Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста и роль воспитателя ДОУ в процессе социализации 5
1.1. Анализ понятия социальное развитие дошкольников 5
1.2. Формы и способы социального развития детей дошкольного возраста 15
1.3. Роль воспитателя в процессе социального развития дошкольников 20
2. Методические аспекты социального развития детей дошкольного возраста 27
2.1. Организационно-педагогические условия социального развития детей дошкольного возраста 27
2.2. Методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Чтобы установить сегодня субъект - субъектные отношения между воспитателями и воспитанниками, необходимо признать за ребёнком право на личное развитие. Воспитанник сегодня с малых лет является субъектом собственной деятельности. Ребёнок имеет право на самостоятельность и на творческое проявление индивидуальности. Помочь ему в этом может воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО). Для этого важно и необходимо верить в силы и возможности ребёнка и доброжелательно к нему относиться.
Каждый педагог сегодня реализует личностно ориентированный подход в воспитании и развитии субъекта, который регламентирует ФГОС ДО. Тем не менее, на практике идеи личностно ориентированного подхода и взаимодействия не всегда находят должную реализацию.
Период пребывания детей в дошкольной образовательной организации является чрезвычайно значимым для формирования личности дошкольника. ДОУ работает над сохранностью психического и физического здоровья детей, а также над социальным развитием каждого из воспитанников. Именно воспитатель создаёт для детей безопасную развивающую среду, которая помогает дошкольнику успешно социализироваться и коммуницировать с окружающими его детьми и взрослыми.
Пребывание ребёнка в современном детском саду может существенно повышать качество психического и физического здоровья детей, в случае наличия в организации развивающей психологически комфортной среды. Понятие психологически комфортной и безопасной среды для дошкольника в психолого-педагогической литературе рассмотрено достаточно подробно.
Что касается практики, воспитателям не всегда удаётся найти оптимальные дидактические и методические материалы, которые могли бы способствовать социальному развитию дошкольника. Основное требование к образовательной среде ДОУ – это создание необходимых условий для физической и психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, включая его успешное социальное развитие. Именно к этому должна стремиться каждая образовательная организация и каждый педагог.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость социального развития дошкольников, определив при этом роль воспитателя.
Объект исследования: процесс социального развития дошкольника воспитателем.
Предмет исследования: средства и способы воспитателя при социальном развитии дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия социальное развитие дошкольников.
2. Изучить формы и способы социального развития детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть роль воспитателя в процессе социального развития дошкольников.
4. Описать организационно-педагогические условия социального развития детей дошкольного возраста.
5. Предложить методические рекомендации по социальному развитию детей дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы социального развития детей дошкольного возраста и роль воспитателя ДОУ в процессе социализации
1.1. Анализ понятия социальное развитие дошкольников
В дошкольном образовании происходят кардинальные изменения, как и в образовании в целом. Современная образовательная среда претерпевает инновационные социокультурные изменения. ФГОС ДО регламентируют реализацию системно-деятельностного и личностно ориентированного подхода. Этот процесс подразумевает субъект-субъектные отношения между педагогами и воспитанниками.
Исследователи Ю.П. Азаров, А.А. Кирсанов, В.А. Сластенин и др. работали в области субъект-субъектных отношений между педагогами и детьми. Самоценность дошкольного возраста рассматривали Л.А. Венгер, A.B. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. В содержании Концепции современногодошкольного образования лежит личностно ориентированное развитие ребёнка и деятельностный подход [15]. Рассматривая образование как фундаментальное средство культуры и развития субъектов, современная педагогика ставит задачу формирования самостоятельной и творчески активной личности, начиная с раннего детства.
Формирование личностных качеств субъекта важно осуществлять уже в дошкольном детстве, поскольку именно тогда закладываются стереотипы социального поведения каждого ребёнка. Социальное развитие дошкольника – это усвоение тех ценностей, традиций и культуры общества, в котором ему предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей. Ребёнка также учат жить по определенным правилам и нормам поведения.
Наибольшее влияние на социальное становление ребёнка оказывает его семья, но и роль ДОУ в этом процессе достаточно велика. Именно воспитатель как компетентный педагог определяет наиболее целесообразные средства и способы для социального развития для каждого дошкольника, согласно требованиям ФГОС ДО.
Социальная ситуация развития субъекта в дошкольном возрасте выражается во всех видах деятельности, и прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Именно игровая деятельность в данном случае будет являться основным средством социального развития дошкольника, поскольку игровая деятельность является для него ведущей. Характер дидактической, или иной игры изменяется вместе с развитием ребенка.
Под социально-личностным развитием дошкольника будем понимать целенаправленно организованный воспитателем процесс формирования ценностного отношения дошкольника к себе и окружающему миру, установление социальных отношений со сверстниками и взрослыми, которые способствуют саморазвитию, самопознанию и самореализации самого дошкольника.
