества к географическим объектам и их учреждениям, в том числе зоопаркам . Это дополняет рассуждения Ю. Н. Драчевой о двойных перспективах медиаобраза - лингвистической и нелингвистической, - подчеркивая необходимость выхода за рамки простого лексического анализа и охвата более широких семиотических и культурных нарративов .
Исследование современного медиапространства, проведенное Л. Б. Зубановой, дает представления об интерпретационных рамках и методологических подходах, необходимых для анализа медиарепрезентаций, которые имеют ключевое значение для понимания конструирования и распространения зоомедийных образов . В свою очередь, появление социальных медиа вносит парадигмальный сдвиг в динамику формирования медиаобразов, создавая более интерактивный и партисипативный медиаландшафт, который существенно влияет на изображение и взаимодействие общественности с зоологическими парками .
Синтезируя эти точки зрения, в данной главе автор стремится сформулировать комплексную теоретическую схему, которая охватывает все сложности медиаобразов зоопарков в современной культурной среде. Он стремится раскрыть взаимосвязь между медийными нарративами, символическими репрезентациями и социокультурными конструктами, лежащими в основе восприятия зоопарков публикой.
Понятие медиаобраза, рассматриваемое в рамках современной культуры, представляет собой многомерную конструкцию, состоящую из текстовых и визуальных нарративов, распространяемых по всему медиаландшафту. Т. Н. Галинская разъясняет это понятие, утверждая, что медиаобраз возникает как композит знаковых практик, включающих в себя как языковые, так и неязыковые элементы, которые объединяются в перцептивную схему в рамках общественного достояния .
Развивая эту основу, Т. С. Глушкова и О. А. Зайцева выделяют инструментальную роль медиаобразов в артикуляции территориальной идентичности, подчеркивая их способность формировать целостный образ географических объектов, включая такие учреждения, как зоопарки, тем самым влияя на восприятие и взаимодействие общества с этими объектами .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барабаш В. В. Образы России в мире. Курс лекций / В. В. Барабаш. – Москва: Ассоциация исследователей российского общества, 2010 – 296 с.
2. Богдан Е. Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики/ Е. Н. Богдан // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика. – 2007 – № 4 – 12 с.
3. Воловик Л. А. Социальная реклама как инструмент популяризации зоопарка с целью повышения общего уровня культуры / Л. А. Воловик, А. А. Бабушкин. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11145/ (дата обращения: 16.02.2024).
4. Всеволодова А. Н. Медиаобраз городов России в федеральных печатных СМИ / А. Н. Всеволодова // Вопросы теории и практики журналистики. – 2013 – № 2 – 153 с.
5. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике [Электронный ресурс] / Т. Н. Галинская // Вестник Оренбургского государственного университета – 2013 – №11. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-mediaobraza-i- problema-ego-rekonstruktsii-v-sovremennoy-lingvistike.
6. Глушкова Т. С. Медиаобраз как инструмент создания территориального имиджа / Т. С. Глушкова, О. А. Зайцева. – Текст: непосредственный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – Омск: Журнал Омской гуманитарной академии, 2017. – № 03 (29). – С. 50–57
7. Гравер А. А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования [Электронный ресурс] / А. А. Гравер // Вестник Томского Государственного Университета. – 2012 – №3. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-imidzh-i-brend-strany-ponyatiya-i-napravleniya-issledovaniya.
8. Драчева Ю. Н. Понятие медиаобраза и его описание в языковедческом и неязыковедческом аспектах / Ю. Н. Драчева. – Текст: непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. – Череповец: Журнал Череповецкого государственного университета, 2019. – № 2. – С. 134–146.
9. Зоопарк «Лимпопо» г. Нижний Новгород – Нижегородский зоопарк // URL: http://зоопарк-лимпопо.рф/
10. Зубанова Л. Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации / Л. Б. Зубанова. – Текст: непосредственный // Вестник культуры и искусств. – Челябинск: Журнал Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2008. – № 02 (14). – С. 6–17.
11. Игнаткина В. В. Социальные сети в современном рекрутинге / В. В. Игнаткина. – Текст: электронный // Медиаскоп. – 2012. – № 2. – URL: http://www.mediascope.ru/node/1093 (дата обращения: 16.06.2019).
12. Ильин Л. Г. Образ / Л. Г. Ильин // Энциклопедия философских наук, т. 1 – Москва: Советская энциклопедия, 1974 – 323 с.
13. История теории и практики социальных сетей. – Текст: электронный // URL: http://www.keep-intouch.ru/analytics/history/history-of-the-theory-and-practice-of-social-networks.htm (дата обращения: 17.06.2019)
14. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения: монография / М. Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001
15. Корженева, О. В. Медиаобразы в массовой политической коммуникации / О. В. Корженева. – Текст: непосредственный // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. – Санкт-Петербург: Журнал Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. – № 01. – С. 218–226.
16. Курбанисмаилов Ш. М. Социальные медиа-средства: основные виды и тенденции развития социальных сетей / Ш. М. Курбанисмаилов, М. В. Данилина. – Текст: непосредственный // МЦНС «Наука и просвещение». – Пенза: Сборник статей V Международной научно-практической конференции, состоявшейся 30 июля 2017 г. в г. Пенза, 2017. – С. 158–161.
17. Лебедев П. А. Социальные медиа: «новая» песня о социальном взаимодействии или показатель развития информационного общества / П. А. Лебедев, С. И. Петухова. – Текст: непосредственный // Пути России. Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. – Москва: Доклады участников XVII международного симпозиума, 2011. – С. 391–403.
18. Русакова О. Ф. Современная политическая философия / О. Ф. Русакова – Екатеринбург, 2010 – 220 с.
19. Салтыкова А. С. Понятие медиаобраза и его основные характеристики / А. С. Салтыкова. – Текст: непосредственный // Общество. Наука. Инновации (НПК-2017). – Киров: Сборник статей. Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция. Вятский государственный университет, 2017. – С. 3428–3433.
20. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981, – № 2 – 15 с.
21. Хочунская Л. В. Феномен медиаобраза: социально-психологический аспект / Л. В. Хочунская. – Текст: непосредственный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – Москва: Журнал Российского университета дружбы народов, 2013. – С. 91–93.