Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная постиндустриальная эпоха развития общества, актуализирует независимую, творческую активность личности, стабильность и принятие себя. В настоящее время одной из наиболее приоритетных задач социализации является создание и развитие творческих способностей. Творчество становится направлением развития, личностного роста, способом компенсации травматического опыта, необходимой частью фактически любой профессиональной деятельности, способом повышения эффективности для достижения поставленных целей и выявления ресурсов и развития уникальности каждой личности.
Реализация творчества в продуктивной деятельности, а также приобщение к области искусства с учётом потребностей различных индивидов заняло достойное место в практике коррекционной, терапевтической, консультативной работы специалистов помогающих профессий (врачей, психологов, психотерапевтов). Выстраивание процесса взаимодействия здесь осуществляется на основе диалога индивида со специалистом, либо с сами собой, при условии опоры на возможности и мотивы каждой личности и с учётом уникальной ситуации личностного развития.
Сегодня вопросы личностного становления нуждаются в новом знании о развитии конкретной личности, её внутреннего мира, определённых смыслов и переживаний, в общении с другим человеком и построении собственного «Я». В связи с этим, формирование личности в рамках идей экзистенциальной психологии приобретает особую значимость для решения проблем обретения свободы, умения нести ответственность за свою свободу, развития духовности, воспитания совести и способности любить. Представители различных научных психологических школ сходятся во мнении, что выстраивание позитивной Я-концепции, необходимое условие для формирования эффективных, поддерживающих отношений, укрепления базовых психолого-социальных форм взаимодействия, интегрированных способов деятельности, эффективно переносимых их одной сферы в другую.
Предполагается, что сегодняшнее общество научно-технического прогресса усложняется по мере своего развития и современное общество требует инициативных, способных к адаптации и проявлению творческой инициативы людей, с гибким мышлением и быстрой реакцией. Сегодня, творческое взаимодействие, в период «ускорения времени» и «нарастающей неопределённости», обуславливающей общую тревожность, приобретает новое качество и, как никогда, требует пристального внимания исследователей. Количество людей, вовлеченных в творческий процесс, значительным образом увеличилось. Ускорение темпа и ритма времени, ставит перед личностью всё новые и новые задачи, которые требуют самостоятельного выбора, усиливая творческую составляющую любой деятельности. Современная философия общества, видит в творческой коммуникации возможности возвращения человека к самому себе (В.И.Аршинов, Я.И. Свирский, В.А. Лекторский) и обретения способов выражения собственного эмоционально-смыслового отношения на зыке искусства. Авторы рассматривают искусство, как возможность порождения «смысла». Особенно плодотворным полем для воплощения смысла является искусство, а универсальным способом творческой коммуникации – творческая деятельность. Символическое выражение наполнено эмоциональным содержанием и является универсальной экспрессивной формой. В произведениях искусства, в творчестве, мы видим прямую репрезентацию чувств. Ценно также то, что творческое самовыражение не требует высокой степени передачи реальности, основной акцент сделан на форме и содержании, позволяя каждому додумывать созданный образ, являясь незаконченной, здесь есть место творчеству, возможность импровизировать.
Творческая деятельность, воплощенная в состоянии замысла, изучение особенностей освоения творческого выражения смысла, становится сегодня особенно актуальным и плодотворным научным направлением.
Вышесказанное определяет выбор и актуальность темы данного исследования: «Развитие позитивной Я-концепции методами творческого самовыражения».
Объект исследования: Я-концепция.
Предмет исследования: творческое самовыражение направление развития позитивной Я-концепции.
Цель исследования: изучение развития позитивной Я-концепции методами творческого самовыражения
Цель исследования определяет постановку задач исследования:
- рассмотреть понятие Я-концепции;
- описать психологические особенности творческого самовыражения;
- изучить арт-терапию как средство формирования позитивной Я-концепции;
- проанализировать методы арт-терапии.
Гипотеза исследования: освоение условно-символических средств реализации творческих задач в выразительной форме арт-терапии, обеспечивает развитие позитивной Я-концепции, ведет к развитию творческой коммуникации и «метакоммуникации», дает возможность индивиду выразить собственные состояния, настроения, мироощущение на универсальном языке искусства.
Степень научной разработанности темы исследования.
Понимание человека как автора своей жизни находит свое отражение в работах многих гуманистически ориентированных психологов теоретиков и психотерапевтов: А. Маслоу, К. Роджерса, Ф. Перлза, Р. Мэйя, Дж.Бюдженталя и т.д. Социальное значение человека экзистенциально создающего свой образ, в рамках которого расширяется понимание значимости и способов бытия, выбора истинных человеческих ценностей (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, Д.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.).
Известно, что творческие занятия любого типа могут оказать существенное влияние на психологические и социально-психологические особенности человека, послужить, также способом построения позитивной Я-концепции (Роджерс Н., Бернс Р., Ветлугина Н.А., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Матюшкин А.М., Савенков А.И и др.). В российской психолого-педагогической науке значимый вклад в эмпирический анализ способностей и их творческих аспектов внесли отечественные авторы классической школы психологии: Л.С.Выготский, Б.М.Теплов. Авторы указывают на то, что способностями можно считать специфические индивидуально-психологические особенности человека, которые создают отличия между личностью одного человека от другого, которые являются значимыми в успешности осуществления определённой деятельности или разных видов деятельности.
