Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования (далее – ФГОС НОО) современное российское образование ориентирует на развитие и воспитание личности. В соответствии с ФГОС НОО младшим школьникам обязательно необходимо показывать личностные результаты, в рамках которых можно назвать целостный, а также социально ориентированный взгляд на мир. Также важно овладение обучающимися начальными навыками адаптации в динамично меняющемся мире, освоение младшими школьниками социальной роли, развитие у них ответственности, самостоятельности на базе представлений о нравственной норме, наконец, развитие у учащихся навыков сотрудничества и др.
Кроме этого, в обществе на современном этапе все большую значимость и остроту приобретают вопросы социализации детей. Это обуславливает анализ целей, основных задач, содержание процессов обучения и воспитания детей начиная с младшего школьного возраста. То есть, образовательный процесс в должен реализовывать процесс социализации обучающихся.
Период младшего школьного возраста особенно значим для успешной социализации формирующейся личности. Ведь в данный период ребенок знакомится и затем реализует правила поведения, обычаи, манеры. Он постепенно усваивает языковые и поведенческие особенности окружающих его людей. Иными словами, овладевает человеческой культурой в самом широком смысле этого слова.
В последнее десятилетие специалистами осуществляется поиск эффективных технологий, разного рода методов социального воспитания, а также средств, помогающих младшим школьникам более успешно социализироваться, то есть приобрести все необходимые навыки социального взаимодействия, а также уверенность в своих действиях с непосредственной опорой на отношения, собственные знания.
В этом случае в качестве одного из привлекательных для детей и эффективных направлений, способствующих социализации младших школьников, выступает арт-терапия.
Однако на практике при воспитательной работе с младшими школьниками методы и технологии арт-терапии не используются вовсе, или же используются только фрагментарно. Такого рода противоречие требует своего разрешения. На разрешение данного противоречия на направлено рассмотрение темы «Арт-терапия в процессе социализации детей младшего возраста на примере «МБОУ ДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский»».
На настоящее время исследователями были раскрыты отдельные аспекты рассматриваемой темы. Так, А.Е. Васильченко, Б.М. Мирдиянова и А. К. Савина акцентировали свое внимание на проблемах социализации детей. М. Бруно, Э. Крамер, В.А. Кулганов, Н.Е. Пурник, И.В. Сусанина и другие более подробно раскрывали историю становления и сущности арт-терапии. К.С. Анисимова, О.В. Барсукова, К.Д. Володина, С.Л. Выготский, Л.И. Забара, М.В. Киселева, Г.Е. Руденко, П.Е. Сазонова, О.А. Скрябина, Н.О. Сучкова раскрывали особенности социализации детей средствами арт-терапии. Объектом исследования Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и О. Смирновой стала сказкотерапия.
Объект исследования: социализация детей младшего возраста.
Предмет исследования: социализация детей младшего возраста средствами арт-терапии.
Цель исследования: обосновать возможности применения арт-терапии для социализации младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие арт-терапии и теоретические подходы к ее пониманию;
- раскрыть возможности арт-терапии для социализации детей младшего школьного возраста;
- изучить современный опыт применения арт-терапии для социализации младших школьников;
- определить возможности применения арт-терапии для социализации младших школьников в МБУДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
Гипотеза исследования: применение арт-терапии для социализации детей младшего школьного возраста будет более успешнее, если:
1) будут изучены методы и направления арт-терапии;
2) будет раскрыто влияние искусства и творчества на социализацию детей;
3) будет учитываться практический опыт педагогов и психологов по использованию арт-терапии для социализации младших школьников.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ научных публикаций по теме исследования; метод сравнения; синтез и логическая группировка выявленной информации и данных;
2) эмпирические методы: методика «Лесенка», тест по определению социального интеллекта Гилфорда, специальный тест оценки социально-коммуникативной компетентности младших школьников, а также методика «Пословицы» (автор - С.М. Петрова).
Эмпирическая база исследования: МБОУ ДО г. Иркутска ЦДТ «Октябрьский».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке специальной развивающей программы «Волшебный мир творчества», которая полезна может быть педагогам и психологам в рамках работы по социализации младших школьников.
