Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие и факторы формирования самооценки
Самооценка является важным компонентом личности человека, поскольку от того, как личность относится сама к себе, оценивает собственные поступки, видит себя как члена социума, зависит ее эмоциональное состояние и психическая деятельность. Формирование самооценки выступает в качестве одного их основных процессов развития личности, ее социализации и становления в различные возрастные периоды [Александрова, Коноваленко, Щербакова, с. 90].
В зависимости от самооценки человек осуществляет деятельность, формирует в себе различные качества, связанные с общением, обучением, презентацией себя другим. Важно понимать, что основная задача самооценки – регулирование отношений личности с другими людьми, формирование определенных социальных ролей и статусов [Ульябаева, Шакирова, с. 391].
Под самооценкой в научной литературе понимается способность человека адекватно оценивать себя и собственные возможности в сравнении с другими людьми и с собственными идеалами и представлениями о нормах и стандартах [Молчанова, с. 159].
Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности [Доронина, с. 42].
Обращение к самооценке человека как специальному предмету изучения диктуется ее центральным статусом в системе психологических феноменов. Самооценка и все, что связано с человеческим «Я», расценивается в качестве чрезвычайно важного личностного образования, служащего мощным регулятивным фактором поведения. Уровень самооценки личности влияет на многие стороны жизни, будучи важным показателем психического благополучия или неблагополучия [Лекарева, Михайлова, с. 206].
Исследователи отмечают, что самооценка представляет собой эмоциональный компонент Я-концепции личности, поскольку она всегда характеризуется субъективностью и необходимостью сравнения. Во многом самооценка зависит от окружения человека и условий формирования у него эталонов, которые обусловлены тем, личность социализируется и воспитывается в родительской семье [Бороздина, Молчанова, с. 99].
Самооценка человека может быть выражена очень ярко, т.е. ее проявления можно заметить во всех поступках, действиях и словах человека. Такая ситуация возникает в том случае, если самооценка имеет крайние уровни – либо очень низкий, либо очень высокий. Человек с нормальной самооценкой не задумывается о том, какой он, постоянно, он просто живет и действует в соответствии с собственными принципами и убеждениями, которые хоть и зависят от самооценки, но не связаны с ней настолько тесно, что это становится заметно окружающим [Галкина, с. 240].
В исследовании А.В. Захаровой рассматривается процесс формирования самооценки. Она справедливо выделяет при изучении самооценки операционный и личностный аспекты анализа. Структуру самооценки она рассматривает в единстве когнитивного и эмоционального аспектов [Захарова, с. 35].
Основные формы самооценки – общая и частная (парциальная, локальная). Она исследует и такие виды самооценок как прогностическую, актуальную (стимульную, корригирующую), ретроспективную; предлагает структурно-динамическую модель самооценки. А.В. Захарова предложила оригинальную концепцию самооценки, привела научные данные о взаимодействии самооценки с другими психическими явлениями [Захарова, с. 36].
Как указывают исследователи, формирование самооценки происходят посредством выделения нескольких этапов, которые представлены на рисунке 1.1 [Еличева, Илларионова, с. 121].
Как видно на рисунке 1.1, самооценка начинается формироваться примерно в 3 года, когда ребенок начинает понимать, что он самостоятельный субъект и хоть и связан с матерью, но отделен от нее и может совершать самостоятельные действия и иметь собственные мысли.
В 7 лет ребенок приходит в школу, попадает в совершенно незнакомый для себя коллектив, начинает осуществлять учебную деятельность, которая меняет его собственное представление о себе из-за наличия мнения других взрослых (не родителей), а также учебной аттестации, которая в баллах определяет его способности и возможности [Муранова, с. 100].
В 11 лет у личности формируется подростковое самосознание, которое обусловлено большим количеством факторов, проведенных через призму физических и психических трансформаций, свойственных этому возрастному периоду. В этом возрасте самооценка обычно снижается, подростку кажется, что он не такой как все, что его никто не любит, но и при этом и ему становятся не нужны прежние эмоциональные связи, поскольку ему хочется быть независимым, чтобы самооценка повышалась за счет доминирования в определенных социальных кругах [Муранова, с. 102].
