Фрагмент для ознакомления
2
Развитие способностей человека – это одна из ключевых задач, стоящих перед современным обществом. В нашей быстропотребительской эпохе, где информация разворачивается с невероятной скоростью, важно не только усваивать факты и навыки, но и развивать свои индивидуальные способности. Индивидуальные способности – это уникальные навыки и таланты, которые отличают каждого человека от других. Они являются основой для достижения успеха и самореализации в различных сферах жизни – от профессиональной деятельности до развития личности. В контексте современной общественной динамики, понимание особенностей развития способностей человека становится ключевым фактором для успешной адаптации и продвижения в различных сферах жизни. Способности – это потенциальные возможности, которые позволяют нам лучше выполнять определенные виды деятельности, приспосабливаться к новым условиям и успешно преодолевать трудности.
Открытие и развитие своих индивидуальных способностей являются не только основой для личного роста и саморазвития, но и способствуют созданию инноваций, развитию науки и культуры, повышению качества жизни общества в целом. В данном исследовании мы рассмотрим основные особенности развития способностей человека, их влияние на формирование личности и возможности для достижения успеха и самореализации.
В настоящее время актуальность изучения способностей человека обусловлена несколькими факторами. Во-первых, с развитием технологий и автоматизации многих сфер деятельности, некоторые ранее необходимые навыки и качества приобретают меньшую значимость. В этой связи, перспективы карьерного роста и повышения конкурентоспособности на рынке труда все больше зависят от индивидуальных способностей человека.
Во-вторых, изучение способностей позволяет определить те области, в которых человек может проявить себя с наибольшей эффективностью. Зная свои сильные стороны, можно более целенаправленно развиваться и выбирать профессиональную сферу деятельности, соответствующую собственным предпочтениям и возможностям.
Кроме того, изучение способностей человека имеет практическую значимость в образовании. Различные методы и подходы к обучению позволяют учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика, что содействует более эффективному и качественному усвоению знаний.
Таким образом, изучение способностей человека является актуальной и востребованной темой, которая позволяет не только эффективнее использовать свой потенциал, но и улучшить профессиональные и личностные результаты в различных сферах деятельности.
Все это подчеркивает актуальность данного исследования.
Цель исследования – изучение связи между успехами студентов в учебе и способностью к аналитическому мышлению
Объект исследования – феномен способностей человека.
Предмет – связь между успехами студентов в учебе и способностью к аналитическому мышлению.
Гипотезой исследования выступило следующее предположение о том, что существует положительная зависимость между успехами студентов в учебе и их способностью к аналитическому мышлению.
Методы исследования:
• Теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение научно – методической литературы.
• Эмпирические - анкетирование, психодиагностическое тестирование.
• Статистические - описательная (дескриптивная) статистика, критерий Манна – Уитни с поправкой Холма-Бонферрони, критерий «хиквадрат», а корреляционный критерий Спирмена.
Методики:
• Опросник «Стили мышления (Брэмсон, А. Харрисон (R. Bramson, A. Harrison, 1984)»;
• Методика «Стиль деятельности» (П. Хони, А. Мэмфорд);
• Шкала академической мотивации (ШАМ) (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин)
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Развитие взглядов на природу способностей в истории психологии
Стоит отметить, что само понятие "способность" имеет широкое применение в различных областях современной теории и практики. Обычно способности определяются как индивидуальные особенности, которые являются необходимыми условиями успешного выполнения конкретной деятельности или нескольких деятельностей [1, С. 271]. Однако термин "способность" может быть трактован по-разному разными авторами, несмотря на его широкое использование в психологии.
Так, Аристотель, древнегреческий философ и учёный, понимал способности как высшую добродетель, единство профессионально важного качества и нравственного начала.
В Средние века (например, у Спинозы) понимание способностей было иным, нежели после формирования психологии как естественной науки с акцентом на экспериментальный метод.
Фрэнсис Гальтон, английский исследователь, географ, антрополог, психолог, статистик, основатель дифференциальной психологии и психометрики, а также основоположник учения евгеники, внёс значительный вклад в основы экспериментальной психологии, исследуя наследственность способностей человека. Его исследования в первую очередь фокусировались на различиях в чувствительности, времени реакции и других аспектах психических качеств, при этом не учитывая нравственную обусловленность. Гальтон признавал способности как психофизиологические качества, которые исключительно являются наследственно обусловленными [24].
В 1890 г. Рэймонд Бернард Кэттэл, британский и американский психолог, внёсший существенный вклад в развитие дифференциальной психологии в областях черт личности, способностей и мотивации, в США предложил опре-делять интеллектуальную физиологию индивида при помощи целого ряда опытов, названных им «умственными тестами» (mental test).
В начале 20 века Эдуард Клапаред, швейцарский врач-невролог, психолог, один из пионеров детской психологии, представитель функционализма, пытаясь обозначить определение способностей, отмечал сложность этой задачи и ограничивался утверждением, что «в наиболее общей форме способность – есть всякое психическое и физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения» [20, С. 161].
Чуть позже советский психолог Б. М. Теплов писал: «Я не предполагаю дать общую теорию одаренности, не предполагаю даже развить какую-либо гипотезу о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще неисполнимо. Мало того, всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положи¬тельных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны. Общая теория должна создаваться в ре¬зультате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей. В исследова¬нии одаренности советская психология только еще приступает к этому, и научно обработанный мате¬риал, которым мы располагаем, пока очень невелик» [23, С. 101].
