Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Общие закономерности формирования представлений об окружающем мире у младших школьников в норме
Младший школьный возраст выделяется как период повышенного интереса к окружающему миру. Знакомство школьников с окружающим миром - это средство воспитания в их сознании реалистичных знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитания правильного отношения к нему.
Мир вокруг нас - это то, что нас окружает, то, что нас окружает. Это разные существа и предметы: животные, люди, деревья, дома, небо, облака.
Формирование знаний об окружающем мире, об объектах и явлениях является важной составляющей психического развития ребенка. Содержание знаний об окружающем мире включает формирование точных и полных представлений о свойствах, качествах и назначении объектов. Дети могут накапливать знания об окружающем мире в повседневной жизни, во время прогулок, в различных видах деятельности. Жизнь и деятельность человека немыслимы вне связи с окружающим миром. Только разумно организованное взаимодействие обеспечивает предпосылки для полноценного развития личности, обеспечивает возможность нормального существования природы и человеческого общества.
Усвоение норм взаимодействия человека с окружающей средой целенаправленно осуществляется с самого начала пребывания ребенка в школе. Для развития представлений личности об окружающем мире особенно чувствителен младший школьный возраст. В то же время их обучение в начальной школе не всегда основано на принципе честности.
Желание познавать окружающий мир и самих себя по своей сути заложено в самой природе ребенка. Познавая окружающий мир, он приобретает необходимый жизненный опыт.
Человеческое познание окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственное познание и абстрактное мышление. Знание основано на мышлении. Предмет или явление могут быть восстановлены в памяти, запомнены. Содержание ознакомления младших школьников с окружающей действительностью, в первую очередь, включает накопление знаний в виде сенсорных образов. Таким образом, взрослые стараются привлечь внимание детей к различным предметам, благодаря чему накапливаются представления об их качествах и свойствах.
Младший школьный возраст выделяется как период повышенного интереса к окружающему миру. Закладывает основы миропонимания, формирования естественнонаучной картины мира (В. В. Абраменков, А. В. Зак, Ю. А. Аксенова, Л. В. Занков, В. Р. Ильченко, З. М. Калмыкова, М. Г. Ковтунович, А. И. Липкина и другие). Все исследователи согласны с тем, что богатство и точность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов отражают их когнитивные способности, качество влияний на обучение и мотивационные особенности. В то же время отмечается, что в этот период возрастного развития представления об окружающей среде еще нельзя считать идеальными. Формирование представлений обеспечивается взаимодействием всех познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения. Особенности аффективного развития могут играть значительную роль. Формирование представлений об окружающем мире отражается в высказываниях ребенка, продуктах его изобразительной и конструктивной деятельности. Но предметом специального исследования онтогенез представлений об окружающем мире является редко. Эмпирически выделенные критерии его совершенствования (полнота, насыщенность, точность, адекватность) оставляют неясным механизм этого процесса и его психологические закономерности
По мере того как картина мира ребенка усложняется в ходе онтогенеза, его представления об окружающем постепенно развиваются от недифференцированного, "синкретического" знания к упорядоченному концептуальному отражению реальности. Это связано с улучшением репрезентативных когнитивных структур, которые определяют стратегии обработки когнитивной информации и служат инструментом для ее дальнейшего поиска.
Знакомясь с окружающим миром, дети учатся отличать предметы от предметов, сравнивать и группировать их по разным признакам. Таким образом, в процессе познания окружающей действительности у ребенка развиваются память, мышление, восприятие, а также такие способы умственной деятельности, как синтез, анализ, классификация и сравнение.
Именно знание того, что его окружает, дает человеку возможность изучить накопленную обществом информацию, выделить из нее самое важное, выработать на ее основе систему жизненных ориентиров. Кроме того, растущий человек постепенно приобретает способность к саморегуляции, которая выражается в умении соотносить личное с общим, индивидуальное с социальным и способности оценивать свое взаимодействие с окружающей действительностью.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью: Детская патопсихология: хрестоматия. М.: Когито - Центр, 2012. – 495 с.
2. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М.: «Школа-Пресс», 2009
3. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок /Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. - М., 2015. – 390 с.
4. Гамаюнова А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Ж «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» - 2013 - № 3.
5. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 2009. - №6 – с.25.
6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология - 2010,- №5.- с.30-35
7. Кудрина С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.: «ВЛАДОС», 2014.
8. Кудрина С.В. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2014.
9. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы /Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков, 2009. – 238 .
10. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы / под ред. В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010. – 196 с.