Исследование в себя включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Арт-терапии: понятие, теоретические подходы
Арт-терапия представляет собой один из методов психологической работы, который на современном этапе использует достаточно широкие возможности искусства для достижения максимально положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном, а также личностном развитии человека. Индивид свои чувства и состояние может в этом случае выразить в рисовании, музыке, а также движении. Кроме этого, в процессе творческой деятельности формируется особая атмосфера гармоничной эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание человеком своего внутреннего мира и самого себя.
Необходимо указать, что арт-терапевтический метод появился достаточно давно. Это связано тем, что у многих народов издавна как средство исцеления разного рода болезней использовались специальная музыка, танцы, пение, рисование, скульптура и другое виды творческой деятельности. В этом отношении подчеркнем, что арт-терапия в качестве отдельного психотерапевтическое направление, весьма активно стала развиваться благодаря практическим исследованиям отдельных зарубежных психиатров, начиная с середины 1800-х гг. При этом первыми, кто акцентировал внимание на том факте, что именно спонтанная художественная экспрессия может обеспечивать лечебный эффект, выступили такие представители французской школы клинической психиатрии, как А. Тардье и М. Симон. Затем творчеством душевнобольных занимались достаточно глубоко Делей, Р. Вольма, Х. Принцхорн, Ж. Винчон, К. Вьяр и некоторые другие [4, с. 22–24].
С точки зрения большинства исследователей, существенное влияние и на мышление, и формы работы арт-терапевтов оказали прогрессивные идеи К.-Г. Юнга, в которых названных психолог рассматривал как универсальные, так и персональные символы, а также достаточно активное воображении пациента. В этом случае конечным продуктом творчества является выражение человеком неосознанных психических процессов. Исследователи М. Клейн, М. Милнер, М. Наумбург, Р. Пикфорд, а также А Хилл, И. Чампернон, А. Эренцвейг и некоторые другие психоаналитики, на основе вовлечения клиентов в процесс творчества и при этом проведения анализа продукты их деятельности, смогли сформировать первые аналоги арт-терапевтической практики современного периода.
Также в числе представителей различных направлений арт-терапии необходимо назвать М. Наумбург, которую принято в Америке считать именно основательницей арт-терапевтического направления. Названный исследователь в своих выводах ориентировалась на идеи З. Фрейда в отношении переживаний, возникающих в подсознании человека, и затем достаточно легко выражаемые именно в форме образов и символов. Следует указать, что идеи классического психоанализа, которые стали основой работы М. Наумбург, весьма точно выражают собой суть и задачи арт-терапевтического процесса в целом. Арт-терапевтическая практика, с точки зрения М. Наумбург, основывается именно на том, что значимые мысли и переживания индивида, выступающие в качестве порождения и отражения его бессознательного, могут свое выражение находить в первую очередь именно в виде образов, чем в словесных формах. Далее, в 1940-е гг. М. Наумбург в своей психоаналитической работе с детьми переходит к использованию рисуночных техник в качестве проективного инструмента диагностики. При этом она подчеркивает значимость отношений клиента и психотерапевта, без которых практически невозможно добиться максимально положительных и устойчивых терапевтических результатов [14].
Заметный вклад в развитие арт-терапии среди зарубежных специалистов сделали: Э. Крамер, полагавшая, что разного рода внутренние конфликты в процессе творческого акта могут переживаться вновь благодаря этому разрешаться положительным образом; Х. Квятковская, сумевшая в рамках проведения семейных терапевтических сеансов установить, что художественная сессия с обязательным участием всех членов семьи способна обладать терапевтическим эффектом, а также укреплять семейные отношения. А. Хилл самым первым в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих публикациях. Он исцеляющие свойства изобразительной деятельности связывал именно с возможностью отвлечения пациента от его достаточно «болезненных переживаний». Р. Пикфорда, М. Милнера, Д.В. Винникотта (1940–1960 года), в свою очередь принято называть своего рода «интеллектуальными лидерами» арт-терапевтического направления.
Следует указать, что вместе с зарубежными специалистами, влияния различных видов искусства на психофизическое состояние детей и взрослых изучал также отечественные ученые. Необходимо указать вклад в становление отечественных арт-терапевтических методик В.М. Бехтерева. Он занимался изучением влияния искусства непосредственно на психофизические функции в разных областях, к примеру, библиотерапии, музыкотерапии, танцевальной терапии, наконец, изотерапия. Именно на основе этого он смог выявить существенное положительное влияние терапии искусством на сердечнососудистую, двигательную и нервную системы индивида [15, с. 11].
