Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современной образовательной среде сегодня используют много разнообразных подходов, чтобы повысить качество учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В первую очередь речь идёт об инновационных педагогических образовательных технологиях. Часто можно услышать разные названия этих технологий, воспитывающие, развивающие, образовательные, педагогические и др., но все они направлены на личностный рост и развитие школьников.
Введение в образовательный процесс ФГОС на каждой образовательной ступени, существенным образом изменил требования к результатам образования. Вопрос о значимости преподавания геометрии в общеобразовательной школе не является новым. Этому вопросу отечественные и зарубежные учёные и методисты посвящали специальные работы. Проблемами, связанными с преподаванием математики, занимались исследователи И.Г. Башмаков, Б.В. Гнеденко, В.Е. Прудников, А.П. Юшкевич и др.
Современные школьники, благодаря личностно ориентированным образовательным технологиям имеют все возможности глубоко знакомиться с геометрией, её основными понятиями, в том числе, благодаря ИКТ и цифровым технологиям. При этом, многие ученики не всегда чётко осознают, что математика как наука – это постоянно развивающаяся сфера человеческой деятельности и что она тесно связана с практикой и с другими науками. Современный учитель должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы школьники, приобретая знания и умения по геометрии, могли иметь возможность становиться свидетелями и соучастниками зарождения и развития многих математических понятий и идей.
Для этого педагогу необходимо использовать самые разнообразные образовательные технологии, в том числе, личностно ориентированные. Ознакомление учеников с содержанием геометрии следует проводить как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Залог успеха в данном случае, будет заключаться в том, чтобы умело исполь¬зовать элементы содержания геометрии таким образом, чтобы они органически сливались с излагаемым фактическим материалом.
Если такую работу учителю проводить систематически, то с течением времени все элементы дисциплины, в том числе, наиболее сложные для понимания, станут для школьников необходимой частью урока математики. Достичь высоких результатов в обученности школьников геометрии можно лишь при использовании новых личностно ориентированных технологий.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования личностно ориентированных технологий обучения геометрии в общеобразовательной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках геометрии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: личностно ориентированные технологии обучения геометрии в общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия личностно ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности личностно ориентированных технологий обучения геометрии в общеобразовательной школе.
3. Рассмотреть средства и способы реализации личностно ориентированных технологий обучения геометрии в общеобразовательной школе.
4. Описать организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированных технологий обучения геометрии в общеобразовательной школе (из опыта учителей математики).
5. Предложить методические рекомендации по реализации личностно ориентированных технологий обучения геометрии в общеобразовательной школе.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения геометрии в общеобразовательной школе
1.1. Анализ понятия личностно ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС
Сегодня вся система российского образования функционирует в условиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует условия для реализации основных образовательных программ, начиная от дошкольной образовательной организации, и заканчивая вузом. В эту систему входит среднее общее образование и среднее профессиональное образование [14]. В связи с этим сегодня часто рассматривают следующие модели обучения:
1. Модель организации обучения, ориентированная на оказание разнообразных образовательных услуг.
2. Культурологическая образовательная модель.
3. Дистанционное обучение.
4. Смешанное обучение.
Важно отметить, что в основе всех существующих моделей обучения сегодня лежит личностно ориентированный и системно – деятельностный подход. В этом есть принципиальное и глобальное отличие, которое отличает инновационные образовательные модели от традиционных.
Личностно ориентированное обучение – это способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей каждого из учеников. Для этого учитель создаёт все необходимые условия для развития их индивидуальных способностей. Личностно-ориентированное обучение выстраивается на основе принципа субъектности и предполагает поэтапный характер процесса обучения. Начинается этот процесс с изучения личности ученика, и в основе этого процесса лежат когнитивные аспекты.
Практика показывает, что личностно ориентированное обучение и осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности и др. В связи с чем можно говорить о том, что в основе личностно-ориентированного подхода лежит учёт индивидуальных способностей, возможностей и потребностей школьников. Базисом такого обучения является личность ученика, а цель обучения заключается в гармоничном формировании и развитии личности. Важнейшими личностными качествами в данной связи выступают самостоятельность, инициативность, целеустремлённость и коммуникабельность школьника.
Личностно ориентированное обучение основано на следующих принципах:
1. Принцип самоактуализации.
2. Принцип индивидуальности.
3. Принцип субъектности.
4. Принцип выбора.
5. Принцип творчества и успеха.
6. Принцип доверия и поддержки.
Особенность личностно-ориентированного обучения заключается в активизации субъектного опыта школьника. Для этого учителю важно создать ситуацию успеха, обеспечить обмен мнениями и организовать продуктивное коммуникативное общение школьников. Всё это заложено в личностно ориентированных образовательных технологиях. Традиционное образование подразумевает так называемую передачу знаний.
Личностно-ориентированный подход предполагает возможность создания и получения знаний самим учеником, т. е. знания не передаются ему для заучивания в готовом виде. Они конструируются, добываются, генерируются субъектов в процессе собственной учебной деятельности.
