Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Исторические аспекты разделения властей
Концепция разделения властей окончательно сформировалась в ходе буржуазной революции 15—11 вв. Основные положения этой теории были разработаны Локком и Монтескье.
Согласно концепции Локка, структура правительства состоит из трех элементов: законодательной власти, исполнительной власти и федеральной власти. Законодательная власть является «высшей». Оно возникло раньше остальных и было призвано обеспечить согласие и доверие общества. Какой орган наделен законодательной властью — один, несколько или несколько — определяет форму правления. В то же время законодательное верховенство страны не является абсолютным, а законодательная власть далеко не всесильна над народом.
Следуя этой позиции, Локк установил ряд конкретных ограничений законодательной власти государства.
1) Оно должно осуществляться посредством постоянных и обнародованных законов (которые не меняются в зависимости от политических обстоятельств) и все равны; 2) Оно должно следовать целям формирования государства, поэтому отдельные законы должны оцениваться с точки зрения общее благо; 3) Оно Главное - народная собственность - не может быть нарушено, и имущество не может быть передано без согласия народа, и налоги не могут быть взиманы; 4) Оно не может быть передано лицом другому лицу первоначально доверено народом [2].
Исполнительная власть играет в государстве подчиненную роль. Оно существует в условиях верховенства закона из-за необходимости постоянно обеспечивать соблюдение и контролировать исполнение законов, принятых здесь и сейчас. Необходимым условием существования исполнительной власти является разделение исполнительной и законодательной власти.
Дж. Локк различал общую административную власть для решения внутренних проблем и «федеральную» власть. Он включал «Федеральные полномочия: законы войны и мира, заключение международных соглашений и ведение дел с лицами и сообществами за пределами данного государства».
Относительно развитая система местного самоуправления в Великобритании отражается в общем разделении исполнительной власти на исполнительную власть по внутренним делам и «федеральную» власть по регулированию законов войны и военного права. Мир, заключение международных соглашений и отношения с отдельными лицами и сообществами за пределами государства. Создав такой департамент, Локк, можно сказать, сбалансировал различные части исполнительной власти, сделав ее эффективной и безопасной в вопросах внешней политики, но не имея возможности использовать внешние полномочия для решения внутренних проблем. Подчиняется другим государственным ведомствам [3, с.57].
Идеи Д. Локка были переняты и углублены в трудах С.Л. Монтескье внес фундаментальный вклад в процесс формализации концепции разделения властей. Он считает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходимо создать систему, в которой законодательная, исполнительная и судебная власть разделены и взаимно ограничены.
«Особое значение Ш.Л. Монтескье предлагал своей идее баланса властей и системы «издержек и балансов». Он считал необходимым установить такое соотношение между возложенными на него полномочиями, при котором в соотношении, они самостоятельно решают национальные проблемы, используя каждый свои правовые средства, имея при этом возможность сдерживать и уравновешивать друг друга, и не допускают возможности узурпации верховной власти какого-либо одного учреждения» [15, с.94].
Если Локк считал, что разделение трех властей достигается путем сотрудничества и тесного взаимодействия там, где законодательная власть выше исполнительной, то Монтескье подчеркивал необходимость вполне взвешенного, независимого и даже строгого разделения трех властей [5] .
Концепция «классической» модели разделения властей, предложенная Д. Локком и С.Л. Монтескье явился одним из средств становления и политического оформления гражданского общества, освобождения его от полной зависимости от государства, обеспечения прав и свобод граждан, влияния на развитие теории и практики легитимного государства; став основой конституционализма. . При этом сегодня законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не считаются существующими параллельно и абсолютно независимыми, напротив, доминирующей идеей является их сотрудничество и даже единство, и в этих рамках существует между законодательной, исполнительная и судебная ветви власти Различие и независимость. Институты, осуществляющие государственную власть, сохраняются и гарантируются конституцией [17, с.98].
Дальнейшее развитие концепции децентрализации связано с Революционными войнами британских колоний в Северной Америке и образованием США. Разделение властей как конституционный принцип впервые было отражено в конституциях тридцати штатов Северной Америки и Конституции США 1787 года.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Новая редакция : с комментариями Конституционного суда РФ. — Москва : Проспект, 2022. — 116 с.– 231 с. – Текст : непосредственный.
2. Анишина В. И. Функции судов как самостоятельной ветви государственной власти в Российской Федерации // Российский судья. – 2020. – № 10. – С. 14–16.
3. Бородин С. В., Кудрявцев В. Н. О судебной власти в России // Государство и право. – 2021. – № 10. – С. 21–27.
4. Дряхлов С. Принцип разделения властей и мировая юстиция // Российская юстиция. – 2019. – № 4. –С. 9–10.
5. Зенов Виктор Егорович СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Образование и право. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-vlast-v-sisteme-razdeleniya-vlastey-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 25.02.2024).
6. Ирина Владимировна Дикова Специфика судебной власти в системе разделения властей // Закон и право. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sudebnoy-vlasti-v-sisteme-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 25.02.2024).
7. Кагерманов Абу-Салих Сайдалиевич НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РОССИИ // Право и государство: теория и практика. 2022. №1 (205). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-printsipa-razdeleniya-vlastey-v-rossii (дата обращения: 25.02.2024).
8. Комутков С. В. От единовластия к разделению властей // Власть. – 2022. – № 1. – С. 17–23.
9. Краснов Ю.К. Принцип разделения властей в России: теория и практика //Право и управление. XXI век. 2020. №1.
10. Марина Гасан-Гусейновна Магомедова Принцип разделения властей и его реализация в современном мире // Закон и право. 2022. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-razdeleniya-vlastey-i-ego-realizatsiya-v-sovremennom-mire (дата обращения: 25.02.2024).
11. Нарлиев Т. Х. Взаимосвязь горизонтального и вертикального разделения властных полномочий // Власть. – 2021. – № 4. – С. 45–50.
12. Наталья Михайловна Чепурнова Сущность и содержание конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-konstitutsionnogo-printsipa-razdeleniya-vlastey-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 25.02.2024).
13. Нудненко, Л. А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие / Л.А. Нудненко. - М.: Юрайт, 2020. - 264 с.
14. Овсянников, П.Ю. Истоки теории разделения властей // Правовая культура в современном обществе. -2020. - №2. - С.85-89.
15. Пастернак А.М. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник науки. 2023. №7 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-printsipa-razdeleniya-vlastey-v-rf-na-sovremennom-etape (дата обращения: 25.02.2024).
16. Пастернак А.М. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ // Вестник науки. 2023. №7 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-printsipa-razdeleniya-vlastey-1 (дата обращения: 25.02.2024).
17. Самышин А.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА // Вестник науки. 2022. №11 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipa-razdeleniya-vlastey-v-mehanizme-sovremennogo-rossiyskogo-gosudarstva (дата обращения: 25.02.2024).
18. Сахарова А.С. Исполнительная власть: проблемы дефиниции// Сиб. юрид. вестн. 2023. №2.
19. Старков, О. В. Теория государства и права: Учебник / О. В. Старков, И. В. Упоров; под общ. ред. О. В. Старкова. 4-е изд. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. 372 с.
20. Цупрунов Сергей Николаевич Судебная власть в системе разделения властей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudebnaya-vlast-v-sisteme-razdeleniya-vlastey (дата обращения: 25.02.2024).
21. Шохин В.Н. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ: ГЕНЕЗИС И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА // Инновационная наука. 2023. №6-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-printsip-razdeleniya-vlastey-genezis-i-politicheskaya-praktika (дата обращения: 25.02.2024).