Кроме этого, отечественными учеными рассматривали вопросы, посвященные взаимосвязи творческой деятельности и личностного развития человека, анализировали эмоциональные переживания и изменения в процессе проведения художественных и музыкальных занятий. Подобные проблемы свое отражение нашли в исследованиях Л.О. Венгер, А.В. Запорожца, Н.Н. Волкова, а также П. Никифоровой и ряда других научных деятелей. В свою очередь В.В. Рыжов, А.А. Попель рассматривали врожденную способность к творческому самовыражению в целях самоисцеления у человека ряда эмоциональных нарушений непосредственно в рамках личностного развития. Исследователем М.В. Киселевой был раскрыт механизм воздействия арт-терапевтического рисования на эмоциональную сферу личности при помощи снятия у него внутреннего напряжения на специальных занятиях творческим самовыражением [12, с. 17].
Такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, а также В.Н. Мясищев раскрывали взаимосвязь личностного развития индивида и художественной деятельности. К примеру, Л.С. Выготский полагал, что эмоции и переживания человека – это источник энергии, который способен катализироваться при помощи экспрессивных искусств, играющих роль мощного средства для выявления, проживания и последующего принятия своего рода «темных» аспектов нас самих. В этом случае самопринятие имеет первостепенным значением именно в плане развития у человека способности как к состраданию, та и сочувствию другим.
Л.С. Выготским проводилось немало исследований спонтанного творчества детей. Он рассматривал спонтанное рисование в качестве возможности для ребенка максимально легко выразить свои внутренние переживания. С позиции В.С. Мухиной и С. Левинштейна, так же существенное внимание уделявшим изучению детского рисунка, для ребенка спонтанная изобразительная деятельность весьма естественна, интересна, потому как она близка к игре и при этом не требует существенных волевых усилий [7].
В свою очередь зарубежные исследователи спонтанного творчества детей так же выделяли немало положительных нюансов в плане использования арт-терапевтических техник в работе с детьми. В данной области определенного успеха достигли Ю. Гудинаф, Г.М. Кершенштейнер, Л. Кларк, К. Кнудсен, С. Левинштейн, А.А. Линдстрем, К. Маховер, Ж. Пиаже, А. Штерн, К.Г. Энг и ряд других. Наиболее значимое место занимают работы М. Кляйн (1920), которой впервые предложен был термин «игровая терапия» и А. Фрейд, использующей миниатюрные игрушки в терапевтических и диагностических целях в рамках работы с детьми и подростками. Данные исследователи стремились проникнуть в бессознательную сферу детской и подростковой психики [6, с. 87].
Ш. Бюлер, а в дальнейшем и Д.М. Калф, М. Ловенфельд арт-терапию использовали в качестве диагностического инструмента в работе с детьми и подростками. В 30–40-х гг. прошлого столетия был разработан и обоснован на теоретическом уроне метод игры в песок, который стал дополнением к технике активного воображения К.-Г. Юнга. Д. Леви (1930 год) нередко практиковал игровую терапии отреагирования, которая позволяла ребенку успешно избавиться от психотравмирующей ситуации с помощью ее проигрывания непосредственно в терапевтическом кабинете. Ф. Аллен и Д. Тафт делали акцент на построение доверительных, а также максимально эмоциональных отношений пациента и психолога. К. Роджерс применял игровую терапию, ориентированную на клиента, способствующую при этом повышению его самооценки. Д. Винникотт применял игровые техники в целях улучшения у пациентов коммуникативной стороны психотерапевтического процесса [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, К.С. Влияние арт-терапии на социализацию детей / К.С. Анисимова, В.В. Михайлова. – Текст: непосредственный // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. – 2020. – № 2. – С. 43-46.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник / под редакцией Е.А. Медведевой. – Москва: Юрайт, 2018. – 274 с. – Текст: непосредственный.
3. Барсукова, О.В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями. – Текст: непосредственный / О.В. Барсукова // Образование и воспитание. – 2016. – №5. – С. 33-35
4. Бруно, М. Терапия творческим самовыражением / М. Бруно. – Москва: Академ.проект, 2018, – 487 с. – Текст: непосредственный.
5. Васильченко, А.Е. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Е. Васильченко, О.В. Кузнецова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – Москва, 2018. – С. 81-86. – Текст: непосредственный.