В традиционной образовательной модели не предусматривался процесс индивидуализации обучения. Эту модель часто называют знаниевой, поскольку в качестве конечного образовательного результата рассматривались сформированные знания, умения и навыки (ЗУН). Современный ФГОС рассматривает несколько видов результатов. Если рассматривать на примере общеобразовательной школы, здесь предусмотрена реализация трёх видов образовательных результатов:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Сегодня в любой педагогической модели обучения доминирующее положение занимает тот, кого обучают. Ради ученика определяют все параметры образовательного процесса:
-цели и задачи;
- содержание образования;
-формы, методы и технологии обучения;
-средства и источники обучения и др.
Задача педагога сегодня сводится в конечном итоге к тому, чтобы поощрять и поддерживать саморазвитие того, кто обучается и это никак не зависит от возраста ученика. Педагог, или наставник оказывает помощь в определении параметров обучения и поиске информации. Основной характеристикой процесса обучения становится самостоятельный поиск знаний, умений, навыков и формирование полезных и важных личностных качеств обучающегося [8].
Под личностно ориентированным подходом в этом случае понимают методологическую ориентацию в педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности. Это позволяет развить неповторимую индивидуальность субъекта обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бажукова, Е.Н. «Современные информационные технологии» [Текст] / Е.Н. Бажукова. - (из опыта работы): материалы III педагогической научно-практической конференции колледжа «Грани сотрудничества» (10 апреля 2014 г.) / под ред. Т. Н. Ковалевой, Т.А. Палагута. – Курск: ОБОУ СПО «КАТК». - 2014. – 84 с.
2. Базина, К.Я. Технология КМД [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://solie.ru/kultura/657/index.html (дата обращения: 19.02.2024).
3. Горовая, В.И. образовательные технологии и технологическая культура современного педагога [Текст] / В.И. Горовая. - современные наукоемкие технологии. – 2018. – No 10. – с. 35-36.
4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст] / А.К. Колеченко. - М: Каро, 2005. — 368 с.
5. Краевский, В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский. - Педагогика. – М., - 2013. – С.3-10.
6. Крылова, О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего
оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие [Текст] / Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. – С.-Пб: КАРО, 2015. – 128 с.
7. Кукушин, В.С. Современные педагогические технологии.
Начальная и основная школа. Пособие для учителя. (Серия «Школа развивающего обучения») [Текст] / В.С. Кукушин. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2013. - 448 с.
8. Кукушин, В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для
студентов педагогических специальностей [Текст] / B.C. Кукушин. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 306 с.
9. Классика педагогических технологий в формате инноваций
современной школы. Ситуация успеха [Электронный ресурс] /
https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2175 (дата обращения: 19.02.2024).
10. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии.
Проектное обучение: учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф.
образования [Текст] / / Н.В. Матяш. – М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
11. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид
педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации:
материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I.
Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140—146. / [Электронный
ресурс] — Режим доступа. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 19.02.2024).
12. Муштавинская, И.В. Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие [Текст] / Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. – С.-Пб: КАРО. - 2015. – 304 с.
13. Образовательные технологии [Электронный ресурс] — Режим
доступа. — https://ru.wikipedia.org/wiki/(дата обращения: 19.02.2024).
14. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема
классификации и реализации // Профессионально-педагогические
технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов.
Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19 / Труды Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств. — 2013. — No 1. —
Том. 200. — С. 309—312. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. -
http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii (дата обращения: 19.02.2024).
15. Панфилова, А.П. Инновационыные педагогические технологии:
Активное обучение: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. Проф.
образования [Текст] / А.П. Панфилова. 3-е изд., испр. – М: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
16. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст] / Под ред. Смирнова С.А. 4-е изд., испр. - М.: 2017. - 512 с.
17. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:
учеб. пособие [Текст] / C.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 369 с.
18. Педагогические технологии [Текст] / Под общ. ред. B.C. Кукушина.
М. Ростов-н/Д., 2004. — 336 с.
19. Педагогические технологии [Электронный ресурс] – Режим
доступа. - http://studopedia.5_34118_pedagogicheskie-tehnologii.html (дата обращения: 19.02.2024).
20. Педагогическая технология: сущность и история возникновения [Электронный ресурс] — Режим доступа. -
http://www.emissia.org/offline/2012/1923.htm (дата обращения: 19.02.2024).
21. Педагогические технологии – [Электронный ресурс] -
http://www.inschool.ru/education/innovatsionnaya-deyatelnost/4.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
22. Педагогические технологии. Классификация [Электронный ресурс] — Режим доступа. -http://katk46.ru/documents/metod_schkatulka/metod_text/metod_22.pdf (дата обращения: 19.02.2024).
23. Педагогические технологии: понятие, сущность, основные
подходы [Электронный ресурс] — Режим доступа. - https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8576/ (дата обращения: 19.02.2024).
24. Сергеева, Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в
образовательных учреждениях [Текст] / Г.П. Сергеева. - учебное пособие/отв. ред. И.В. Пигарева / Г.П. Сергеева. – М.: Педагогическая академия, 2015. – 176 с.
25. Технология «Педагогическая мастерская» [Электронный ресурс] — Режим доступа. - https://weburok.com0%90%93%D0%98%D0%98-%D0%9F%D0%95%D0%94/ (дата обращения: 19.02.2024).