Великий отечественный психолог С. Л. Рубинштейн в это же время писал: «Способности… в учебном арсенале… служили нередко для того, чтобы избавиться от необходимости вскрыть закономерности протекания психических процессов. Поэтому современная научная психология выросла в значительной мере в борьбе против психологии способностей… Ввиду этого, прежде чем вводить понятие «способности» в систему психологической науки, необходимо также очертить его истинное содержание» [15, С. 303].
Опираясь на работы С.Л. Рубинштейна, мы можем утверждать, что психические функции, такие как восприятие, память и мышление, развились в процессе эволюции для отражения свойств и отношений предметного мира. Они характеризуются аналитичностью и абстрактностью, то есть способностью отражать любые предметы внешнего мира, не связанные с конкретной деятельностью. Одаренность же, напротив, всегда связана с конкретной деятельностью и выступает как результат взаимодействия способностей в этой деятельности. Она характеризуется синтетичностью и конкретностью.
Способности служат для отражения отдельных аспектов внешнего мира. Они также аналитичны, но проявляются в конкретной деятельности, поэтому характеризуются конкретностью.
Таким образом, психические функции характеризуются аналитичностью и абстрактностью, одаренность – синтетичностью и конкретностью, а способности – аналитичностью и конкретностью, которые выступают конкретным проявлением психической функции (табл.1).
Таблица 1
Характеристики психологической функции, одаренности и способности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г Ананьев. – Санкт – Петербург : Питер, 2012. – 304 с.
2. Белоусова А. К., Сахабутдинова Э., Огнищева И. Взаимосвязь типа и стиля мышления менеджеров и студентов с креативностью // Когнитивные исследования на современном этапе: сборник статей Седьмой Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2016. С. 116–120.
3. Бухарбаева А. Р., Сергеева Л. В., Бухарова А. Р. Клиповое мышление поколения Z: методы развития творческого потенциала студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25, № 4. С. 787–796.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва, 2015. – 671с.
5. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2-1 (74). С. 14–16.
6. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2013. – 544 с.
7. Гордеева Т. О., Сычев О. Е., Осин Е. Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35, № 4. С. 96–107.
8. Долганов Д. Н. Модель оценки и прогнозирования успешности обучения // Вестник экспериментального образования. 2018. № 1 (14). С. 40– 54.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей : учебное пособие / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – Москва: Издательство «Юрайт», 2020.– ISBN 978- 5-534-09237-0. – EDN UQWUOI. – Текст : непосредственный.
10. Залесова Н. В. К вопросу о формировании академической успешности студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. № 2 (22). С. 34–39.
11. Зобина Т.В., Колобанов А.С. Психологическая структура способности к самоуправлению деятельностью с позиций метакогнитивного подхода // Успехи современной науки и образования. – 2016. – Т. 4. – №10. – С. 185-188.
12. Ивлева М.В. О сущностных характеристиках феномена одаренности // Сервис plus. 2017. Т. 11, № 3. С. 100–104.
13. Калюжная Е. М. Я-концепция как ресурс достижения целостности и зрелости личности / Е. М. Калюжная // психология: Вестник ХНПУ им Г. С. Сковороды. – Харьков : ХНПУ, 2014. – 102-112 с.
14. Лебедев И. Б., Журавлева А. К. Я-концепция и психологические механизмы ее формирования / Лебедев И. Б., Журавлева А. К. // Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя. – Москва, 2021 – 74-80 c.
15. Маклаков А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – Санкт-Петербург : 2016. – 592 с.
16. Мазилов В.А., Бугайчук Т.В. Проблема взаимосвязи мотивации и способностей субъекта деятельности // Вестник Вятского государственного университета. 2020. № 2 (136). С. 107–114.
17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. / В. С. Мухина. – 5-е изд., cтереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 239 c.
18. Петровский А.В. Теоретическая психология / А. В. Петровский. – Москва: Новая школа, 2016. – 485 с.
19. Пушкарева Т. П., Калитина В. В. Дидактические средства развития алгоритмического стиля мышления студентов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 126–143.
20. Слепко Ю.Н. Б.М. Теплов и исследования психологии способностей в российской психологии / Ю.Н. Слепко, В.А. Мазилов. – Текст : непосредственный // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. – 2021. – №1. – С.159–163.
21. Суворова Г.А. Об интеграции когнитивных действий в структуре способностей / «Психология способностей и одаренности»: материалы Всероссийской научно-практической конференции, [21–22 ноября 2019 г.] под ред. проф. В. А. Мазилова. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. — 554 с.
22. Теплов Б. М. Психология: учебник для средней школы / Б. М. Теплов. – Изд. 8-е [восстановленное с оригинала 1954 года]. – Москва : Концептуал, 2019. – 255 с.
23. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогические науки. 2014. № 4. С. 99–105.
24. Шадриков В.Д. Неокогнитивная психология: монография /В.Д. Шадриков — М.: Университетская книга, 2017. — 368 с.
25. Bulus M. Predictive analysis among thinking styles, goal orientations and academic achievement of student teachers // Yuksekogretim Dergisi. 2016. № 6. P. 62–71.