Фрагмент для ознакомления
2
Именно идеи, сформированные в прошлом, особенно в древнерусской философии, являются актуальными и во многом соответствуют проблемам современности.
Крещение Руси в 988 году существенно повлияло на становление и развитие русской философии. Христианство дало российскому народу письменность и познакомило его с духовной культурой Византии, а через нее – с христианской философией и философией античности, особенно философией Платона и его последователей. Следует отметить, что оригинальные произведения Платона появились в России только во второй половине XVII века. Поэтому знакомство с его взглядами происходило через переводные тексты, привезенные из Византии.
Византийские мыслители отличались неоднозначным отношением к Платону, соответственно, и у древнерусских мыслителей это не могло не вызвать противоречивые реакции. Что касается христианских произведений, то рядом с произведениями христианских богословов и отцов церкви в Россию проникало множество апокрифов, что также не способствовало единству древнерусской философии и ее однообразию.
Однако на формирование древнерусской философии оказало влияние не только византийская и античная философия, но и собственная духовная культура России. Духовная культура Руси в период становления философии характеризовалась взаимодействием еще не исчерпавшего себя язычества и еще не победившего окончательно христианства.
Во многом это связано с уникальностью древнерусской философии, ее особым языком и стилем изложения. Во-первых, этот период фактически совпадает с развитием русского богословия, поэтому первые философские произведения в России, по сути, представляли собой богословские труды. Во-вторых, это проявлялось не только через слова, но и через живопись, музыку, архитектуру. Каждая из этих форм культуры могла нести философский смысл и значение. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, древнерусская литература характеризуется «отсутствием строго определенных границ между произведениями, между жанрами, между литературой и другими видами искусства» [14]. Кроме того, древнерусская философия отличалась от западной тем, что она меньше занималась чисто абстрактными построениями и имела более практическую направленность, стремилась к пониманию актуальных проблем общественной жизни древней Руси.
Русь в то время столкнулась с проблемой сохранения единства русских земель.
Эта проблема приобрела остроту и актуальность по нескольким причинам:
1) Русские земли подвергались постоянным нападениям степных кочевников, которые разграбляли, убивали и увлекали в рабство местное население. Необходимо было неустанно сопротивляться им;
2) На тот момент феодальная раздробленность русских княжеств фактически прекратилась, и для князей стало важнее расширять свои владения и защищать их, а не решать общие вопросы для всего государства. Войны и внутренние раздоры подтачивали силы Руси;
3) Все эти явления жизни не могли не вызывать недовольство со стороны простого народа. В источниках есть информация о народных восстаниях, произошедших в то время: в 1068 году в Киеве, в начале 70-х годов XI века в Суздале, и снова в Киеве в 1113 году.
1.2.Поиск оснований укрепления единства Руси
В таких тяжелейших условиях мыслители Древней Руси начали искать причины сложившейся ситуации и возможные пути выхода из кризисного состояния. Во второй половине XI века возникла и распространялась идея «казни Божией». Эта идея уже ярко репрезентована в «Повести временных лет», иных произведениях древнерусской литературы.
Данная теория гласит, что все происходящее на русской земли является следствием неправедных поступков людей, поскольку сами же люди и позволили греху овладеть ими и их душами. Соответственно, Богом были посланы тяжелые испытания.
И необходимо придерживаться христианских ценностей смирения, послушания, подчинения.
Особое значение имела разработка «Правды Ярославичей», которая гласила, что наказание должно совершаться не только воле Бога, но и в соответствии с человеческими законами. Соответственно, в данной теории была предпринята попытка нахождения начала, на базе которого была бы возможность прекращения братоубийственных войн, достижения единства русских земель.
Теория «социального примирения» имела большое влияние. Первое ее появление состоялось в Избирательной книге 1076 года. Будовниц, «...теория общественного примирения не была изобретена в 70-е годы XI века, она существовала и раньше, но в Коллегии выборщиков 1076 года, появившись в период крайнего обострения классовых противоречий, она нашла полную и всестороннее развитие» [4].
В данной теории были отражены разные социально-экономические и политические условия, актуальные для Руси, тем не менее, фундамент представлен идеей необходимости укрепить крупное землевладение. От развития крупного землевладения, как считалось, зависит благополучие государства, его полноценное развитие.