В 17–18 лет человек ощущает себя взрослым, начинают формироваться определенные социальные статусы и роли. Человек может создать семью, начать воспитание детей, у него формируются определенные профессиональные склонности, он становится частью «взрослого общества», и его самооценка меняется [Чайковская, Ахмедова, Салецкая, с. 52].
Примерно к 25 годам на самооценку очень сильно начинает влиять профессиональный фактор, т.е. то, как человек проявляет себя в профессии, уважают ли его на работе, способен ли он привнести что-то новое в рабочий процесс, успешна ли его профессия. Также в данный момент человек может начать оценивать себя по уровню дохода, которого он способен достичь, что также связано с профессиональным фактором [Чайковская, Ахмедова, Салецкая, с. 53].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, И.А., Коноваленко, Г.В., Щербакова, В.В. Принципы изучения самооценки в современной психологической и социологической литературе: теоретический анализ и проблемы методологии исследования / И.А. Александрова, Г.В. Коноваленко, В.В. Щербакова // Сборник статей Балтийского федерального университета им. И. Канта. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2022. – С. 84–97.
2. Архиреева, Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребёнка младшего школьного возраста. Дисс. на соиск. уч..ст. к.психолог.н. / Т.В. Архиреева. – М., 1990. – 170 с.
3. Бороздина, Л.В., Молчанова, О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова. – М.: Проект–Ф, 2019. – 204 с.
4. Галкина, Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т.В. Галкина. – М.: Институт психологии РАН, 2017. – 398 с.
5. Доронина, Р.Д. Теоретические основы изучения самооценки в психологической литературе: виды самооценки, их краткая характеристика / Р.Д. Доронина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Сборник статей. – М., 2019. – С. 42–48.
6. Еличева, В.В., Илларионова, И.В. Теоретические подходы к изучению самооценки / В.В. Еличева, И.В. Илларионова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект. – 2020. – С. 119–122.
7. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – М.: Рипол–Классик, 2014. – 103 с.
8. Костицын, Н.Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределенияв ранней юности: на примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями. Дисс. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Н.Л. Костицын. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2003. – 182 с.
9. Крайлюк, А.И. Родительские установки: теоретические аспекты / А.И. Крайлюк // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2015. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-ustanovki-teoreticheskie-aspekty (дата обращения: 24.02.2024).
10. Лекарева, В.Д., Михайлова, А.Г. Исследование нравственной самооценки личности / В.Д. Лекарева, А.Г. Михайлова // Материалы научной конференции «Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества» / Сост. В.В. Головин. – М., 2020. – С. 206–208.
11. Молчанова, О.Н. Психология самооценки: учебное пособие / О.Н. Молчанова. – М., 2020. – 236 с.
12. Муранова, А.П. Факторы формирования самооценки личности с детском и подростковом возрасте / А.П. Муранова // Психологический вестник. – 2023. – № 6. – С. 80–91.
13. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен. Учебное пособие / Р.В. Овчарова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
14. Соколова, А.А. Родительство как социально-психологический феномен / А.А. Соколова. – Таганрог: Смена, 2023. – 158 с.
15. Таранова, С.М. Детско-родительские отношения в системе психологического знания / С.М. Таранова // Психологический вестник. – 2023. – № 8. – С. 40–56.
16. Ульябаева, Г.Ш., Шакирова, Д.М. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. Коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389–392.
17. Чайковская, Е.П. Ахмедова, А.М., Салецкая, В.Г. Современные подходы к исследованию самооценки человека во взрослом возрасте: теория и методология исследования / Е.П. Чайковская, А.М. Ахмедова, В.Г. Салецкая // Вестник Курского государственного университета. – 2022. – № 6. – С. 53–68.