Вальдес Одриосола М., изучала специфику и классификации способностей в рамках изобразительной деятельности. Исследователь указывает, что изобразительная деятельность является отражением окружающей действительности в виде определённых, принимаемых на чувственном уровне зрительных образов. Воплощённый образ, рисунок, имеет ряд функций: эстетического развития, развития познавательных процессов, и др. в силу того, что может быть создан с разной целью, которая будет влиять на особенности его создания.
Различия в определении сущности и структуры художественно-творческих способностей (А.Г. Ковалева, В.С.Кузина, В.И. Кириенко, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой) определяют выделение двух групп способностей: способность к изображению и способность к художественно-творческому выражению (художественно-творческие способности), а также их особенности. Современные исследователи детского творчества (Богоявленская Д.Б., Ермолаева-Томина Л.Б., Комарова Т.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Морозов А.В., Николаева Е.И., Пономарев Я.А., Степанов Е.Н., Ушаков Д.В., Шадриков В.Д., Щебланова Е.И.) подчеркивают, что в развитии и формировании личности, без вовлечения детей в творческий процесс их развитие становится «ущербным».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, наблюдения, сравнительный, анализа и синтеза, исторический, экспертной оценки.
Экспериментальная база исследования: …..
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, которые дополнительно включают в себя параграфы, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1 Особенности построения позитивной я-концепции методами творческого самовыражения
1.1Понятие Я-концепции
Для определения понятия Я-концепции, обратимся к статье Р.Бернса «Что такое Я-концепция» (Райгородский, 2008). Автор начинает статью с определенной схемы-методики (см.Приложение), предполагающей описание себя, пользуясь определенным набором характеристик, и попытку выразить довольно элементарно свое эмоциональное отношение к своим качествам. Таким образом, в этих действиях присутствует два аспекта, рассматриваемые как основополагающие аспекты Я-концепции. Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о себе, сочетаемая с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к конкретным своим качествам, обозначают как самооценку или принятие себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, как он оценивает себя, свою деятельность и перспективы развития в будущем.
Данная схема, как отмечает автор – «…ни обладает достаточной надежностью и валидностью, но заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному…понятию довольно конкретные очертания» (Там же). Это процедура позволяет интуитивно представить наполненность рассматриваемого понятия.
Описательная и оценочная составляющие дают возможность определить Я-концепцию, как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три определяющих компонента:
1. Убеждения, которые могут быть и обоснова
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством, духовной культурой / М.Е.Бурно. – Московский психотерапевтический журнал. – №1
2. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. – М., 2002.
3. Вальдес Одриосола М. - Арттерапия в работе с подростками / М.С.Вальдес Одриосола. – 2010
4. Вальдес Одриосола М.С.Интуиция, творчество и Арт-терапия /М.С.Вальдес Одриосола. – 2012
5. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е.Василюк. – М.,1984
6. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С.Выготский. – М.,1968
7. Ганим Барбара Исцеление через искусство / Барбара Ганим. – Минск, 2005.
8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И.Копытин. - СПб.:Питер, 2002. – 368 с.
9. Копытин А.И. Техники телесно-ориентированной арт-терапии / Копытин А.И., Корт Б. — М.: Психотерапия, 2011. – 128 с.
10. Копытин А.И.Арт-терапия. Хрестоматия / Сост. и общая редакция А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
11. Копытин А.И.Методы арт-терапии в преодолении последствий
травматического стресса. – М.: Когито-Центр, 2014. — 206 с.
12. Колошина Т.Ю.Арт-терапевтические техники в тренинге / Т. Ю. Колошина, А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010. — 189 с.
13. Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.А.Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005.
14. Лебедева Л.Д.Энциклопедия признаков интерпретаций в проективном рисовании и Арт-терапии / Л.Д.Лебедева, Ю.В.Никонорова, Н. А.Тараканова. – СПб.: Речь, 2006. — 336 с.
15. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д.Лебедева. – СПб.: Речь. – 2003. – 256 с.
16. Мэй Ролло Мужество творить / Мэй Роло. – М.: Инициатива. – 2001. – 152 с.
17. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия. Что такое Я-концепция. Р.Бернс / Д.Я.Райгородский – Самара: БАХРАХ-М. – 672 с.
18. Роджерс Н. Исцеляющая сила экспрессивных искусств / Н.Роджерс / пер. с англ. А.Орлова: Манн, Иванов и Фербер; Москва; 2015
19. Хломов Д.Н. Арт-терапия в гештальте: Наталья Перская. Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя? (терапия глазами клиента) / Д.Н.Хломов. – ОБЩЕСТВО ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД». – Сборник материалов Московского Гештальт Института. – 2012. – 95 с. – С.74
20. Хломов Д.Н. Арт-терапия в гештальте: Наталья Перская. ИМК в стиле Арт, или Терапия родом из детства / Д.Н.Хломов. – ОБЩЕСТВО ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ «ГЕШТАЛЬТ-ПОДХОД». – Сборник материалов Московского Гештальт Института. – 2012. – 95 с. – С.83
21. Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии. Терапия искусством и творческим самовыражением (И. Бонштедт-Вильке, У. Рюгер) / Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. – СПб.: Речь, Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2001. - 784 с.