Пути решения данной задачи лежат в плоскости совершенствования педагогического процесса в ДОУ. Также это регламентирует ФГОС ДО. Исследователи В.В. Горшкова, Н.А. Короткова и др. рассматривали процессы самореализации и самоактуализации субъектов воспитания и развития в условиях дошкольного и младшего школьного образования. В основе педагогического процесса ДОУ лежат субъект-субъектные отношения между воспитателями и детьми. В настоящее время существует много направлений в исследованиях, где рассматривают единство общения между детьми и взрослыми. Согласно подходам субъект-субъектной деятельности, речь всегда идёт о раскрытии потенциала дошкольника, в том числе творческого и социального [3].
Н.Ф. Радионова рассматривает любое субъект-субъектное отношение как систему. Она отмечает, что система лишь в том случае будет считаться развивающей, если она создаст активность со стороны любой стороны. Обе стороны должны проявлять соответствующую активность, как воспитатель, так и дошкольник. Этот процесс должен быть спланирован и организован воспитателем ДОУ. Это значит, что речь идёт об отборе соответствующих целей, форм и способов реализации воспитательно – развивающего процесса и др. Образовательная модель, реализуемая на основе системно-деятельностного подхода, кардинально отличается от традиционной образовательной модели, в том числе и в ДОУ. Традиционная модель чаще всего подразумевала монолог педагога, в отличие от системно-деятельностного подхода, который предусматривает реализацию диалога субъектов. В рамках этого диалога рассматривается проблема развития субъекта, в том числе, социального. Можно говорить о том, что эта проблема является одной из центральных в современной науке [9].
Над этим вопросом работали учёные К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, В.В. Давыдов и др. Субъект у них рассматривается как центр координации всех психических процессов, состояний и свойств [18]. Отношения между субъектами характеризуются как личностные и персональные. Межсубъектными являются отношения, в которых участники единого действия выступают как равно активные и равно свободные партнеры, ориентирующиеся друг на друга, как на инициативно-самодействующих субъектов. Субъектная позиция ребенка дошкольного возраста изучается исследователями, и рассматривается, как способность адекватно действовать в соответствии с целями и задачами деятельности в различных условиях [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст] / В.В.
Абраменкова – М.: ПЕР СЭ.- 2008. – 431 с.
2. Атемаскина, Ю.В. Профессиональные объединения педагогов в
современном дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Атемаскина.- Детский сад от А до Я.– 2017.–No 4.– С. 48-54.
3. Аджимуратова, А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста / А. Р. Аджимуратова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 10 (114). - С. 1155-1158. - URL: https://moluch.ru/archive/114/29936/ (дата обращения: 17.02.2024).
4. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы [Текст]/К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
5. Батюта, М.Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б.Батюта,
Т.Н.Князева. – М.: Логос, 2015. – 306 с.
6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами
[Текст]/Л.М. Волобуева.– М.: ТЦ Сфера, 2008.– 96 с.
7. Глазунова, В.Г. Педагогический совет как средство
совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] /В.Г. Глазунова.- Детский сад от А до Я.– 2017.– No 4.– С. 114-129.
8. Голицына, Н.С. Система методической работы с кадрами в
дошкольном образовательном учреждении [Текст]/Н.С. Голицына.– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 80 с.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик
воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
– СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
10. Дыбина, О.В. Моделирование методической работы
дошкольного учреждения в условиях инновационной деятельности [Текст] /О.В. Дыбина.-Детский сад от А до Я.– 2017.– No 4.– С. 70-79.
11. Калошина, И.П. Психология творческой деятельности: Учебное
пособие [Текст]/И.П. Калошина.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 559 с.
12. Истратова, О.Н. Большая книга детского психолога [Текст] / О.Н.
Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто – Феникс, Ростов/Д, 2008. – 576 с.
13. Короткова, Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных
группах [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. – Изд. 3-е, дораб. – Москва :
Линка-Пресс, 2014. – 64 с.
14. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ
[Текст]/П.Н. Лосев.– М.: ТЦ Сфера, 2015.– 160 с.
15. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Пособие для практических работников дошкольных учреждений [Текст]/В.М. минаева.– М.: АРКТИ, 2011.– 48 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду
[Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Пособие для воспитателя. 2-е
изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д». - 2010 – 96 с.
17. Михайлова-Свирская, Л.В. Индивидуализация образования детей
дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО. [Текст] / Л.В.
Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. – 128 с.
18. От рождения, до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – 336 с.
19. Пчелкина, Ю.В. Развитие творческих способностей педагогов [Текст] /Ю.В. Пчёлкина. - Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2017.– No 5.– С.16-20.
20. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст]/Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
21. Склянко, А. В. Условия активизации детской самостоятельной изобразительной деятельности дошкольников/ А. В. Склянко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 9 (113). - С. 1191-1194. - URL: https://moluch.ru/archive/113/28876/ (дата обращения: 17.02.2024).
22. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников:
диагностика, приёмы, коррекция [Текст] / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова
– М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 158 с.
23. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные
формы: пособие для педагогов [Текст] / [О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе,
Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт.
коллектива ПМК «Успех» Н.В. Федина]. – М.: Просвещение, 2011 – 205 с.
24. Юрченко, Л. Ю. Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность / Л. Ю. Юрченко. - Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. - С. 66-67. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10076/ (дата обращения: 17.02.2024).
25. Якобсон, С.Г. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов [Текст] / С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьёва – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2012 – 80 с.