В связи с этим необходимо привести описание Б. Д. Грековым процесса заключается договора между князем Игорем и Византией в 945 году: «Он отмечает, что в состав посольства Игоря входили уполномоченные послы самого князя, его сына Святослава и его жены Ольги, двух племянников Игоря и 20 знатных вельмож, живших в разных городах Русь» [7].
Тем не менее, тогда же состоялось резкое обострение противоречий между удельными князьями, сыновьями князя Святослава Игоревича. И опять же, проблема достижения единства не была решена. Народ, безусловно, верил, что многое послано Богом за грехи, тем не менее, этого объяснения становилось недостаточно. Древнерусские мыслители полагали, что нужно решать проблему через достижение мира между всеми князьями, но проблема достижения единства и суверенности правления ими не была в то время поставлена.
И чтобы эти удельные отношения привести в состояние баланса, книжники предлагают концепцию «старшинства». Это подразумевало следующее: «необходимость создания строгих иерархических правил, которые будут едины для всех, вне зависимости от статуса». Это значит, что все младшие должны подчиниться старшим.
В 1097 г. в Любече состоялся первый съезд князей, на котором как раз и был поставлен вопрос относительно эффективности борьбы с половецким нашествием. Съезд был посвящен и проблеме «отечества», были сделаны попытки достижения компромиссов. «Отечество» — это «земля, способствующая прогрессу княжеского рода, имеющего полунезависимый статус. Этот статус не перешел к великому князю, который распоряжался им по своему усмотрению; при этом он уже не имел права смещать или перемещать князя из одной волости в другую».
Соответственно, съезд предлагает формулу: «Каждый должен сохранять свое отечество», тем не менее, это также и означает сохранение верности великому князю, оказание помощи тем князьям, которые находятся в беде, были несправедливо обижены.
Мыслители Древней Руси полагали, что этот принцип позволит прекратить междоусобицы.
Но все же, сама по себе идея отечества изначально содержала в себе многочисленные слабые стороны. Разрозненные княжества не могли достичь понимания. Принципы отечества стали нарушаться сразу после съезда, причем, делали это сами участники: «Давид, князь Игоревич, с согласия киевского князя Святополка Изяславовича ослепил князя Василько Ростиславовича». Идея отечества становилась и предметом дипломатических манипуляций, что в еще большей мере обостряло ситуацию.
Начиная с первой половины XI века, стали появляться произведения древнерусских мыслителей, которые стремились дополнить идею единства Русской земли другой фундаментальной идеей - идеей ее величия.
Митрополит Иларион (ок. 990 – ок. 1055) одним из первых выдвинул этот концепт, в частности, в произведении «Слово о законе и благодати». В данном труде разбираются актуальные вопросы устройства древнерусского общества того времени, анализируются ключевые политические идеи. В первую очередь, автор труа выступает именно за величие Русской земли и величие эпохи, созданной Ярославом Мудрым. Эту эпоху автор называет золотым веком. Кроме того, особое значение в обосновании идеи величия принадлежало христианству, которое также открывает перед Русью новые горизонты: «И все новое и молодое, по учению Илариона, лучше и ценнее старого. Именно в истории России осуществляется то, что символически заложено в континентальном сюжете. В этом, утверждает он, величие судьбы русского народа» [4].
Иларион был противником подчинения Руси извне. Он полагал, что каждому народу суждено пройти определенные этапы исторического развития: «от ветхозаветного закона, основанного на рабстве и подчинении одного народа во втором круге, до новозаветной благодати, провозглашая принцип и силу». Это означает, что как таковых избранных народов не существует, тем не менее, есть те народы, которые наделены преимуществом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахматов В.В. Русская религиозно-философская мысль о проблеме зла, греха и свободы // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 121-137.
2. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра // Путь. № 4. URL: http://www.odinblago.ru/path/4/6/ (дата обращения: 20.02.2024).
3. Бердяев Н.А. Философия свободы. М. : АСТ МОСКВА, 2010. 319 с.
4. Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль древней Руси (XI - ХГУвв). М. : Изд-во АН СССР, 1960. 488 с.
5. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., Республика, 2001. 672 с.
6. Васильев О.Л. Категория справедливости в современном российском законодательстве и в отечественном уголовном , //Законодательство. 2017. № 8. С. 10
7. Греков Б. Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат, 1953. 568 с.
8. Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X-XVII веков. - М. : Изд-во МГУ, 1990. 285 с
9. Давыдов, А. Ю. Религиозное сознание и общественная мысль Руси XIII — начала XV века: значение для современности непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). Москва : Буки-Веди, 2015. С. 54-56.
10. Замалеев А. Ф., Зоц В. А. Мыслители Киевской Руси. - К.: «Высшая школа», 1981. 158 с.
11. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2 т. Ростов н/Д : Феникс, 1999. Т. II.544 с.
12. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. 512 c.
13. Лемешко Г.А.. Философия Киевской Руси: зарождение социально-политической мысли // Культура и цивилизация (Донецк). 2019. №. 1 (9) С. 43-50.
14. Лихачев Д. С. Великое наследие. - М.: Современник. 1979. - 367 с.
15. Мальцев Г.В. Нравственные основания права: Монография. М.: Федеральная палата адвокатов 2016. С. 6-7.
16. Митрополит Бишкекский и Среднеазиатский Владимир. Земля потомков Патриарха Тюрка. Духовное наследие Киргизии и христианские аспекты этого наследия. М: Московская Патриархия, 2002. 352 с.
17. Муравьев А. В. Церковь и государство в византийском представлении // Отечественные записки. 2001. С. 94
18. Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. URL: http://azbyka.ru/ otechnik/Nesmelov_Viktor/dogmaticheskaja-sistema-svjatogo-grigorija-nisskogo/4_4 (дата обращения - 20.02.2024 г.)
19. Новгородцев П.И. Существо русского православного сознания // URL: http://student.lnpu.edu.ua/ua/znatu/yurk/book1/pravosl.htm (дата обращения - 20.02.2024 г.)
20. Поучение» Владимира Мономаха / Хрестоматия по древнерусской литературе. М.: «Русский язык», 1991. 303 с.
21. Розанов В.В. Опавшие листья. М. : АСТ : Астель, 2011. 383 с.
22. Русская философия права. Антология / Сост. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, М.В. Сальников. СПб.: Питер, 1999. 310 с.
23. Сказание о Мамаевом побоище. Подг. текста В. П. Бударагина и Л. А. Дмитриева, пер. В. В. Колесова, ком. Л. А. Дмитриева. // Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.
24. Слова и поучения Серапиона Владимирского. Подг. текста, пер. и ком. В. В. Колесова: [Электронный ресурс]// Электронные публикации Института русской литературы РАН. Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1997.Т.5: XIII век. 527с. URL: http://pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4963 (дата обращения 10.12.2023).
25. Слово Даниила Заточника / Хрестоматия по древнерусской литературе. - М.: «Русский язык», 1991. 303 с.
26. Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича. Подг. текста, пер. и ком. М. А. Салминой.// Библиотека литературы Древней Руси. РАН. ИРЛИ. Под ред. Д. С. Лихачева и др. СПб: Наука, 1999. Т. 6: XIV — середина XV века. 583 с.
27. Соловьев Вл. Оправдание добра. Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. 656 с.
28. Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М.: Сигети, 1967. Т. 4. 591 с.
29. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М. : Академический проект : Гаудеамус, 2012. 905 с.
30. Флоровский Г. Пути русского богословия. URL: http://www.vehi.net/florovsky/puti/07.html (дата обращения - 20.02.2024 г.)
31. Франк С. Реальность и человек. М.: Республика,, 2007. 382 с.
32. Хождение игумена Даниила / Хрестоматия по древнерусской литературе. М.: Русский язык, 1991. 303 с.
33. Чичерин Б. Н. Общее государственное право / Под ред. В. А. Томсинов . Система Гарант [Электронный ресурс]. – Режим доступа: локальный
34. Шестов Л. Добро в учении графа Л.Н. Толстого и Фридриха Ницше. URL: http://www.vehi.ne t/shestov/dobro.html(дата обращения - 20.02.2024 г.)