6. Володина, К.А. Применение арт-терапии в деятельности практического психолога в организации / К.Д. Володина. – Текст: непосредственный // Организационная психология. – 2017. – Т. 7. –№ 2. – С. 86-101.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / С.Л. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. – 96 с. – Текст: непосредственный.
8. Галкин, Н. Студия детей-инвалидов / Н. Галкин. – Текст: непосредственный // Родительское собрание. – 2018. – №1. – С.29-31.
9. Долматова, Е.С. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.С. Долматова, А.С. Назаркина, О.С. Шелудько. – Текст: непосредственный // Бюллетень мед. интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – № 12. – С. 62 - 65.
10. Забара, Л.И. Арт-терапия как инновационная технология социально-педагогической деятельности с детьми: к проблеме теории и методологии / Л.И. Забара, Л.Н. Якина. – Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 3. – С. 37 - 51.
11. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 170 с. – Текст: непосредственный.
12. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург: Речь, 2017. – 480 с. – Текст: непосредственный.
13. Крамер, Э. Искусствотерапия и общество / Э. Крамер. – Текст: непосредственный // Родительское собрание. – 2017. – №2. – С.53-71.
14. Кулганов, В.А. Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях / В.А. Кулганов, Е.В. Раева, А. В. Киселева. – Текст: непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 10 – С. 34-37.
15. Пурник, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала / Н.Е. Пурник. – Санкт-Петербург: Речь, 2018. – 234 с. – Текст: непосредственный.
16. Руденко, Г.Е. Личностно-ориентированный подход в дополнительном образовании одаренных детей с ОВЗ / Г.Е. Руденко. – Текст: непосредственный // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. - №11. – С.44-46.
17. Савина, А. К. Социализация как социально-педагогическая категория в исследованиях ведущих зарубежных ученых / А. К. Савина. – Текст: непосредственный // Ценности и смыслы. – 2017. – № 2 (48). – С. 114–130.
18. Скрябина, О.А. Арт-терапия как метод психолого-педагогической помощь детям/ О.А. Скрябина, Т.Н. Матанцева. – Текст: непосредственный // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 109–111.
19. Смирнова, О. Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами / О. Смирнова. – Текст: непосредственный // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2018. – №2. – С. 29 – 48.
20. Спиваковская, А. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. / А. Спиваковская. – Москва: ООО Апрель Пресс, 2018. – 430 с. – Текст: непосредственный.
21. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие / И.В. Сусанина. – Москва: «Когито-Центр», 2007. – 95 с. – Текст: непосредственный.
22. Сучкова, Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей / Н.О. Сучкова. – Санкт-Петербург: Речь, Сфера, 2008. – 244 с. – Текст: непосредственный.
23. Цветкова, Л.В. Деятельность центра художественного творчества по совершенствованию художественного воспитания / Л.В. Цветкова // Особенности художественного воспитания в условиях дополнительного образования. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2018. – С.3-14. – Текст: непосредственный.
24. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицына. – Москва: Детство-пресс. 2017. – 272 с. – Текст: непосредственный.
25. Иваненко, Л.Н. Изотерапия как метод арт-терапии / Л.Н. Иваненко. – Текст: электронный. – URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/11224-Izoterapiya_kak_metod_art-terapii.html / (дата обращения: 11.02.2024).
26. Калениченко, А.Б. Арт-терапевтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение / А.Б. Калениченко, Т.А. Родермель. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapevticheskie-metody-v-rabote-s-podrostkami-imeyuschih-deviantnoe-povedenie / (дата обращения: 10.02.2024).
27. Мирдиянова, Б.М. Социализация как педагогическое явление / Б.М. Мирдиянова. – Текст: электронный // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 87–88. – URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5892 (дата обращения: 12.02.2024).
28. Назаренко, А.А. Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / А.А. Назаренко, В.В. Смолянинова // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 71-73. – – Текст: электронный. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14883/ (дата обращения: 10.02.2024).
29. Сазонова, П.Е. История возникновения арт-терапевтического метода, как механизма психологического и педагогического воздействия / П.Е. Сазонова. – Текст: электронный. – URL: http://www.rusnauka.com/pdf/283376.pdf. (дата обращения: 12.02.2024).
30. Федяева, М.А. Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ. – Текст: электронный // Совушка. 2017. №1(7). – URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/7/ (дата обращения: 11.02.20224).